Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 5. Особенности Древнекитайской философии.

Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:

1. Принцип рассмотрения мира "природа - человек - общество", все элементывзаимосвязаны и находятся в динамическом равновесии.

2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той реальности,которая существует, поэтому она менее обращается к сверхъестественному и во всехфилософских учениях рассматривает проблемы управления государством и способысамоусовершенствования человека.

3. Древнекитайская философия слабо связанас наукой и не имеет логики.

4. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркиваетисключительность китайского способа мышления. Китайская философия относится кдругим с чувством превосходства, особенности национального умозрения и нетерпима ковсем другим.

Даосизм

Основателем даосизма является мудрец Лао-цзы. Основное понятие даосизма - Дао («путь»). Всё в мире несет в себе Дао, во всем проявляется его творческая энергия. Дао обладает противоречивыми свойствами: бестелесно, но предстает в виде конкретных вещей; бесконечно, но присутствует во всех конечных вещах; неизменно, но в то же время проявляется в постоянно изменяющихся вещах. Эти противоречия являются источниками развития мира. Значительное место в даосизме занимает учение об обществе. Все в мире подчиняется закону Дао, поэтому мудрый правитель не должен вмешиваться в естественный ход событий. Поэтому идеал образа жизни человека в даосизме – недеяние, т.е. пассивное созерцание хода бытия, отказ от преобразования мира. Естественное состояние общественной жизни - мир, а не война.

Конфуцианство

Основоположник этого направления - Конфуций. В центре внимания вопрос о способе государственного правления. Конфуций считал, что управление должно основываться на моральных нормах. Общество представляет собой огромную семью, глава - император. Верховной силой, которая следит за порядком в мире, является Небо. Все отношения в обществе, все права и обязанности изначально заданы Небом. Конфуций настаивал на необходимости возврата к древним нормам и правилам поведения, главное из которых – «золотое правило нравственности»: «Не делай по отношению к другим того, чего не желаешь себе». Управление обществом, по мнению Конфуция, следует доверять наиболее образованным и одаренным людям. «Благородный муж» должен обладать следующими основными качествами: следование долгу; стойкость по отношению к бедам и трудностям; способность помогать другим и не приносить им зла. «Благородный муж» должен испытывать 3 «страха»: перед велением Неба, перед великими людьми, перед словами мудреца.

Вопрос 6. Древнегреческая натурфилософия (Пифагор, Гераклит)

Милетская школа

Основател ь – Фалес. Основная идея: вся природа происходит из воды. Он отказался от мифологического подхода в обосновании мира, полагал, что познание природы предполагает поиск единства в многообразии ее явлени й. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Онпредставлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде. Считал, что неживая природа, все вещи имеют душу. Допускал наличие множества богов. Считал центром вселенной Землю. Анаксимандр первоначалом всего сущего считал "апейрон" - бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Вывел закон сохранения материи: все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов элементы остаются и образуют новые вещи и живые организмы. Первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных. Анаксимен предлагает в качестве первопричины всего сущего воздух – это некая душа мира. Она не заметна и невидима, но везде присутствует. Наше соприкосновение с мировой душой – дыхание: "мы вдыхаем часть мировой души". Изучал природные явления и объяснял их через влияние воздуха

Элейская школа

Основными представителями элейской школы считают Парменида и Зенона. Философия Парменида заключается в следующем: есть только бытие, небытия нет; существует не только бытие, но и небытие; бытие и небытие тождественны. Истинным Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, текучесть - все это удел мнимого. Зенон. С помощью логических аргументов доказал, что допущение множественности вещей и возможности движения приводит к выводам, которые исключают друг друга. Значение апорий Зенона состояло в том, что в них он натолкнулся на проблему континуума, обнаружив, что непрерывная величина не может трактоваться как совокупность дискретных точек.

Гераклит («плачущий философ»)

Один из основоположников диалектики. Своѐ учение он изложил в сочинении «О природе». Все существующее, по Гераклиту, находится в процессе вечногоизменения, причиной этого является борьба противоположностей. Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб"). Всеобъемлющим божеством считал Логос - Мировой Разум. Был сторонником чувственного познания окружающей действительности. Движущей силой всех процессов считал борьбу: "война есть отец всему и мать всему".

Пифагор

Одним из первых мыслителей, назвавшим себя философом, по легенде был именно Пифагор. Пифагорейская философия в целом,рассматривала мир, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел игармонии. Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. Говорил, что в основе всего лежит число. Верил в переселение душ. Считал единицу мельчайшей частицей всего. Пытался выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и егоструктура. | Вопрос 20. Материализм Фейербаха.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 127 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.