Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы человека эпохи возрождения и нового времени

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. В эпоху Нового времени в центр философских изысканий поставлен человек. В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Основные идеи философии эпохи Возрождения. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. Человек в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возр-я стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы. Основные идеи философии Нового времени. Основателем ф-и Нов. времени считается фр.фил. Р. Декарт. В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Образ человека, воспетый в эпоху Возр-я, и эйфорическое поклонение ему сменилось в 17 в. более трезвым и в общем более верным взглядом на него. Если в эпоху Возр-я идея единства человека и природы трактовалась в духе доминирования человеческих характеристик - антропоцентризм, то в 17 в. акцент сместился на исключительно "объективное" истолкование человека как полностью подчиненного природе человек рассматривался как машина, "машина, которая состоит из костей и мяса"(Декарт), как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами. Правда, это существо обладает способностью мыслить: "мыслящая вещь"(Декарт).

70. Антропологическая тема в немецкой классической философии Самым значительным достижением этого столетия можно считать идею специального выделения собственно антропологических приобретений в самостоятельную область философского знания. Рождается мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. По сути дела, рождается философская антропология как автономная зона всего философского комплекса.Представителем этой идеи был Кант. Кант воспринимает наступающую эпоху как время самоотречения и самопознания, как антропологический век. Главнейшие открытия Канта – активность познания, вторжение субъекта в объект, их непрерывное взаимодействие. Эстетическое было рассмотрено им как опосредующее звено между теорией и практикой, как ядро, центр творческих потенций человека. Главный вопрос Канта – "Что такое человек?" Кант видит наступающую эпоху во всей ее переменчивости, как эпоху самоотречения и самопознания, как антропологическую эпоху. Но с другой стороны, в этот период наметился решительный отход от антропологической точки зрения в философии Гегеля и Маркса.философской антропологией называются самые различные и часто не сопоставимые друг с другом подходы и воззрения. “Назначение человека”(Фихте) представляет собой как бы краткое учение о человеческой душе, попытку рассмотреть “телесное ее воплощение”, где тело, по мнению Фихте, есть реальное выражение души. Причем душа выглядит как индивидуальная и неизменная сущность, конечная субстанция.

71. Современная западная философия о человеке Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Современная философия считает, что есть только один путь изменения - изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения, стадной морали, веры в потусторонние силы, которые рано или поздно сделают всех счастливыми, от страха и от душевной и духовной лени. Само бытие человека раскалывается на две сферы, отнюдь не находящиеся в гармоническом единстве: собственно бытие человека, обладающего особым даром самоопределения, и сфера социальности, общества, имеющего свои законы, причинно-следственные связи. Оказывается, что сознание, ориентированное вовне на решение каких-то инструментальных задач, проходит мимо самого главного - человеческой жизни и ее смысла. Экзистенциализм стремится постичь бытие как непосредственную целостность субъекта и объекта. В качестве изначального и подлинного бытия экзистенциалисты выделяют переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Такое бытие понимается ими как непосредственно данное человеческое существование или экзистенция. Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк Человек — это прежде всего начало жизненное. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает 4 класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен.
72. Широкий и узкий смысл понятия философская антропология Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. ФА имеет 2 смысла- широкий смысл - раздел ф-и, изучающий человека. Узкий - вполне опред. фил-кое течение, которое считает человеч проблему самой главной проблемой. Антропология - спец. отрасль фил-кого знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Шелер полагал, что сущность человека- это дуализм духа и жизни. Между животным и человеком есть отличие- оно обусловлено наличием духа у человека У Шеллера дух- нечто противоположное жизни. Наиболее важная хар-ка духа- открытость его миру. Он подчеркивал, что животное полностью зависит от естеств. влечений и ограничено средой обитания. Сущность человека- его антропологическая свобода. Гелен как и Шеллерхар-вал человека как открытое миру сущ-во. Он сам должен был решить задачу своего жизнеобеспечения. Человек может жить во всех условиях- пластичное сущ-во. По Гелену, сущность человека- культура. В основе культуры лежит духовное начало. Т.о. Г. приходит к выводу о дуалистической сущности человека. Вольтер не согласен с утверждением о том, что человек состоит из двух сущностей- материи и духа, не имеющих ничего общего между собой и соединённых только благодаря воле Бога. По Вольтеру человек мыслит не душой, а телом, след-но, душа смертна и не является субстанцией. Душа - это способность, св-ва нашего организма. Вообще, в своих рассуждениях о душе Вольтер близок к материалистам. Однако Вольтер не отрицает возможности сущ-ния неразрушимой души. Душа, по мнению Вольтера- это не 6-е чувство, т.к. во сне мы не имеем идей и чувств, след-но, она не матер-на.
73.Антропологический кризис как один из составляющих кризисов культуры Антроп. кризис – принятое в филос-й литературе название для системы негативных тенденций соврем. общества, ведущих к патологическим и другим отриц.явленииям в природе человека и снижающих заметно его личностный потенциал.Искусств-й мир, создав-й людьми, все более приобретает свободу от своих творцов. Зависимый от тех. систем жизнеобеспечения, подчиненный техног. ритмам, вынужденный встраиваться в технолог.процессы, чел. не замечает, насколько изменяется его жизнь: его желания и потребности формируются не им самим, а техносферой и техногенно трансформ-ым окружением. На место преодолеваемой по ходу тех. прогресса жесткой природной необходимости сегодня становится новая, более мягкая техническая необходимость.Ученые и общественные деятели отмечают, что мы живем в век смыслоутраты.таково основное содержание кризиса современной культуры. Антропологический кризис непосредственно связан с кризисом культуры, поскольку именно человек является ее творцом. Культура, основанная на автономном личностном начале, уступила место культуре, основанной на системе. Возникло глобальное противоречие между творческой сущностью человека и результатами его творчества. В современном обществе все более разрушаются связи, объединяющие личную свободу и общественную эффективность, все более разделяются культура и экономика, мир символический и мир инструментальный.
74.Антропологическая перспектива. Становление постантропологической парадигмы В наст. время складывается сложно разветв-я система теорет-го и практ.человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищ. ресурсами, освоение космоса и т. д.. Для соц. прогнозирования необходимы науч. знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточноиспольз-ся обществом. Благодаря крупным достижениям в науч. познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, соц-го обеспечения и т. д. В ближайшее десятилетие теорет-е и практ.человекознание станет одним из главнейших центров науч. развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям развития соврем.науки, связанным именно с проблемой человека. 1-ой из них явл. превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технич. науки. 2-я особенность закл-ся во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. 3-я особенность соврем.науч. развития характ-ся тенденцией к объединению различ. наук, аспектов и методов исследования человека в различ. комплексные системы.В соврем. науч. мире складыв-сяновая «постантропологическая» парадигма постижения общественного и культурного бытия, нацеленная на выяснение границ и стратегий влияния на него социального субъекта, мера активности которого многократно возрастает. Ее стратегия – акцент личностного параметра действующего субъекта, включающего индивидуальный опыт, ценности, интересы, вовлеченность в структуру соц-х связей. Аксиологический уровень конкретизирует даннуюхар-ку социума в понятиях ценностей, где также определяется участие конкретного субъекта с его реальными целями и интересами. Постант. пар.основана на реалистическом учете человека влиять на окружающую действительность.

75.Аксиология как философская рефлексия о ценностях АКСИОЛОГИЯ (от греч.ἀξία – ценность и λόγος – учение) – филос-я дисц., исслед-я категорию «ценность», хар-ки, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтолог-й статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Акс-я включает и изучение ценностных аспектов других филос-х, а также отдельных науч. дисц., а в более шир. смысле – всего спектра соц-ой, художеств-й и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его "меньшие собратья", животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что чел.вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, чел. почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?"Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он явл-я сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оцениваетфакты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определ. значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем. Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

76.Генезис и природа ценностного сознания Ценностное сознание – это определенный горизонт сознания,благодаря которому человек утверждает свои ценностные отношения с миром и становится субъектом постижения ценностных свойств бытия. Ценностное сознание сделалось предметом систематического философского анализа в рамках неокантианства с середины XIX в. ценностное сознание всегда несет в себе эмоциональное, пристрастное, пафосное отношение к миру.ценностное сознание – это созерцание упорядоченности мира по вертикали, уходящей в верхние и нижние слои бытия. Благодаря ценностному сознанию человек ощущает себя звеном ценностного мира, ступенькой лестницы возрастающих степеней смысла бытия.

77.типология ценностного сознания Мифологическое сознание. Миф — особая форма сознания и одновременно форма жизнедея­т-ти человека. Это — сложное социокульт-е явление, включ-е в себя соответствующую картину мира, жизненные ориенти­ры, механизмы и формы эстетического освоения природного и социального бытия. Особенность мифа — в неразложимости, целостности всех его составных компонентов. Он органичес­ки вплетен в практическую и бытовую жизнедеят-ть пер­вобытного коллектива. Здесь человек слит с природой, инди­вид с родовым коллективом, искусство — с жизнью.Мысль находится еще на бессознательном уровне, при ко­тором идеальное сливается с реальным. В результате человек живет в прозрачном для понимания, однозначном и стабиль­ном мире. В этих условиях формируется ценностное сознание родового типа: суть его в том, что возникает идентификация индивида и рода. В своих нравственных установках человек не отличает и не выделяет себя из ряда других окруж-х его людей. У индивида нет других ценностей, кроме ценностей рода, радости и беды коллектива есть одновременно радости и беды индивида. В религиозном сознании резко меняется соотношение пред­мета, ценности и символа. Формируется новое, запредельное, сверхъест-е измерение мира, в котором помещаются некие идеализир-е предметности. Ценность как социокульт-й феномен теперь вклю­чает в себя не только эмоц-й компонент, но и осозна­ваемую веру в высшее существо, тождественное с самим нрав­ственным существованием человека, неотделимым от смысла чел.бытия.В рамках философского сознания ценности выступают как абстрактные понятия (образы, модели, символы), имеющие обобщ-й смысл, — благо, добродетель, истина, справедливость и т. п.

78. проблема иерархии ценностей К высшим ценностям относятся соц-е, нравственные, эстетические, религиоз.идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой — общественной и личной — жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных матер-х потребностей и интересов и тем самым возвышают его как соц-го субъекта, как субъекта культуры. Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправ. и т. д. К таким ценностям относятся предметы матер-й и духовной деят-ти людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.

 

79.Ценности и оценка Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как то: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает филос-я дисц. аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало филос-ой категорией только во 2 пол.19 в. ценность есть особое кач-во, кот.связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Оценкаценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна.На практике же и в теории очень часто совершается непроизвольная, неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки, подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическую ошибку». И в большинстве случаев, когда рассуждают, делают высказывания о ценностях, имеют в виду одноимённые оценки. Однако, если оценки могут быть соотносительными, когда, например, добро оценивается через соотношение со злом, тепло с холодом и т.п., то ценности безотносительны, абсолютны, субстанциональны.

80.аксиология в повседневности Аксиология - (от греч. axia - ценность, logos - учение) - учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, "иного" и общезначимого. Понятие А. и ее специфического места в философии складывается и осознается значительно позднее, чем возникает проблема ценностей и еще не обособившееся учение о ценностях. Аксиологические представления впервые в их целостном виде складываются в метафизике Платона. Именно Платон не только различил два плана бытия - чувственный (физическую реальность) и сверхчувственный (умопостигаемую реальность), но и ввел идею их высшего связующего начала - Единого, функциональным аспектом которого является Благо. Ценности – это та значимость, которую мы придаем некоторым аспектам своей повседневной жизни, или признание их существенного превосходства и полезности. Они могут относиться к сфере мнений и потому быть спорными. Однако многие ценности в человеческой жизни являются фундаментальными для "общего благосостояния всех людей", лежащими выше повседневности и обычных дел. Сегодня в быстро меняющемся мире мы наблюдаем фундаментальную конфронтацию между старым и новым, между закостенелыми изжившими себя формами и прогрессивными идеями,между матер-ми ценностями и духовными.

81.Свобода как характеристика родовой природы человека Вопрос о свободе - это вечная проблема для человечества, ибо ответить на него проблематично или в принципе невозможно. В то же время свобода является важнейшим завоеванием человечества и высшей ценностью современной цивилизации, о чем в разгар 2 мир.войны говорил президент США Франклин Рузвельт. В своем послании Конгрессу он писал: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах. 1-я - свобода речи и выражения. 2-я - свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным. 3-я - свобода от нужды. 4-я - свобода от страха». Англ.фил. Томас Гоббс определяет свободу как отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти. В целом понятие «свобода» можно рассматривать как совокупность следующиххарак-к:• состояние деят-ти, в которой человек формирует и совершенствует свои сущностные силы путем познания и в результате «очеловечивает» свой внешний и внутренниймир.• антропологический принцип отношения к человеку как самоцели и смыслу творческой активности;• характерный только для человека как сознательного и общественного существа способ активно-преобразующей, универсальной и динамичной жизнедеятельности.

82. феноменология страдания Человеческое страдание проявлялось и прояв-ся в истории различным образом. Очевидно, что жизнь состоит не из одних страданий: скорби и радости, наслаждения и печали причудливо переплетаются в существовании любого человека. Только так их можно переносить и в любом страдании нужно надеяться, что оно пройдет или боль смягчится. Напротив, в радости и успехе человек должен укреплять свой дух, чтобы в готовности встретить трагические повороты в своей жизни. Страдания разделяют на физические и моральные. Физические страдания не зависят от нашей воли. Они настигают нас как следствие непрочности материального существа: то в виде природных катастроф; то в виде болезней. Эти реальности свидетельствуют о немощи и недостаточности материального бытия. Они, несомненно, создают для человека поистине драматические ситуации и рождают томительные вопросы. Именно такие ситуации непоправимого физического страдания чаще всего вызывают у человека убеждение в собственной беспомощности и ограниченности. Другой опыт страдания происходит из конфликтного симбиоза телесного и духовного. Нервные расстройства и психические патологии в наши дни так часты: навязчивые идеи, тоска, депрессияи т.д. Не вызывает сомнения, что на эти состояния воздействуют не только моральные, но и физиологические факторы. Психические заболевания очень мучительны, иногда более мучительны, чем физические страдания. Даже не впадая в невроз, мы все испытываем драматические противоречия внутри своего существа: стремление к добру и злу, альтруизму и эгоизму, высокому и низкопробному, жажду совершенствования и частые неудачи.

83.Метафизика смерти Враг всего народа - смерть. Смерть - это осознанная необходимость. Полнейшая наша не свобода. Высшая мера наказания, к которой приговорила нас равнодушная природа.Смерть в мифолог. представлениях др. народов не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат козней злых духов, которые пробираясь в организм человека постепенно уничтожают его.В религ. учениях страх перед смертью “нейтрализуется” верой в бессмертие души.Стихийное, инстинктивное признание жизни и ее ценности вызывает у людей реакцию против смерти. Человеческая психика не может смириться со смертью. Поэтому смерть вызывает у людей безысходную печаль, невыносимое страдание.С науч. объективных позиций - отрешенных от наших личных переживаний и страхов – смерть представляется регулятором и организатором жизни. Смерть - это очевидный факт, в доказательствах не нуждающийся. Жизнь наша ограничена именно потому, что мы способны дожить до чего-нибудь.смерть же не дает нам пережить себя.С религ. точки зр-я бессмертие человека состоит в том, что человеческая личность или ее душа продолжает будто бы существовать и после смерти.В ф-и идею бессмертия души впервые провозгласил Платон, по его мнению, между духом и телом якобы существовало противоречие, при этом он отрицал возможность участия тела в высших духовных функциях. Ни одна из соврем.религий не обходится без идеи личного бессмертия. Бесконечный процесс личного совершенствования необходимо предполагает вечность бессмертной души.

84.Проблема смысла человеческого существования Человек – существо символическое, живущее в созданной им самим реальности – культуре, выраженной в системе ценностей и смыслов. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о предназначении человека, о том, для чего живет чел. Как личность каждый человек глубоко уникален, неповторим, поэтому и проблема смысла жизни является глубоко личностной жизненной проблемой. Этот вопрос постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека - постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни. Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека. Смысл жизни создается самим субъектом. Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание. Уст. на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны. Обладания - имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать. Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание - необходимое условие существования счастливой жизни, приятное, но необязательное условие.

85.Счастье как категория морального сознания Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополн-ю окраску. Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свое предназначение. Стремление человека к достижению исключительно своего, личного счастья в отрыве от окружающего его общества приводит к развитию эгоизма. Несколько аспектов счастья: везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы; состояние радости, эмоциональной возвышенности; обладание высшими благами, достижение высокого положения; состояние морального и физического удовлетворения. Счастье бывает внешней и субъективной категорией. Внешнее счастье – это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему подходят аспекты, подразумевающие везение, счастливое стечение обстоятельств. Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлениях. Субъективное счастье определяется мерой собственной активности человека. Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье способна испытывать лишь активно чувствующая, деятельная натура. В противоположность ей вялая и безынициативная личность не способна переживать глубокое эмоциональное чувство счастья.

86.Философия любви Любовь является ведущей потребностью человека, од­ним из главных способов укоренения его в обществе. Всякая любовь является любовью к конкрет­ным, данным в чувстве вещам. Любви к абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует. Любовь к ближнему — это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к добру — любовь к конкретным его проявлениям, тем поступ­кам, в которых оно находит свое выражение, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые несут в себе красоту, но не любовь к «красоте вообще». Нель­зя любить «человечество», как нельзя любить «человека вообще», можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей его конкретности. Особо следует подчеркнуть такую черту любви, как ее универсальность: каждый человек находит, в конце концов, свою любовь и каждый является или со временем станет объектом чьей-то любви. Любовь — главный и доступный каждому способ са­моутверждения и укоренения в жизни, которая без люб­ви неполноценна. Любовь может вспы­хивать и гаснуть, одна любовь может замещаться или вытесняться другой, но человек всегда или любит, или на­деется полюбить, или живет воспоминаниями о былой любви. Любовь – это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Любовь - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость, это одно из проявлений человеческой свободы.

87.Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию. В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экон.формациях (ОЭФ) как ступенях истор-го процесса, по которым последовательно восходит все человечество.ОЭФ – тип общества, возникающий на основе определ-го способа производства матер-х благ. Движущая силаразвития - противоречия между динамичными, постоянно развив-ся производитсилами и не склонными к изменениям производств-ми отношениями. Противоречия приводят к соц.револ-и -переход к новой ОЕФ. Всего Маркс выделял 5 ОЕФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.. Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема 5 ОЭФ; она не применима к восточ. странам. Достоинства: - выделено то общее, что было в истор. развитии различ. народов, история чел-го общества представлена как единый процесс, предложена периодизация всемирной истории и истории отдельных стран. Цивилизационный подход. 2 направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций(ЛСТЦ) и теория локальных цивилизаций(ТЛЦ). Цивилизация - уровень, ступень обществ.развития, матер-й и духов-й культуры. ЛЦ делят: восточные и западные. Для вост.цив-й характерны: зависимость человека от природы; связь человека с соц. группой; значимость традиций и обычаев. Для зап.цив.: власть человека над природой; соблюдение прав и свободы личности; демокр-й полит.режим.

 

88.Специфика культуры как способа бытия человека в мире. Генезис культуры с позиции 3 концепций. Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях: 1. Осн. ф-я - человекотворческая (гуманистическая) -Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой. 2.Функция передачи соц. опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого,следовательно происходит диалог поколений. 3. Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности. 4. Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
Игровая концепция. Вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия, философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных чел. качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в соц. иерархии. Орудийно-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Ф.Энгельса, где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной труд.деят-ти и совершенствования орудий труда. «Труд создал человека»(Энгельс). Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу обезьянопод-х предков в качественно новое состояние — человека. Так труд породил культуру. Магическая теория: первобытное мышление и поведение, а также соц. отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами, занимавшими господствующее место из-за неразвитости логического мышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещались фантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали символические действия. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.

89.Основные концепции современной философии науки. Философия науки – ветвь аналитической философии, которая занимается изучением науки, как особой сферы чел.деятельности. Концепция (фальсификационная) Поппера - основным принципом является принцип фальсифицируемости(опровергания).Основной мотив  отвергает существование критерия истины - критерия, который позволял бы нам выделять истину из всей совокупности наших убеждений. Истинность науч. познания установить нельзя, но можно обнаружить его ложность; лишь то знание научно, которое фальсифицируемо. Конц-я Лакатоса: единицей оценки является не отдельная теория или их совокупность а исследовательская программа. В структуру исслед-ой программы входят: - жёсткое ядро, содержащее неопровергаемые в рамках данной исслед. программы постулаты; - защитный пояс, сост. из вспомогат-х гипотез, обеспеч-их сохранность ядра от опровержений. Если исслед-я программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она «вытесняет» её, и эта конкур-я программа может быть устранена. Концепция Томаса Куна. Важнейшее понятие – парадигма (совокупность научных достижений, признаваемых всем науч. сообществом в определ. период времени). Науку, развивающуюся в рамках современной парадигмы, Кун называет "нормальной". Он убежден, что в реальной науч. практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий.Смена парадигм-науч.револ. Конц-я Фейерабенда. «методологический анархизм». С его точки зрения каждый волен изобретать собственную концепцию, которую невозможно сравнить с другой, ибо нет никакой основы для такого сравнения.

90.Структура оснований науки. Научная картина мира, её исторические формы и функции Основания науки – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определ-е стратегию исслед-я, организующие в целостную систему многообразие конкретных теорет-х и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной истор. эпохи. Структура оснований науки определена связями 3осн. компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) науч. картины мира, 3) философских оснований науки. Научная картина мира – совокупность общих представлений науки определ-гоистор. периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.Научная картина мира представляет собой целостный образ предмета науч.иссл-я в его главных, системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее истор. развития. Основные формы: Общенаучная (обобщающее представление о вселенной, живой природе, обществе и человеке, формирующееся на основе синтеза знаний, полученных в различных науч.дисц.) Социальная и естественнонаучн. (представление об обществе и природе, обобщающее достижения соц.-гуманитарных и естест. наук); Специальные ( представлении о предметах отдельных наук). НКМ выделяет 3 функции: Систематизация науч. знания; выступление в качестве исследователя программ, определяющих стратегию науч. познания; обеспечивают объективацию науч. знаний, их отнесение к исслед-му объекту и их включение в соответ-ю культуру.

91. Исторические модели биомедицинской этики1.Модель Гиппократа. Принцип "не навреди ". "Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа,изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют "отцом медицины". Эта характеристика фиксирует рождение проф. врач.этики". Античное общество сильно подверженным стихиям и страстям необузданных своих нравов, которые имеют низменные стремления. Под влиянием этого находится и античное врачевание, полностью отданное в распоряжение касте языческих жрецов. Методы врачевания: магия и языческий религиозный культ. 2. Модель Парацельса. "Делай добро"-  это такая форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как одна из важнейших составляющих стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики, прежде всего, завоевывается социальное доверие личности пациента, то в “модели Парацельса” делается акцент на учете эмоц-но-псих-х особенностей личности, на признании важности душевных контактов с врачом и включенности таких контактов в лечебный процесс 3. Деонтологическая модель "соблюд-я долга" - это совок-ть "должных" правил, соответст-х той или иной конкретной области мед.практики".

 

92.Проблема перераспределения этической ответственности между врачом и пациентом. Модель технического типа (экспертная модель медицины) – врач выступает в роли эксперта, кот. лишь дает советы, все решения принимает пациент.Врач не несет никакой отв-ти.(Напр,фармацевт). Модель сакрального типа(паттерналистическая)-врач несет всю отв-ть на себе, пациент пассивен, он только рассказывает о жалобах.Пациент обязан выполнять все рекомендации,должен отказаться от субъективности.Такая модель работает в основном при остром заболевании. Коллегиальная модель – утопическая,подразумевает разделение ответственности 50/50.Врач явл.другом, коллегой пациента, пациент должен знать примерно на уровне врача. Модель контрактного типа(интерпретационная, партнерская, диалоговая)-договор между врачом и пациентом, пац.обязан рассказывать абсолютно все и выполнять все рекомендации.Такая модель требует высокого уровня здравоохр-я, характерна для хронич.забол.

93.Взаимосвязь мед.этики с характером предоставления мед.помощи(классическая, соц., экзистенциальная модели мед.этики) Содержание классической мед. этики восходит к «отцу медицины» Гиппократу. Осн-е положения этики Гиппократа: безусловное уважение к жизни пациента, цель медицины - благо больного, не навреди, мед.тайна, оправдание "святой лжи" в медицине, отношение к неизлеч. и умирающим больным. Такой тактики европ. медицина придерживалась вплоть до 18 в. Соц. модель мед.этики предполагает, что решение по поводу методов лечения принимается коллективом врачей совместно с др.заинтер-ми лицами, способными оценить степень риска этого решения для будущих поколений. Кроме того, самые спорные проблемы современной медицины являются открытыми для всего общества, и в их обсуждении принимает участие широкая общественность (юристы, журналисты, ученые, гуманитарии).В социальной модели акцент смещается на волю пациента, который на основании консультаций с разными специалистами принимает решение "что делать". Экзистенциальная практика врачевания — это опыт оказания; помощи в. экзистенциальный промежуток между жизнью и смертью; Экзистенциальная модель врачевания, связанная с паллиативным подходом, призвана обеспечить «достойное» умирание для ситуаций терминального состояния. Суть, паллиативного ухода состоит в том, чтобы ни ускорять, ни приближать смерть, делать возможным для умирающего человека жизнь до смерти с личностным, достоинством.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Снижение цветового показателя | Информационно-аналитическая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 163 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2279 - | 2111 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.