Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фома Аквинский. Построение теологии на базе аристотелевской философии. Критика аверроизма.

План ответа:

1) Фома Аквинский (1225 – 1274), биография.

2) Критика аверроизма. Разрешение противоречий между религией и наукой.

a) Знание = опыт + божественное;

b) Нет иррационального, для божественного разума всё понятно, а человеческий разум какие-то вещи просто не в состоянии понять;

c) Религия первична, наука вторична;

3) Связь с Аристотелем, природа тоже предмет философии.

4)  5 доказательств бытия бога.

a) Движение;

b) Причинность;

c) Необходимость;

d) Степень совершенства;

e) Совершенство;

5) Душа и тело едины.

Фома Аквинский (1225 – 1274)

Он родился в знатной графской семье в Неаполитанском королевстве, близ
местечка Аквино, и с раннего детства воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино. С 1239 г. в течение нескольких лет будущий теолог обучался в Неаполитанском университете. Несмотря на энергичные протесты своего семейства, юный Фома в 1244 г. стал монахом доминиканского ордена. Его руководители направили его учиться в Парижский университет, где он стал магистром теологии и в последствии читал лекции. Наиболее важным его делом, предпринятым по поручению римской курии, было переосмысление аристотелизма в христианско-католическом духе.

Во время преподавания Фомы Аквинского в Парижском университете там шло противостояние августинианцев (традиционное, консервативное направление, «ворчуны»; философия для них выражалась в идее, что Бога можно понять через душу и наоборот; иррациональное истолкование божественной деятельности и выражавших её вероучений) и аверроистов (разделение науки и религии). Фома Аквинский критиковал и тех, и других, но был особенно не согласен с аверроистами и вёл против них борьбу. (Цель: поставить научно-философское знание под контроль церкви, реабилитировать теологию.)

Противеречия между философией и наукой итеологией, и религией (вера=христианско-католическая доктрина vs. Философия и накопленные конкретные знания), как их разрешить.

В предшествующее столетие многие пытались рационализировать теологию, что ставило её в зависимость от философии, например, Абеляр, Аверроэс. Концепция «двух истин»: разные результаты у теологии и науки, так как методы и предметы исследования различны (полное различие!).

Фома Аквитанский боролся против этих идей и разработал свою доктрину, которая до сих пор действует в римско-католической церкви.

Наука и философия выводят свои истины опираясь на опыт и разум, а теология – на откровение, Священное писание. Но их предметы различны лишь частично. Знания делятся на полученные опытным путем (наука; не имеют прямого отношение к религии) и божественные знания(религия). В божественном знании есть часть первостепенных догматов, которые нуждаются в философском обосновании, но не потому что не могут без него обойтись, а потому что, будучи обоснованными, они становятся ближе человеку как мыслящему существу и тем самым укрепляют его веру. Лишь некоторые догматы поддаются обоснованию (напр. Бытие Бога), остальная часть не может быть обоснована (первородный грех, воплощение Христа, воскрешение мертвых и страшный суд).Они отнюдь не противоразумны, не иррациональны, а сверхразумны. Их доказательство не под силу человеческому уму, они не познаваемы для него, но полностью ясны совершенному уму бесконечной божественной личности (то есть в мире нет ничего иррационального, просто какие-то сверхъестественные вещи может понять только сверх разум). Религия первична, наука вторична, так как вера подкреплена откровениями, если религия и наука дают противоречащие друг другу утверждения, выбирать надо утверждение, основанное на религии, а в утверждении, полученном логическими выводами, где-то есть ошибка. Подчинение науки вероучению; теология – главная наука, остальные – лишь её служанки и должны только подкреплять положения и «сведения», содержащиеся в Библии.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 8. Эллинистическая философия (киренаики, киники, эпикурейцы, стоики). | Доказательства бытия Бога.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 220 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.