В социально-гуманитарных науках результаты наблюдения зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии давно применяются такие формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия — проникновение в переживания других людей, стремление понять их внутренний мир — их чувства, мысли, желания и т.д. В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: Диалог («вопросно-ответный метод»). Анализ документов — качественный и количественный (контент-анализ). Опросы — либо «лицом к лицу» (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в которых главный источник информации -компетентные эксперты-профессионалы. Тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.).
ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ (В.ДИЛЬТЕЙ, А.БЕРГСОН)
Жизнь — это процесс размножения и эволюции. Жизнь — это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез (производство) себе подобных. Жизнь понимается как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. В конце XIX — начале XX в. идеи по проблеме классификации социальных наук сформулировали немецкий философ В. Дильтей. Он выделял два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ; взаимодействие между личностями, применительно к человеческому миру. Понимание жизни лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие жизнь людей. Поэтому главная задача гуманитарного познания — постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни. При этом Дильтей подчеркивает: невозможно абстрагироваться от того, что человек — сознательное существо, а это значит, что при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды. А из каких же принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь? Дильтей считает, что это прежде всего метод понимания, т.е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Это проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста создания последнего. В науках о природе применяется метод объяснения — раскрытие сущности изучаемого объекта.
НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ (В.ВИНДЕЛЬБАНД)
В. Виндельбанд выдвинул тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о духе», «наук о культуре») и естественных. Первые описывают индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от индивидуальных свойств. Поэтому естественные науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Гуманитарные, и естественные науки применяют общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение -дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле — самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов.