Общий объем звуков, которые могут быть исполнены на том или ином музыкальном инструменте или каким-либо человеческим голосом, называется музыкальным диапазоном. Величина диапазона, естественно, бывает различной и зависит от возможностей самого инструмента или человеческого голоса, а также от мастерства исполнителя. Даже у однородных голосов она колеблется: например, если сравнить двух певиц, обладающих колоратурным сопрано, то у одной диапазон голоса может оказаться больше, а у другой — меньше. Или, скажем, один трубач может брать на своем инструменте такие высокие звуки, какие другому окажутся не под силу. Диапазон же фортепиано — величина постоянная (88 звуков) и практически полностью охватывает весь звуковой состав, используемый в музыке* [Из инструментов больший, чем у фортепиано, диапазон имеет только орган.]
Выше уже говорилось, что семь основных ступеней диатонического звукоряда (а также и помещенные между ними на черных клавишах пять хроматических звуков) периодически повторяются по всей фортепианной клавиатуре в том же порядке, но на разных высотных уровнях, сохраняя при этом за собой те же названия. Таким образом, каждый восьмой по счету на белых клавишах* [Если же считать подряд все клавиши — и белые, и черные, то есть отталкиваться от хроматического звукоряда, то повторением данной ступени явится каждый тринадцатый звук.] звук будет называться так же, как и его прототип, от которого начался счет. Поскольку интервал, содержащий восемь ступеней, называется октавой, то вся система, расчленяющая клавиатуру фортепиано на семь с небольшим октав, называется октавной.
Известно, что соотношение чисел колебаний какого-либо данного звука и его повторения октавой выше всегда составляет 1:2 (то есть является наиболее простым), в результате чего частоты колебаний верхнего тона и второй гармоники нижнего тона совпадают. Поэтому октавные звуки очень сходны по звучанию и, будучи взяты вместе, одновременно, почти полностью сливаются друг с другом. Однако каждый новый звук с таким же наименованием непременно будет находиться в другой октаве.
Отсчет семиступенных октавных звукорядов ведется от звука до, и каждый из них имеет свое название. Так, октава, находящаяся в центре фортепианной клавиатуры, т.е. посредине всего диапазона звуков нашей музыкальной системы, называется первой*. [Звуки именно этой октавы — полностью или частично — доступны всем разновидностям человеческих голосов и подавляющему большинству музыкальных инструментов.]
Следующие за ней по восходящей линии октавы называются по порядковым номерам: вторая, третья, четвертая и пятая, представленная только одним начальным звуком — до*. [На пианино и роялях, имеющих только 85 клавишей, последняя нота — ля четвертой октавы.]
Непосредственно ниже первой октавы находится так называемая малая октава, а за ней (вниз) следует большая октава. Их названия восходят к тем временам, когда звуки нотировались буквами и звуки малой октавы обозначались строчными (то есть малыми) буквами, а большой — прописными (то есть большими, заглавными) буквами.
Ниже за большой октавой следует контроктава, а еще ниже расположена субконтроктава* [Приставка суб (буквально — под) означает, что звуки этой октавы находятся ниже контроктавы.], которая является неполной, ибо представлена только тремя верхними звуками.
При слоговой или буквенной записи звуков октавы различаются следующим образом.
Звуки большой октавы обозначаются прописными (заглавными) буквами или соответствующими слогами, в которых начальные буквы — большие. Например: С, D, Е, F, G, А, Н или До, Р e, М u, Фа, Соль, Ля, Си.
Звуки малой октавы обозначаются строчными (малыми) буквами или музыкальными слогами, записываемыми только малыми буквами. Например: с, d, е, f, g, a, h или до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Звуки первой октавы пишутся тоже только малыми буквами (или слогами из малых букв), с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонтальной черты над буквой или слогом):
c 1, d 1, е1... или (и т.д.)
do 1, ре1, ми1... или (и т.д.).
К звукам второй, третьей и более высоких октав добавляются — в соответствии с их порядковым номером — цифры 2, 3, 4, 5 или две, три и более черточек сверху. Например:
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами или музыкальными слогами, начинающимися с заглавных букв, с добавлением к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы), либо одной или, соответственно, двух горизонтальных черточек под буквой или слогом:
Общий диапазон музыкального звукоряда довольно велик, и отдельные его участки заметно различаются по характеру (или тембру) своего звучания. Вместе с тем близлежащие звуки (то есть расположенные в пределах примерно двух-трех октав) обладают известной общностью своей звуковой окраски. Такие относительно крупные участки звукоряда, имеющие однородные или, во всяком случае, близкие тембровые свойства, называются регистрами.
Во всем музыкальном диапазоне имеется три основных регистра: низкий (или басовый), куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образуемый звуками малой, первой и второй октав, и высокий, включающий в себя третью, четвертую и пятую октавы (см. схему на стр. 34-35).
Низкий, средний и высокий регистры есть у любых музыкальных инструментов и у человеческих голосов. Однако их диапазоны значительно уже, чем общий диапазон. Зачастую они могут и не совпадать у разных инструментов или голосов. Так, например, звуки низкого регистра скрипки у виолончели образуют средний регистр, звуки низкого регистра сопрано и тенора входят частично в средний и в высокий регистр. А регистры у колоратурного сопрано и флейты почти одинаковы ввиду близости самих их диапазонов.
Нотная запись звуков, относящихся к очень высокому или, наоборот, очень низкому регистрам (то есть входящих в состав двух крайних октав сверху и снизу), требует использования большого количества добавочных линий, что затрудняет беглое чтение нот. В таких случаях для облегчения визуального восприятия нотного текста запись очень высоких (или очень низких) нот чаще всего упрощается, то есть производится в более привычных регистрах — октавой (иногда и двумя октавами) ниже (или выше) реального звучания, но при этом над ними (или под ними) ставятся знаки октавного переноса (8---------- или 88----------), указывающие, что данные звуки должны исполняться, соответственно, октавой (двумя) выше или ниже написанного. Например:
Написано:
16 [ Allegretto, quasi doppio movimento ] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
следует исполнять:
17 [Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
написано: [ Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
исполняется: [ Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Начальная черта. Акколада
В начале каждой строчки (нотоносца) обязательно ставится ключ. Если ноты написаны только на одном нотном стане, то перед ключом никаких обозначений, как правило, не делается. Если же музыка записана на двух и более строках, то в начале строк (перед ключами) вертикально проводится тонкая, так называемая начальная черта, общая для того количества нотоносцев, которое потребовалось для изложения данного произведения, а слева от нее (тоже вертикально) ставится жирная прямая или фигурная скобка, объединяющая два или несколько нотных станов в единую систему. Эта скобка называется акколадой. Для таких инструментов, как фортепиано, орган, фисгармония, арфа и челеста, акколада делается фигурной и охватывает две-три строки, а для различных ансамблей, хора и оркестра она делается прямой и может охватывать большее количество строк.
20 21 22