Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа,
впервые организовал учебное заведение – Академию в Афинах. Платон считается
основателем объективного идеализма2. Миф о Пещере («Государство», книга 7 в
сокращении. Диалог между Сократом и Главконом) По Платону мир представляет своего рода пещеру, в которой сидят люди, жестко
прикованные так, что даже голову не могут
повернуть, а только смотреть на стену, по
которой бегут тени от предметов, которые
некто (другие люди) проносят мимо стены -
ширмы. Свет на эту стену падает от огня, за их
спинами. За пределами пещеры тоже есть мир, в
1 Онтоло́гия (новолат. Ontologia от др.-греч. Ὄν, род. п. Ὄντος
— сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение
о сущем[1]; учение о бытии как таковом;
2 Объективный идеализм — совокупное определение
философских школ, подразумевающих существование
независящей от воли и разума субъекта реальности
внематериальной модальности. Объективный идеализм
отрицает существование мира в виде совокупности
результатов познавательной деятельности органов
чувств и суждений a priori. При этом признает их
существование, но дополняет к ним еще и объективно
обусловленный элемент человеческого бытия. В
качестве первоосновы мира в объективном идеализме
обычно рассматривается всеобщее
сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой
разум» и т. п.)
котором есть и Солнце и Луна, и Звезды. Но
жители пещеры уверены, что тени на стене — это
и есть реальность. Лишь некоторые способны
освободиться от оков и попытаться выйти из
пещеры к солнечному свету. Однако, есть риск,
что человек будет ослеплен Солнцем и ему
будет легче поверить в то, что только тени и
есть реальность, лишь бы не испытывать боли
от созерцания света от истинного светила.
Мудрый начнет смотреть сначала на свет звезд,
затем Луны, и лишь после этого — на Солнце. Но
если такой человек вернется в пещеру, он
будет выглядеть странным для остальных — и
скорее всего, его не поймут пещерные жители.
Истинное бытие: Это мир идей или эйдосов. Идеи
— это абсолютные сущности, сохраняющие своё
бытие безотносительно пространства и
времени. Бытие содержит в себе противоречия:
оно едино и множественно, вечно и преходяще,
неизменно и изменчиво. В космогоническом
учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые
треугольники, или геометрические
бестелесные атомы.
Материальный мир - Мир вещей — не истинное
бытие. Любая вещь является лишь отражением
своей идеи, может стремиться к ней, но никогда
не достигнет её. Философ должен изучать идеи,
а не сами вещи. Конкретные вещи - нечто
среднее между бытием и небытием, тени идей. В
материальном мире есть стол, но в мире идей —
идея стола, и стол — лишь отражение идеи
«стольности».
Теория познания. Мир идей — божественное
царство, в котором обитает душа человека и
созерцает мир идей. Душа человека бессмертна,
попадая на землю, она томится в человеческом
теле как в темнице. Платон часто
противопоставляет душу и тело как две
разнородные сущности. Тело — разложимо и
смертно, а душа — вечна. Души способны к
переселению в другие тела.
Платон выделяет три начала души (разделение
будет важно в описании идеального гос-ва):
1. Разумное начало, обращённое на познание и
всецело сознательную деятельность.
2. Яростное начало, стремящееся к порядку и
преодолению трудностей. Как говорит Платон,
ярость и гнев отличаются от простых
вожделений и даже зачастую спорят с ними: так
человек, увидевший несправедливость, будет
сражаться за восстановление справдливости,
пренебрегая собственными нуждами.
3. Страстное начало, выражающееся в
бесчисленных вожделениях человека (голод,
жажда, влюбленность и тд)
В своём диалоге «Федр» он обобщает эти три
начала в знаменитом образе колесницы души.
Возница изображает здесь разум, добрый конь —
волевую часть души, а дурной конь — страстную
или эмоциональную часть души. Победа
разумной части над страстями и вожделениями
возможна при соответствующем воспитании.
Когда человек умирает, его душа не погибает, а
лишь освобождается от телесного покрова как
своей темницы и начинает свободно
путешествовать в поднебесной сфере. Во время
этого путешествия она соприкасается с миром
идей и созерцает их. Поэтому суть процесса
познания состоит в припоминании душой идей,
которые она уже созерцала. Истинное знание
дает только мышление. Мышление же – это
независимый от чувственных восприятий,
абсолютно самостоятельный процесс
припоминания. Только мышление дает знание
идей. Чувственное восприятие порождает лишь
мнения о вещах. Мнение не есть знание в
подлинном смысле этого слова, поскольку
касается изменчивых предметов, а также их
изображений. В связи с этим процесс познания
определяется Платоном как диалектика, то
есть искусство вести устную речь, искусство
ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая
воспоминания души.