14. Космологический и антропологический периоды древнегреческой философии
Античная философия зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э.
Становление и развитие - рациональное постижение. Своеобразной чертой являлась ее первоначально тесная связь с учениями о природе. Характерная черта - космоцентризм. Центральный элемент - учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении.
В эволюции античной философии выделяются следующие пять периодов:
1) космологический, называемый порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);
2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);
3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);
4) эллинистический, связанный с возникновением и распространением эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, а также неоплатонизма (конец IV в. – I в. до н.э.);
5) римский, представленный философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).
Зарождение античной философии происходит на рубеже VII-VI вв. до н.э. в Ионии. Ионийская философия представлена Милетской школой и Гераклитом.
Представителями Милетской школы были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес – основа всего сущего – жидкость, она начало и конец. Ставит проблему начала мира с философского мировоззрения. Анаксимандр – от конкретного к абстрактному, основа сущего «апейрон» - неопределенная природа.
Анаксимен – от абстрактного к конкретному, основа сущего – воздух, всё остальное – лишь степень его сгущения.
Гераклит Эфесский - переход от чувственного воззрения к его понятийно-категориальному восприятию, основа сущего – огонь.
Суть гераклитовского учения - борьба, постоянное движение, изменение и превращение друг в друга противоположностей.
Таким образом, ионийская философия поставила вопрос о едином начале, из которого возникают и в которое возвращаются все вещи, и решила этот вопрос на основе движения.
В конце VI в. до н.э. возникает Пифагорейский союз, основателем которого стал Пифагор (Южная Италия) – бессмертие души, космос – порядок, который устанавливается числом.
Основными представителями элейской школы являются Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский. Значение элеатов – вопрос «как можно мыслить бытие».
Основа философии элеатов - учение Парменида – всё вечно, неделимо, неподвижно.
Антропологический период развития древнегреческой философии
Представители софистики: Протагор, Горгий, Критий. Доминирующие темы софистики – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты вели странствующий образ жизни, переходя из полиса в полис и за определенную плату обучая их граждан искусству красноречия и ведения спора. Раздвигая границы полиса, они стали носителями панэллинского начала, а распространяя знания – превратились в просветителей.
Протагор - «человек есть мера всех вещей существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют». Критерием истины человеческого знания - сам мыслящий субъект. Он провозгласил изменчивость главным свойством материи, распространив этот принцип и на человека. Данный принцип составил основу релятивизма софистов, то есть признание относительности знания. Второй принцип подчеркивал, что все возникает и существует лишь в отношении к другому и ничто не существует само по себе. Третьим принципом стало положение о том, что все существующее в космосе приходит в противоположность себе, а не изменяется как попало.
Сократ – душа человека есть «Я познающее», ценность души в познании.
Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетельной и гармоничной. Субъективная диалектика, истина – независимое от людей знание. Широко использовал метод индукции.
Девиз Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» определил суть его философии. Счастье и добродетель тождественны, зло – есть незнание добра.
15. Древнегреческая философия эпохи высокой классики: Платон и Аристотель
Платон: идеализм, мир идей – первичный к миру вещей. Мир идей — постоянный, совершенный, мир чувственных вещей — ложный, зависимый. Пытается объяснить мироздание, физический мир и космос, вводит понятие материи. Хора —тождественна сама себе, пластична и способна принимать различные формы, становясь материей, является источником множественности, единичности, материальности, изменчивости. Вводит понятие «мировая душа», наделяя ее атрибутами движения, одушевленности, сознания и познания. Именно она связывает мир идей и мир вещей, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах.
Человеческая душа бессмертна. Запредельный мир, наблюдение мира вечных идей. Теория познания построена на вспоминании, руководящее начало - разум.
Утопическая теория государства: власть - философам, охрана порядка — воинам, а производство — ремесленникам, земледельцам и купцам. Упразднить собственность для философов и воинов, упразднялся индивидуальный брак и вводилась общность жен, функция воспитания детей отводилась государству.
Аристотель(384—322 гг. до н. э.) попытался преодолеть разрыв между идеей и чувственно-воспринимаемыми вещами, создав учение о форме. Исходил из того, что каждый предмет есть соединение формы и материи. Главный аргумент - сущность вещи не может находиться вне самой вещи. Четыре вида причин: материя, форма, движущая причина, целевая причина.
Наибольшее значение придавал форме. Материя— возможное бытие, форма - действительное бытие. Оставался в рамках философии Платона, но видоизменил концепцию. Вне чувств восприятие предметов не существует, познание сущности вещи начинается с опыта. Без опыта не может начаться ни один акт человеческого познания. Считал, что при объяснении явлений природы истинное знание должно основываться на доказательствах и единстве научных знаний. Выявив эти главные черты, философ занялся анализом природы доказательств, рассматривая законы формальной логики, общие категории, через которые формируется научное познание. Историческая заслуга - создание формальной логики. Логика—это органон, человеческое изобретение.
Осознание отличия общественного бытия от природного и понимания человека как существа общественного. Соотношение государства, общества и человека он рассматривает как соотношение целого и части. Любой индивид есть подлинный человек только в качестве гражданина полиса, сообщества
свободных граждан. Ему принадлежит выражение, ставшее классическим —«человек—это политическое животное».
16. Неоплатонизм как вершина и завершение античной философии и культуры
Мифы, верования, тайные учения, пришедшие из Азии, находили все больше почитателей в западных провинциях Римской империи. Наиболее значительным среди таких очагов позднеантичной духовности стала Александрия. В первые века новой эры все более значимым фактором становилось христианство. В противоборстве с новой религией родилось последнее значительное течение античной философии - неоплатонизм. Основатель неоплатонизма - Плотин.
Задача - систематизация языческого мировоззрения, противостоящего христианству. Центр учения - представление о Едином. Единое недоступно для человеческого понимания. Плотин называет его "невыразимым" (арретон). Оно нерасчленимо на части - и в то же время порождает все многообразие вещей и явлений, растворено в них - и вместе с тем глубоко от них отлично.
Плотин описывает это, используя термин "эманация", или "истечение". Единое "изливается" и тем самым превращается в мир - в то, чем оно с самого начала не было.
Эманация подразделяется на три этапа: на первом возникает ум (нус), на втором - душа (псюхе), а на третьем - меон (дословно "несуществующее"): так Плотин, в соответствии с платоновской традицией, характеризует материю.
На следующем уровне эманации, при возникновении души, появляются новые, дополнительные различия. Наряду с душами людей существует и мировая душа. Как мировая душа, образующая структуру мироздания, так и любая из душ индивидуальных, подразделяется, в свою очередь, на высшую и низшую. Низшая создает природу (фюсис), тогда как высшая представляет собой сверхчувственное начало. Высшая душа существует до рождения человека и продолжает существовать после его смерти; в потоке перевоплощений, при переходе из одной телесной оболочки к другой, она остается неизменной. Ее конечная судьба определяется нравственными качествами человека.
Единое Плотин отождествлял со светом. И, подобно тому, как луч света, ослабевая, в конце концов растворяется во тьме, так и оно на последнем этапе эманации создает материю. Как и его предшественники, Плотин характеризует ее чисто отрицательно. Это непроглядная тьма, из которой стремится вырваться душа человека.
На достижение этой цели и направлена практика неоплатонизма. Покинув мир, душа хочет вернуться к Единому, пройдя стадии эманации в обратном порядке. Это возможно лишь для той души, которая способна отрешиться от всего чувственного и испытывать наслаждение от созерцания идеи. В таком случае она может возвыситься до уровня Ума. По логике неоплатоновского учения, на
этом ее восхождение к Единому должно закончиться. Однако, безоглядное восхищение Единым дает душе возможность выйти за свои собственные пределы - такое преодоление индивидуального "я" (экстасис) приводит ее к полному слиянию с Единым.
Философия неоплатонизма сыграла роль теоретической основы, использованной для синтеза всех языческих культов. Попытки создать языческое богословие не могли, повлиять на исход спора между античной религиозностью и христианством. Античная философия, становление которой когда-то началось с переосмысления мифологической традиции, снова вернулась к мифу.
17. Понятие, основные особенности и этапы развития средневековой философии
В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Формируется новая религия - христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви.
Средневековая философия, таким образом, сформировалась под влиянием древнегреческой философии и священного писания.
Теоцентризм - признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь мир - его творение («креационизм» - лат. творю, создаю.)
Два этапа становления - патристика и схоластика.
Патристика
Теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона. (идеализм, окружающий мир изменчив, реально существуют лишь идеи бестелесные (эйдосы) и прочее)
Этапы патристики:
Апологетика (защита) (2-3 вв.) - оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Христианство защищается. До 313 года это гонимая религия, принятая за каннибализм. Император Константин уравнивает христианство с другими религиями. 325 году христианство стало официальной государственной религией Рима.
Классическая патристика (4-5 вв.) систематизировала христианское учение. Деятельность Аврелия Августина и Дионисия Ареопагита. 5 в.- золотой век патристики.
Смысл апологетики: Христианство не имеет аналогов. С точки зрения античности - недопустимо любить врагов. Христианство - религия любви. Моральный аскетизм. Из этого рождается две мысли. Были апологетики, которые признавали сходство двух традиций. Радикальные апологетики говорили, что истина только у христианства.
Неоплатоническая линия. Три ипостаси, три неба:
1.небо святого духа (ниже)
2.небо логоса (выше)
3.небо Бога – отца (еще выше)
Схоластика – это качественно иной тип философствования: средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Отличительные черты: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям. «Схоле»- школа. Северин Боэций- отец схоластики. Проблема существования Бога, соединения свободы воли и Божьего провидения, соотношения сущностей и существования (универсалий и их воплощений в бытии)
В 9 в. Иоанн Скотт Эриуген (крайний реализм) (не относился к церкви, начало схоластики) трактует творение мира богом.
4 божественные природы:
1.Несотворенная и творящая (Бог)
2.Сотворенная и творящая (о сыне Бога)
3.Сотворенная и не творящая (мир конечных вещей)
4.Несотворенная и не творящая (Бог как результат творения)
Схоласты подразделяли знание на два вида:
Сверхъестественное, даваемое в откровении (то что имел в виду Бог в библии)
Естественное, разыскиваемое человеческим разумом. (как человек понял и расшифровал идеи бога)
В схоластике выделяются два противоположных направления: номинализм и реализм.
Реализм- подлинно существуют на сами вещи, а их понятие- универсалии (Ансельм Кентерберийский)
Номинализм- реально существуют лишь сами конкретные вещи, универсалии-имена вещей. (Пьер Абеляр)
Этапы схоластики:
Ранняя форма (11-12 вв.)
Зрелая форма (12-13 вв.)
Поздняя схоластика (13-14 вв.)
Отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.
Теория двух истин: Философия- это свой мир. Теология же - это область божественного, опора на Священное писание.
18. Философия Возрождения как интуитивный этап философии Нового времени
В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек.
Основные идеи философии эпохи Возрождения.
1. Сдвиг в сторону антропоцентризма. Интерес к человеку, его природе, самостоятельности, творчество, самоутверждение, красота.
2. Понимание человека как творческой личности. Творчество больше не является исключительно Божественной привилегией. Человек должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике.
3. Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. Широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно.
4. Гуманизм - воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Шел принципиальный спор: о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. Гуманисты считали, что основу человеческих отношений составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма.
Основные идеи философии Нового времени.
Основатель - Рене Декарт.
Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать. Оно должно быть ясным, очевидным. "Я мыслю, следовательно, существую". Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.
Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный
1. Начало - очевидные идеи, присущие мышлению человека. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благодаря интуиции. Слово "интуиция" произошло от латинского глагола "всматриваться". По Декарту, ясные идеи человек обнаруживает, пристально всматриваясь в свое сознание, они изначально присущи сознанию.
2. Середина: исходя из ясных, простых идей, следует по законам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частного знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленяет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обмануть. По правилам дедукции строятся многие доказательства в математике, в которой Декарт был очень силен.
3. Конец: полученное опытом, с результатами эксперимента.
Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, эпоха Возрождения долгое время не считалась оригинальной в развитии философии и, следовательно, достойной выделения в качестве са-мостоятельного этапа философской мысли.
Что же касается эпохи Нового времени, то очень трудно сделать вывод в окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.
19. Философия Нового времени: рационализм
Рационализм - философско-гносеологическое направление, где основа знаний - это разум.
Декарт (1596-1650) - Основное произведение "Рассуждения о методе". Задача философии - помощь в практических делах людей.
Пути человеческого познания (они разнонаправлены, но ведут к 1 результату)
1. человек познает себя и свой разум, значит, познает природу.
2. человек познавая природу, познает в ней себя.
Новый научный метод
Дедукция - способ рассуждения от общего к частному
Правило методов:
1. принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается.
2. каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин.
3. идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания.
4. необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного.
Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную).
Спиноза (1632-1677) - родоначальник исторической науки. Основное произведение "Этика". Особое свойство человека - разумность. Разум делает человек свободным. Свобода - познанная необходимость.
3 степени познания:
1. истины (постигается разумом, интуитивно, не зависимо от опыта)
2. рассуждения разума (человек получает, истинны знания, нуждающиеся в доказательствах)
3. чувственные познания (знания, основанные на беспорядочном опыте и далеки от истины)
Особая часть рассуждений - место человека в обществе. Общество и государство создаются ради взаимопомощи и безопасности людей. Государство - договор между людьми. 3 формы правления:
1. монархия
2. аристократия
3. демократия - идеал
Лейбниц (1646-1716). Отказывается от врожденности идей, говорит о врожденности познаний. Высшая форма познания - рацион (с помощью разума человек раскрывает действительное и необходимое).
Чувственное познание (предпосылки познания, дают случайные знания).