Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Право — математика свободы. Опыт прошлого и перспекти­вы. — М.: Юристь, 1996. — 160 с. ISBN 5-7357-0082-0

Необходимость правового регулирования общественных отношений особен­но остро осознается в посттоталитарном государстве. Но прежде, чем определить направление развития этого процесса, следует разобраться: в условиях каких свобод и о каком праве может идти речь? Автор книги — член-корреспондент Российской Академии наук, доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН — выдвигает в связи с этим свою концепцию цивилитарного права как новую ступень развития свободы и равенства.

Книга рассчитана на юристов, философов, политологов, экономистов, исто­риков и широкий круг читателей, интересующихся проблемами свободы, равен­ства, права, справедливости, собственности, гражданского общества и правового государства.

 Предисловие

Основной общецивилизационной закономерностью развития общественных отношений является прогрессивное движение ко все большей свободе и равенству все большего числа людей, вовлечение в этот процесс представителей всех слоев и групп общества. Свобода индивида (ее мера, характер, содержание и т. д.) выступает в качестве главного критерия и основного итога дости­жений человеческой цивилизации на соответствующей ступени ее развития.

Всем этим обусловлены значение и ценность права как формы выражения и бытия свободы людей. Отсюда и фундаментальная значимость правовых проблем нашего посттоталитарного развития.

Реально-исторически до сих пор наиболее высокая ступень свободы (в виде всеобщего формально-правового равенства людей, свободы индивида в качестве субъекта права и собственности, члена гражданского общества и правового государства) достигнута в условиях капитализма. Ключевой (также и в плане выбора ори­ентиров для нашего последующего пути) остается проблема: явля­ется ли капитализм (достигнутая при капитализме ступень в прогрессе свободы индивидов и соответственно — в отношениях и формах собственности, права, государства и т. д.) последней и окончательной во всемирной истории ступенью прогресса свободы или этот прогресс продолжается и объективно возможна более высокая ступень?

Определяющее значение в этой связи имеют вопросы о смысле, месте и роли социализма во всемирной истории, о сущности и характере постсоциализма и постсоциалистического права.

Всемирно-исторический кризис социализма со всей остротой по­ставил вопрос о будущности социализма, о характере того будущего строя, к которому можно и необходимо идти от того социализма, который реально сложился в нашей стране и в ряде других стран (в меру социализированности в них средств производства).

Жизненные потребности общества настоятельно требуют пол­ного и окончательного преодоления всех антиправовых структур и норм прошлого, перехода к началам права и свободы, к правовой государственности и гражданскому обществу, к нормам, институтам и процедурам правовой демократии, к признанию права индиви­дуальной, групповой и иных видов собственности на средства производства, к правовой экономике и т. д. Обобщенно говоря, речь идет о необходимости перехода к правовому строю, к господству

3

 права и правовой законности во всех сферах общественной и политической жизни.

Прежде чем перейти к вопросу о путях разрешения этих за­дач, необходимо предварительно уяснить себе смысл тех ценно­стей, к которым нам предстоит двигаться. О какой свободе, каком праве и какой собственности вообще идет речь?

Только предварительное рассмотрение этих вопросов позволит уяснить правовой смысл и правовой профиль предстоящих нам преобразований в общем контексте всемирно-исторического прогресса свободы и права.

4

Глава 1

СВОБОДА, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО

1. Право как необходимая форма свободы

Право представляет собой определенную форму общественных отношений людей. Специфика правового подхода (и права, в целом) состоит в том, что фактически различные люди рассматриваются при правовом типе регуляции (в рамках данной правовой формы отношений, в соответствующем правовом отно­шении) в качестве равных, независимых друг от друга, свобод­ных индивидов — субъектов права (абстрактных правовых лич­ностей), чьи взаимоотношения регулируются, «взвешиваются», «измеряются» и оцениваются на единых «весах правосудия» — посредством всеобщего масштаба, одинаковой для всех, равной меры.

Право — форма человеческих взаимоотношений, и в этом смысле выраженные и представленные в праве равенство, всеобщность, независимость, свобода индивидов носят формальный характер. Такая формальность — внутренне необходимое, а не случайное свойство всякого права. Форма здесь не внешняя оболочка. Она содержательна и единственно возможным способом, математически точно и адекватно выражает суть опосредуемых данной формой (т. е. регулируемых правом) отношений — меру свободы индиви­дов по всеобщей норме и единому масштабу. Своим всеобщим мас­штабом и равной мерой право измеряет, «отмеряет» и оформляет именно свободу в человеческих взаимоотношениях, свободу инди­вида. Дозволения и запреты права как раз и представляют собой нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между сво­бодой и несвободой на соответствующей ступени исторического прогресса.

Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в об­щественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практиче­ски. Так же невозможно, как невозможна и другая арифметика, где бы дважды два равнялось не четырем, а пяти или чему-то другому.

Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их сво­боды. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая «свобода» без равенства —

5

 это идеология элитарных привилегий, а так называемое «равен­ство» без свободы — идеология рабов и угнетенных масс (с тре­бованиями иллюзорного «фактического равенства», подменой равенства уравниловкой и т. д.). Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода) — всегда произвол.

Отсюда и многоликость произвола (от «мягких» до самых жестких, тиранических и тоталитарных проявлений). Дело в том, что у права (и правовой формы свободы) есть свой, только ему внутренне присущий, специфический принцип —принцип формального равенства. У произвола же нет своего принципа; его принципом, если можно так выразиться, является как раз отсут­ствие правового принципа, отступления от этого принципа, его нарушение и игнорирование. Бесправная свобода — это произвол, тирания, насилие.

Фундаментальное значение свободы для человеческого бытия в целом выражает вместе с тем место и роль права в общественной жизни людей. Наблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это одновременно и правовой про­гресс, прогресс в правовых (и государственно-правовых) формах выражения, существования и защиты этой развивающейся сво­боды. В этом смысле можно сказать, что всемирная история представляет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей (предста­вители все новых слоев и классов общества) признаются формально равными субъектами права.

Историческое развитие свободы и права в человеческих отно­шениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей, Через механизм права — формального (правового) равенства — первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов.

Об этом убедительно свидетельствует исторический процесс развития свободы, права и равенства в человеческих отношениях.

Так, уже в принципе талиона (око за око, зуб за зуб) и в мифологическом образе «весов правосудия» зафиксирована идея (и модель) равного (эквивалентного, справедливого) возмездия за содеянное; здесь право — по преимуществу уголовное право, а правовое равенство — это прежде всего равенство в ответствен­ности, равенство между преступлением и наказанием, соответствие возмездия ущербу.

6

 Жребий — другая форма выражения м реализации равенства, которая охватывала более широкий круг человеческих отношений (распределение трудов, благ, почестей, должностей, принятие решений, разрешение споров и т. д.). Участники жребия в одинаковой мере равны перед судьбой. Жребий первоначально означал явление самой судьбы, выбор ею соответствующей доли (участи) для того или иного участника данного события. Позже жребий трансформируется уже в собственный выбор участником своей доли (судьбы). В русле этой эволюции постепенно формируется институт выборов (представителей, должностей и т. д.) — новая и перспективная форма приложения и реализации правового прин­ципа равенства, новое поле для права, новая сфера для призна­ния и утверждения прав человека.

С появлением суда как специального органа важное значение приобретает судебная правосубъектность, т. е. равенство тех, кто подсуден одному и тому же суду. Начинается долгий и извилистый путь к равному для всех суду.

Заметный вклад в рационализацию представлений о равенстве как характеристике и свойстве справедливости внесли пифагорейцы (VI—V вв. до н. э.). Это имело прямое отношение к рацио­нализации представлений о принципе формального (правового) равенства, поскольку справедливость — это абстракция права, его абстрактное выражение и определение. Согласно пифагорей­цам, сущность мира есть число и все в мире имеет цифровую характеристику и выражение. Отметив связь равенства и меры, они стали трактовать равенство как надлежащую меру, т. е. как определенную пропорцию (числовую по своей природе). В содер­жательном плане их определение справедливости как воздания равным за равное представляло собой определенную теорети­ческую абстракцию и формализацию принципа талиона. В духе. же своей социальной математики они выражали справедливость (следовательно, и принцип правового равенства) числом «четыре». Хотя и математика, и справедливость (т. е. и право), по верному наблюдению пифагорейцев, оперируют принципом равенства, од­нако его содержание и смысл в этих разных сферах различны. Экстраполяция математических представлений о равенстве на все общественные явления игнорировала своеобразие и особен­ности равенства в социальной сфере как определенной меры сво­боды индивидов. Поэтому за горизонтами социальной математики пифагорейцев осталось понимание права как всеобщей и необхо­димой формы свободы людей.

Представления о равенстве в его связи со свободой, спра­ведливостью и правом были углублены и развиты дальше Сократом,

7

 Платоном, Аристотелем. Трактуя равенство как принцип спра­ведливости и права, они при этом различают два вида равенства: равенство арифметическое (равенство меры, числа, веса и т. д.) и геометрическое (равенство по достоинству). Право (и естественное, и волеустановленное) — это, по Аристотелю, политическое права Оно возможно и имеет место только в государстве, т. е., согласно Аристотелю, в условиях политической (полисной) организации свободных и равных людей. При господском (т. е. неполитическом) типе власти и отношений, где нет свободы и равенства (в варвар­ских деспотиях, в отношениях между господином и рабом и т. д.), право, согласно Аристотелю, невозможно. В этих неполитических условиях и отношениях о праве можно говорить лишь условно, по аналогии, метафорично. В известном положении Аристотеля о том, что человек по своей природе существо (животное) политическое, под природой человека понимается не актуальная исходная дан­ность, а лишь возможная конечная потенция, реализованная лишь у эллинов (в полисной организации), но не осуществленная пока у варваров, живущих в условиях деспотии и рабства.

Одна из ранних страниц распространения идеи прав человека на женщину связана с платоновской концепцией равноправия женщин с мужчинами (правда, с недопущением женщин в число высших правителей). В формировании представлений о правах человека следует упомянуть и аристотелевскую защиту прав индивида (особенно в вопросах частной собственности и незави­симой от государства индивидуальной семьи).

Ряд древнегреческих софистов (Антифонт, Ликофрон, Алкидам) выступили с идеей естественного равенства всех людей — ра­венства по природе, по естественному праву. Неравенство людей, включая и их деление на свободных и рабов, трактовалось при этом как следствие искусственных человеческих установлений, полисных законов. Идею равенства людей и их личных прав, об­условленных природой и гарантируемых полисным законом, обосновывал Ликфрон. Эта плодотворная концепция, существенная для истории учений о правах человека, опиралась у Ликофрона на представления о договорном происхождении полиса и его законов.

Усилиями греческих и римских стоиков (от Зенона до Сенеки) идея равенства людей как сограждан единого космополитического государства (в сочетании с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этнические рамки и распространена на всех представителей человеческого рода.

На новой основе идею всеобщего равенства и свободы людей (независимо от их имущественного положения, социального статуса,

8

 этнической и государственной принадлежности и т. д.) пропове­довали представители раннего христианства. Для развития пред­ставлений о правовом равенстве важное значение имели, напри­мер, такие их требования и положения, как «Каждый получает свою награду по своему труду», «Какою мерою мерите, такою отме­рено будет вам», «В равное возмездие распространитесь и вы» и т. д.

Ключевую роль в развитии представлений о праве и правовом равенстве сыграло понятие субъекта права, разработанное в рим­ской юриспруденции. Это понятие было выражено в конструкции юридического лица. Считая, что по естественному праву все рож­даются свободными, а рабство наступило по праву народов, рим­ские юристы вместе с тем субъектом права, юридическим лицом признавали лишь свободных, оставляя рабов в принципе объек­том права. Важным моментом было распространение принципа правосубъектности на сферу не только частного, но и публичного права. Римскими авторами был обоснован и такой существенный аспект правового равенства, как всеобщность и единство требова­ний закона.

В средние века вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строения и функционирования феодального строя в целом. Прин­цип правового равенства (и, следовательно, право как таковое) стал распространяться на более широкий (чем ранее) круг людей и отношений, правда, в их сословной дифференциации и ограни­ченности. Права человека на этой исторической ступени остаются различными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека, правами сословного человека.

Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не была реализована и в средние века; но она не была забыта и продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юрис­тов и т. д.).

Практическое выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный характер и представляло собой закрепление сословных прав и свобод (вольностей). Вместе с тем это было исторически перспективное направление, оказавшее влияние на формирование буржуазных концепций и юридических конструкций прав и свобод человека,

9

 с которыми, в свою очередь, связаны современные представления о правовом равенстве, о правах человека и т. д.

В целом историческая эволюция содержания, объема, сферы действия принципа формального равенства не опровергает, а, наоборот, подкрепляет значение данного принципа (и конкрети­зирующей его системы норм) в качестве отличительной особен­ности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной и т. д.). С учетом этого можно сказать, что право — это нормативная форма выра­жения принципа формального равенства свободных людей в общественных отношениях.

Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права, и там, где нет свободы, не может быть и права. Поскольку принцип фор­мального равенства включает в себя и момент формальной сво­боды, правовые нормы (и право как система норм) — это равные меры (нормы и формы) свободы по единому (общему для всех субъектов и отношений, подпадающих под действие соответ­ствующей нормы) масштабу.

На тех ступенях социально-исторической эволюции, где со­храняется еще полная или частичная несвобода (рабство, кре­постничество, другие формы личной несвободы), само пользование правовой формой (и возможность быть субъектом права) пред­ставляет собой привилегию немногих (право-привилегия). Но как бы ни был узок круг субъектов того или иного правового отношения, регулирующая его правовая норма (и право в целом) носит абстрактно-всеобщий (равный для всех) характер и тем самым в сфере своего действия отвергает произвол и привилегию по какому-либо индивидуальному и частному основанию.

С этой всеобщностью права связана и присущая ему справед­ливость, которая потому, собственно, и справедлива, что, будучи абстракцией (абстрактным проявлением и определением) самого права, выражает и олицетворяет правовое начало — принцип абстрактно-всеобщего формального равенства и свободы. Справед­ливость (justitia) происходит от права (jus).

Справедливо то, что соответствует праву, и действовать по справедливости — это значит действовать по праву, в соответ­ствии с его всеобщим масштабом и равными для всех мерами (нормами) свободы. Будучи абстракцией права, справедливость воплощает в себе и выражает требование соблюдения правового равенства в соответствующих общественных отношениях. Ка­кого-либо другого регулятивного принципа, кроме правового,

10

 справедливость не имеет. Отрицание же правового характера и смысла справедливости приводит к тому, что в принцип справед­ливости начинают возводить какое-нибудь неправовое начало — требования уравниловки или привилегий, те или иные моральные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, социальные, национальные, экономические и тому подобные пред­ставления, интересы, требования. Тем самым правовое (т. е. все­общее и равное для всех) значение справедливости подменяется неким отдельным, частичным интересом и произвольным содер­жанием, партикулярными притязаниями.

Правовой закон, конечно, не может игнорировать все эти ре­альные интересы и притязания, и они должны найти в нем свое надлежащее (т. е. именно справедливое) признание, удовлетворе­ние и защиту. А это возможно только потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принцип правовой регуляции) не сливается с самими этими притязаниями и не является нор­мативным выражением какого-либо одного из таких частных интересов; напротив, справедливость, представляя всеобщее правовое начало возвышается над всем этим партикуляризмом, «взвешивает» (на единых весах правовой регуляции и правосу­дия, посредством общего масштаба права) и оценивает их фор­мально-равным, а потому и одинаково справедливым для всех правовым мерилом.

Отсюда ясно, что, например, социальная справедливость — это та же правовая справедливость (т. е. правовой подход, соблю­дение требований правового принципа равенства) в соответ­ствующих сферах и отношениях социальной жизни, а не некая особая, неправовая справедливость. Справедливость — везде и всегда по сути правовая справедливость. Поэтому справедливость может прийти в столкновение лишь с правонарушающим, но не с правовым законом, не с всеобщим принципом правового равенства, который является ее собственным принципом.

Идея всеобщего равенства людей возникла уже в древности. Но для ее осуществления потребовалось более двух тысячелетий. И осуществлена она была, как известно, после буржуазных рево­люций в рамках капиталистического строя в виде признания формального (правового) равенства и свободы всех членов об­щества независимо от их имущественного положения и иных различий между людьми.

Реальная жизнь и в природе и в обществе состоит из разли­чий. Давно подмечено, что нет двух одинаковых людей. В этом смысле равенство — это определенная абстракция, т. е. результат сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий,

11

 которые присущи уравниваемым явлениям. Уравнивание там, где оно имеет место (как в праве, так и в математике, где составле­ние и решение уравнений играют ключевую роль), предполагает, следовательно, различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т. е. возможность и необходи­мость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соот­ветствующей (правовой или математической) формы определения и характеристики этих объектов.

В математике равенство доведено до абсолютной абстракции количественных определений, полностью «очищено» от качест­венных и содержательных различий. Равенство в праве не столь абстрактно, в нем содержится и всегда актуально присутствует существенный для социальной сферы качественный, содержа­тельный момент — свобода индивида в общественных отношениях. Правовое равенство — это равенство субъектов, равенство людей именно в качестве свободных индивидов. Равными в правовом смысле могут быть только свободные люди, и это равенство озна­чает признание их субъектами права по всеобщей и равной для них норме, регулирующей соответствующее отношение. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние отно­сятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип пра­вового равенства не распространяется.

Правовое равенство — это равенство свободных и равенство и свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Право говорит и действует языком и средствами такого равенства. В этом, смысле право — математика свободы.

История права — это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. Разным этапам исторического развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свой масштаб и своя мера свободы, свой круг субъектов и отно­шений свободы и права, — словом, свое содержание принципа формального (правового) равенства. Так что принцип формально­го равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющимся содержанием.

В целом историческая эволюция содержания, объема, сферы действия принципа формального равенства не опровергает, а, на­оборот, подкрепляет значение данного принципа (и конкретизи­рующей его системы норм) в качестве отличительной особенности & права в его соотношении и расхождении с иными видами соци­альной регуляции (моральной, религиозной и т. д.). С учетом этого можно сказать, что право — это нормативная форма выражения

12

 свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.,

Исходные фактические различия между людьми, рассмотренные (и урегулированные) с точки зрения абстрактно-всеобщего правово­го принципа равенства (равной меры), предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах (неравных по их структуре, содержанию и объему прав различных индивидов — субъектов права). Право как форма отношений по принципу ра­венства, конечно, не уничтожает (и не может уничтожить) исход­ных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансфор­мирует неопределенные фактические различия в формально-опре­деленные неравные права свободных, независимых друг от друга, равных личностей. В этом, по существу, состоят специфика и смысл, границы (и ограниченность) и ценность правовой формы опосредования, регуляции и упорядочения общественных отношений.

Признание различных индивидов формально равными — это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объек­ты и т. д., но это не означает равенства уже приобретенных кон­кретных прав на индивидуально-конкретные вещи, блага и т. д. Формальное право — это лишь правоспособность, абстрактная свободная возможность приобрести — в согласии с общим масштабом и равной мерой правовой регуляции — свое, индивиду­ально-определенное право на данный объект. При формальном равенстве и равной правоспособности различных людей их ре­ально приобретенные права неизбежно (в силу различий между самими людьми, их реальными возможностями, условиями и об­стоятельствами их жизни и т. д.) будут разными, неравными: жизненные различия, измеряемые и оцениваемые одинаковым масштабом и равной мерой права, дают в итоге различия в приобре­тенных, лично принадлежащих конкретному субъекту (в этом смысле — субъективных) правах. Такое различие в приобретен­ных правах у разных лиц является необходимым результатом как раз соблюдения, а не нарушения принципа формального (правового) равенства этих лиц, их равной правоспособности. Различие в приобретенных правах не нарушает и не отменяет принципа формального (правового) равенства.

Сравним для иллюстрации три разные ситуации. Допустим, в первой ситуации право приобрести в индивидуальную собственность землю или мастерскую имеют лишь некоторые (докапиталисти­ческая ситуация), во второй ситуации — все (капиталистическая ситуация), в третьей ситуации — никто в отдельности

13

 (социалистическая ситуация). В первой и второй ситуациях все, кто наделены соответствующим правом, являются формально (юридически) равными, обладают равной правоспособностью не­зависимо от того, приобрели ли они в действительности право собственности на соответствующие объекты, стали ли они реаль­но собственниками какого-то определенного участка земли, кон­кретной мастерской или нет. Одно дело, конечно, иметь право (правоспособность) что-то приобрести, сделать и т. д., другое дело — реализовать такую формальную, абстрактно-правовую возможность и приобрести реальное право на определенное благо. Но право — это лишь равный для различных людей формализованный путь к приобретению прав на различные вещи, предметы, блага, а не раздача всех этих вещей и благ поровну каждому. Но в правовом упорядочении различий по единому основанию и общему мас­штабу как раз и присутствует признание формального (правового) равенства и свободы всех тех, на кого распространяется данная правовая форма отношений. Так, во второй ситуации все фор­мально равны и свободны, хотя реально приобретенные права на соответствующие объекты (средства производства) у разных лиц различны. В первой (докапиталистической) ситуации в соответ­ствующую сферу правового равенства и свободы допущены лишь некоторые; отсутствие же у остальных соответствующего права (правоспособности) означает непризнание за ними формального (правового) равенства и свободы. Здесь, в первой ситуации, само право (формальное равенство, правоспособность, пользование право­вой формой и т. д.), а вместе с ней и свобода представляют собой привилегию для некоторых индивидов против остальной части общества.

В третьей (социалистической) ситуации нет ни правовых при­вилегий (право-привилегии) первой ситуации, ни различий в правах на соответствующие объекты, поскольку в отношении к этим объектам как средствам производства никто вообще не имеет права (ни правоспособности, ни тем более реально приоб­ретенного права) на индивидуальную собственность. Отсутствие у индивида определенного права — это вместе с тем отсутствие и соответствующей индивидуальной свободы. Здесь, следовательно, в рассматриваемом отношении вообще отсутствует правовой принцип формального равенства и свободы индивидов, и общество в данной третьей ситуации не конкретизируется на индивидов — субъектов права. Общественные (в том числе и хозяйственные) отношения регулируются здесь иными (неправовыми) средствами и нормами.

14

 Подобно всякому принципу, равенство как специфический принцип правовой регуляции носит социально-исторический ха­рактер. Этим обусловлено разнообразие конкретно-исторических форм проявления принципа правового равенства в различных социально-экономических формациях, на разных этапах истори­ческого развития права, изменения его объема и содержания, места и роли в жизни общества.

Вместе с тем данный принцип — при всем историческом мно­гообразии и различии его проявлений — имеет универсальное значение для всех исторических типов и форм права и выражает специфику и отличительную особенность правового способа регу­лирования общественных отношений свободных индивидов. Везде, где действует принцип формального равенства, есть правовое начало и правовой способ регуляции; где действует право, там есть данный принцип равенства. Где нет этого принципа ра­венства, там нет и права как такового, формальное равенство свободных индивидов тем самым является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще. Между тем повсеместно довольно широко рас­пространены представления о противоположности права и сво­боды, права и справедливости, права и равенства. Они обуслов­лены во многом тем, что под правом имеют в виду любые веления власти, законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер, а под равенством — уравниловку.

Нередко свобода противопоставляется равенству. При этом искажается смысл как свободы, так и равенства. Видимо, под «равенством» в этих случаях имеются в виду пресловутая потре­бительская уравниловка, «фактическое равенство», которое пред­ставляет собой нонсенс, противоречие в понятии.

Свобода не только не противоположна равенству (а именно правовому равенству), но, напротив, воплощена в этом равенстве. Свобода и равенство неотделимы друг от друга и взаимно пред­полагают друг друга. С одной стороны, исходной и определяющей фигурой свободы в ее человеческом измерении является свободный индивид; именно он является необходимой основой правоспособности и правосубъектности вообще; с другой стороны, эту свободу инди­видов можно выразить лишь через всеобщий принцип и нормы равенства этих индивидов в определенной сфере и форме их взаимоотношений. Право не просто всеобщий масштаб и равная (мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. Свободные индивиды — «материя», носители, суть и смысл права. Там, где отрицается свободная индивидуальность,

15

 личность, правовое значение физического лица, там нет и не мо­жет быть права (и правового принципа формального равенства), не может быть и каких-то действительно правовых индивидуальных и иных (групповых, коллективных, институциональных и т. д.) субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений и в обществе в целом, и в различных конкретных сферах общественной и политической жизни.

Эти положения в полной мере относятся и к такой существен­ной сфере жизнедеятельности общества, как экономика и произ­водство, как отношения собственности в целом. Сама возможность наличия начал свободы, права, равенства людей в сфере эконо­мической жизни общества с необходимостью связана с признанием Правоспособности (а следовательно, и свободы, независимости, самостоятельности) индивида в отношениях собственности, т. е. признание за ним способности быть субъектом права собствен­ности на средства производства.

Здесь особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что именно отношения по поводу средств производства образуют содержа­ние, смысл и суть экономических отношений. Там, где сложились и действуют правовые формы экономических отношений, где, следовательно, признано и функционирует право собственности индивида на средства производства, там и другие (непроизвод­ственные) объекты, включая предметы личного потребления, вовлекаются в сферу правовых отношений собственности, станов­ятся объектами права собственности. Но собственность на пред­меты потребления носит вторичный, производный характер, зави­сящий от наличия или отсутствия, признанности или непризнанности в соответствующем обществе права собственности индивидов на средства производства.

Индивид как субъект права собственности (и прежде всего на средства производства) — исходная база и непременное предва­рительное условие для возможности также и других, неиндиви­дуальных (групповых и т. д.) субъектов права собственности («юридических лиц»).

В целом право собственности — это свобода индивида и других субъектов социальной жизни, причем свобода в ее адекватной правовой форме и, что особо важно подчеркнуть, свобода в такой существенной сфере общественной жизни, как отношение к средствам производства, экономика в целом.

Исторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств

16

 производства. Собственность является не просто одной из форм и направлений выражения свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву для свободы и права. Где нет собственности, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода и право.

Все это позволяет лучше понять как глубинные причины не­совместимости социализма с правом, собственностью и свободой, так и возможности постсоциалистического движения к этим цен­ностям, смысл развиваемой нами концепции постсоциализма и постсоциалистического права.

2. Право и закон

Право, о котором идет речь в нашем изложении, не следует, конечно, смешивать с различными нормативными актами: зако­нами, указами, декретами, постановлениями, прецедентами, офи­циально санкционированными обычаями и т. д., — словом, с офици­ально установленным (так называемым позитивным) правом'.

Законы и другие официальные общеобязательные акты, — и об этом свидетельствуют история и теория проблемы соотноше­ния права и закона, — могут быть формой официально-властного признания, нормативной конкретизации и защиты как права, так и иных (неправовых) требований, дозволений и запретов. Только как форма выражения права закон (и иные обязательные акты) представляет собой правовое явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства (и вместе с тем всеобщность равной меры свободы) получает государственно-властное признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь будучи конкретизацией (т. е. формой конкретного выражения) объективно обусловленных свойств права, закон становится правовым законом. Правовой за­кон — это и есть право (со всеми его объективно необходимыми свойствами), получившее официальную форму признания, выра­жения и защиты, — словом, законную силу.

Таким образом, нормы действующего законодательства («пози­тивного права») являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присут­ствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов.

' По данной проблеме, в частности, см.: Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М,, 1973. С. 39-44; Он же. Право и закон. М., 1983; Он же. Право: многообразие опре­делений и единство понятия // Советское государство и право. 1983. № 10: Он же. Право и закон: их различение и соотношение //Вопросы философии. 1988. № 5.

17

 В условиях государственно организованного общества без много­образных видов официального признания, выражения и защиты правовой формы, без четкого, ясного и общедоступного формули­рования требования принципа правового равенства и формальной свободы в виде конкретизированных и определенных норм обще­обязательного закона и санкций за их нарушение невозможно нормальное и эффективное функционирование права как регулятора и формы общественных отношений. Но объективный процесс форми­рования права (с присущими ему специфическими свойствами, не зависимыми от законодателя) не следует смешивать с субъектив­ной, сознательно-волевой процедурой его формулирования в виде тех или иных общеобязательных актов и норм. Не официальная принудительность создает принцип формального равенства.инди­видов и другие объективные свойства права, а, напротив, они (в силу своей объективной общезначимости) — при наличии соответст­вующих общественных условий — порождают необходимость их признания, реализации и защиты в общеобязательных формах.

Однако на практике (прошлой и современной) в официальном порядке общеобязательными нередко фактически признаются и наделяются законной силой также и неправовые нормы. Поэтому закон (и вообще все официально признанные нормы и источники действующего права) может как соответствовать праву (таков пра­вовой закон), так и расходиться с ним (возможные ошибки законо­дателя, а также различные случаи злоупотребления формой закона, правонарушающего, противоправного законодательства).

У нас довольно быстро освоили термины «правовое государство», «правовое (гражданское) общество», «господство права», «правление права» и т. д. Хуже обстоит дело с представлениями о соотношении (различении, взаимосвязях и т. д.) права и закона, с пониманием правовой природы, правового содержания и правового качества закона, с пониманием смысла правового закона и правовой закон­ности. А между тем ясно, что первое (всякого рода правовые ха­рактеристики государства, общества, режима и т. д.) без второго (без верного правопонимания) остается простой словесной конст­рукцией или модным словоупотреблением со старым (неправовым) содержанием.

Определяющее значение во всем этом поле проблем имеет со­ответствующее правопонимание как основа и ориентир для адек­ватных представлений о правовой свободе, правовой справедли­вости, правовом законе и правовом государстве.

История и теория данной проблематики позволяют сделать вывод о том, что в основе всякого теоретического подхода к пра­вовым явлениям лежит (явно и осознанно или неявно, фактически)

18

 та или иная концепция права, то или иное понимание того, что есть право и закон, каковы их взаимосвязи и т. п., — словом, определенный тип правопонимания. Очевидно, что тот или иной ис­ходный тип правопонимания существенным образом сказывается на всем последующем правовом исследовании в целом (его целях, направлениях, смысле, содержании, приемах, методике и т. п.).

Если придерживаться существа дела, а не условных названий тех или иных течений правовой мысли и принятых в них слово­употреблений, то исходный смысл проблемы соотношения права и закона можно сформулировать в самом общем виде так: разли­чаются или не различаются право и закон (законодательство) как разные феномены или понятия? Положительный или отрица­тельный ответ (при всем имевшем место и возможном многообра­зии конструкций), по сути дела, и проводит принципиальную грань между концепциями двух противоположных типов право-понимания. Поскольку концепции первого типа развивают ту или иную версию приоритета права перед законом, а концепции второго типа в качестве права признают лишь закон (законодательство), эти противоположные концепции можно соответственно обозна­чить условно как «юридические» (от jus — право) и «легистские» (от lex — закон)1.

Анализ показывает, что в учениях, в которых право и закон не отождествляются, под правом (все равно, обозначается ли оно как «естественная справедливость», «справедливое право», «естественное право», «естественный закон», «естественный разум», «природа вещей», «разумный закон», «идея права», «понятие права» и т. п. или просто как «право»), по сути дела, имеется в виду нечто по времени или по смыслу предшествующее и определяющее (первичное, безусловное, необходимое, обусловливающее, имеющее приоритет и т. п.) по отношению к закону (официальным уста­новлениям, законодательству, «позитивному праву»).

На наш взгляд, то или иное различие права и закона — необходимый момент любого теоретического подхода к правовым яв­лениям, предполагающего различение сущности (что есть право в его сущности и необходимости) и явления (что в данных условиях дано, положено как право, т. е. считается законом, «положитель­ным правом») и выяснение их соотношения (представляет ли данное явление именно эту сущность, или оно есть явление другой сущности, лишь маскирующееся соответствующим престижным наименованием).

1 Подробнее см.: Нерсесянц B.C. Из истории правовых учений: два типа правопони­мания // В сб.: Политические и правовые учения: проблемы исследования и препо­давания. М.,1978.

19

 Многолико и разнообразно и содержание понятие «естественное» применительно к праву у разных авторов (это и физическая при­рода, и космос, и природа человека, и общество, и пир социаль­но-политических отношений, словом, — все «неискусственное», «подлинное», «необходимое», «первичное»), причем правообразующая «природа» (физическая и социальная) не для всех авторов является «вечной и неизменной», раз навсегда данной; имеются, как известно, и концепции естественного права с исторически изме­няющимся содержанием и т. п.

Что же касается закона в его отношении к праву, то он трак­туется как нечто вторичное и обусловленное, зависящее от чело­веческого усмотрения, решения и выбора, как хорошо или плохо, верно или неверно, справедливо или несправедливо изготовленный,

сконструированный (т. е. искусственный) продукт человеческого творчества.

Понятие права в подобных концепциях включает в себя — с той или иной мерой определенности, явно или скрыто, осознанно или фактически — ту совокупность объективных свойств права как специфического социального феномена, которая не зависит от воли законодателя, тот дозаконотворческий и надзаконотворческий ком­плекс объективных закономерностей, необходимостей, свойств, требований и правил социальной, общественно-политической жизни, который первичен и определяет (или должен определять) смысл, содержание, характер и цели официального законода­тельства.

Различение права и закона как теоретическая конструкция выполняет две основные функции: оценочную и объяснительную. Существо оценки при этом состоит в характеристике закона в качестве правового или неправового (антиправового) установле­ния. При этом право выступает в качестве основания и критерия для суждения о ценности закона, его соответствии своему назна­чению и т. п. Значимость и сила подобной оценки состоят в ее концептуальном характере: ведь оценка закона дается здесь не с какой-то случайной, необязательной или безразличной для него позиции, а с точки зрения права, т. е. чего-то необходимого и без­условного. Иначе говоря, в своем оценочном отношении к закону право предстает как концентрированное выражение всех тех тре­бований, без соответствия которым закон дисквалифицируется. Закон, не соответствующий праву, — это произвол.

Оценочная функция данной конструкции тесно связана с ее объяснительной функцией и опирается на нее. Требования к за­кону («каким должен быть закон?») представляют собой лишь следствие соответствующей трактовки права («что есть право?»).

20

 В теоретико-познавательном плане существенный интерес представляет прежде всего объяснительная функция концепций различения права и закона. Ведь анализ того, что есть право в его соотношении с законом, по сути дела, представляет собой ис­следование как объективной природы и специфических качеств самого права, так и той совокупности факторов (природного, со­циально-политического, общественно-исторического, этического, духовного, психологического характера и т. д.), которые опреде­ляют и обусловливают правовые свойства закона, его место и значение в человеческой жизни.

Отсюда ясно, что прежде всего именно большая содержатель­ность (в социально-политическом и теоретико-методологическом плане), подразумеваемая и охватываемая проблемой различения и соотношения права и закона, постоянно привлекала внимание многочисленных исследователей. Освещение этой проблематики сыграло значительную теоретико-познавательную роль, по-своему отражая и фиксируя в различных своих модификациях резуль­таты прогресса в познании закономерностей общественных и по­литико-правовых явлений, в уяснении механизма объективной обусловленности законодательства реальными факторами обще­ственной жизни.

К данной теме обращались, если ограничиться лишь самым кратким перечнем, в античности — Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы; в средневековье, новое и новейшее время — Фома Аквинский, Гроций, Гоббс, Спиноза, Локк, Монтескье, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, представители исторической школы права, приверженцы раз­личных социологических, психологических, феноменологических, экзистенциалистских и ряда иных концепций права1. Примени­тельно к западноевропейской правовой мысли последнего столе­тия можно сказать, что почти все ее разноликие направления, за исключением разве что юридического позитивизма, развивали и продолжают развивать в той или иной вариации и модификации тему различения права и закона.

Предложенная типология (и противоположность юридического и легистского типов правопонимания) не означает, конечно, отри­цания существенных различий между разными концепциями внутри самих этих типов правопонимания. Это обстоятельство необходимо особо отметить в связи с распространенным предрас­судком, будто любая концепция различения права и закона носит естественно-правовой характер и исходит из признания той или

' Подробнее см.: Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983.

21

 иной версии естественного права. На самом деле право в его различении с законом — это не обязательно именно «естественное право», так что естественно-правовая концепция — лишь част­ный случай (исторически распространенный, но далеко не един­ственный) юридического типа правопонимания. подобно тому как различение естественного права и позитивного права — тоже лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона,

Только с точки зрения легистского правопонимания (внутри которого тоже имеются различные направления), сводящего право к закону и считающего правом лишь позитивное право (отсюда и «юридический позитивизм» как одно из исторических наименова­ний этого типа трактовки права), право в его различении с пози­тивным правом — это естественное право. При этом под пози­тивным правом имеется в виду все то, что позитивировано публичной властью в качестве права, т. е. наделено силой закона. С учетом данного обстоятельства при различении права и закона под «законом» имеется в виду все позитивное право (все его ис­точники: законодательство, обычное право, прецеденты и т. д.), а не закон в специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы).

С легистских позиций, сводящих с самого начала право к за­кону и отождествляющих их, по сути дела, невозможно сказать что-либо содержательное о законе (позитивном праве), поскольку с этой точки зрения в принципе безразлично (да и невозможно выявить), формой выражения какого именно содержания (правового или произвольно-противоправного) является закон. Тут суще­ствование закона (публично-властная его данность) в роли права предшествует той правовой сущности (и того правового содержания), выражением чего этот закон как носитель права должен быть.

Из сказанного ясно, что так называемый «юридический пози­тивизм», сводящий право лишь к «позитивному праву» (т. е. за­конодательству, официально-властным нормам, установлениям и санкциям), «по сути дела, именно легистский позитивизм, а не юридический.

Для легизма и «юридического позитивизма» весьма характерны пренебрежение людьми, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение этатизма и этатистского правопо­нимания Пафос и устремления легизма, этатизма, «юридического позитивизма» и т. д. — в отрицании как «естественного права» вообще, так и в особенности всякого рода «естественных» (т. е. не зависящих от усмотрения и произвола властей) прав и свобод индивидов, в подчинении всех властно-приказным правилам

22

 и установлениям- Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не на свободное существо.

У истоков такого подхода к праву в Новое время стоит Гоббс с его концепцией всемогущего государства и трактовкой права как приказа верховной власти. «Правовая сила закона, — под­черкивал он, — состоит только в том, что он является приказанием суверена»'. Под «законом» здесь имеется в виду все действующее (так называемое «позитивное») право. В дальнейшем такое пони­мание права было взято на вооружение представителями различ­ных направлений легистского («юридического») позитивизма.

В конкретно-историческом плане становление и развитие «юридического позитивизма» было связано с победой и укрепле­нием буржуазного строя, с возвышением роли государства и уве­личением в этих условиях удельного веса и значения государ­ственных нормативных актов в системе источников права2 и т. д.

В идейном отношении «юридический позитивизм» отразил из­менившееся юридическое мировоззрение победившего класса буржуазии, уже добившегося официального признания в законе («позитивации») своих правовых притязаний, идеологию защиты официального, наличного законопорядка против всякого рода критически и оппозиционно («непозитивно») звучащих требова­ний и представлений о «естественном», «должном», «идеальном», «разумном», «справедливом» и т. п. праве.

Основные идеи «юридического позитивизма» (трактовка права как творения власти, властная принудительность как, в конечном счете, единственная отличительная особенность права, формаль­но-логический и юридико-догматический методы анализа права, отрыв и «очищение» права от общественных отношений, а юрис­пруденции — от «метафизических» положений о природе, при­чинах, ценностях, сущности права и т. д.) с той или иной модифи­кацией разделяются представителями его различных вариантов в XIX в. (Д. Остин, Ш. Амос и др. в Англии; Б. Виндшайд, К. Гер-бер, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Цительманн и др. в Германии;

1 Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 214.

2 В юриспруденции принято различать источник права в формальном смысле (формальный источник права) и источник права в материальном смысле (мате­риальный источник права): под первым имеется в виду та или иная форма выражения (формулирования) права (соответствующий нормативно-правовой акт, прецедент, обычное право и т. д.); под вторым — то, что, согласно соответствующей точке зре­ния, порождает (формирует) право (природа человека, общество и т. д.) В этой связи следует отметить, что для юридического позитивизма (и вообще для легизма) закон (все источники позитивного права) является, по существу, источником права в материальном смысле, поскольку с этой точки зрения закон не выражает и фор­мулирует право, а порождает и формирует его. Отсюда и характерные для такого подхода «юридические иллюзии» о всемогуществе закона и свободе («свободной воле») законодателя творить любое право.

23

 Кабанту и др. во Франции; Е.В. Васьковский, А.Х. Гольмстея, Д.Д. Гримм, C.В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич в России и т. д.), а в целом ряде отношений — также и приверженцами «юридического» (точнее говоря, легистского) неопозитивизма в XX в. («реформи­рованная общим языковедением юриспруденция» В.Д. Каткова, «чистая теория права» Г. Кельзена, лингвистическая юриспру­денция Х.Л. Харта и др.).

Так, Дж.Остин характеризовал право как «агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном», и подчеркивал: «Всякое право есть команда, приказ»'. Так же и согласно Ш. Амосу «право есть приказ верховной политической власти государства с целью контроля действий лиц в данном со­обществе»2. Г.Ф. Шершеневич придерживался аналогичных воз­зрений. «Всякая норма права, — писал он. — приказ»3. Право, по его оценке, — это «произведение государств», а государственная власть характеризуется им как «тот начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права»4.

Своим приказом государственная власть порождает право — таково кредо данного типа правопонимания. С этой точки зрения все, что приказывает власть, есть право. Отличие права от про­извола тем самым в принципе лишается объективного и содержа­тельного смысла и имеет для приверженцев такого подхода лишь субъективный и формальный характер: явный произвол, санк­ционируемый определенным субъектом (органом государства) в определенной форме (в форме того или иного акта: закона, указа, рескрипта, постановления, циркуляра и т. д.), признается правом. В легистско-позитивистской трактовке за приказом государст­венной власти признаются магические возможности. Получается, что подобным приказом решаются задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объек­тивного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (выявление специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

Прошлые и современные приверженцы легистского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему социального смысла и роли права к вопросу о регулятивном значении норм законода­тельства. Праву при этом придается узкое технико-инстру­ментальное значение: оно выступает лишь как официальное

1 Austin J. Lectures on Jurisprudens or the Philosophy of Positive Law. London, 1873.

vol.1, p. 89. 98.

2 Amos Sh. A systematic View of the Science of Jurisprudence. London. 1872, p. 73.

3 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып.1. М., 1810. С. 281.

4 Там же. С. 314.

24

 наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контроля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, субъективным результатом правотворческого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм — волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции социальной инженерии.

Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущ­ность и функции, закрывает путь к выяснению его действитель­ного места и роли в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловлен­ных и общественно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д. Однако ясно, что субъективистская манипуляция арсеналом социальных норм, сопровождаемая искусственной под­держкой и активизацией одних регуляторов и произвольным подавлением или вытеснением других, может в лучшем случае привести лишь к кратковременному удовлетворению тех или иных социорегулятивных потребностей и целей. Но, по существу, и в более или менее долгосрочной перспективе подобное субъек­тивно-волевое оперирование социальными нормами (ставка на регулятивно «сильные», силовые нормы закона, игнорирование как правовой природы норм законодательства, так и социальной ценности, объективных границ и специфики действия других видов норм, подмена регуляторов и перекладывание регулятив­ных функций одних норм на другие и т. д.) неизбежно приводит к их деградации и атрофии, к девальвации выражаемых в них ценностей и регулятивных возможностей, к нарушению и бездей­ствию системных связей и разрушению целостности различных видов социальных норм общества, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего соционормативного порядка.

Эти и другие недостатки легистско-позитивистского подхода — следствие его основного порока, заключающегося в отрицании специфики и ценности права как всеобщей равной меры и необ­ходимой формы существования, признания и защиты свободы людей, в игнорировании независимости, свободы и прав индиви­дов. Здесь рвется исходная внутренняя связь права со свободой и справедливостью, и все отдается на усмотрение и решение вла­стей, вознесенных над правом и продуцирующих его. В таком контексте сама постановка вопроса о правовом законе, правовом обществе и правовом государстве лишается всякого смысла.

25

 В общем виде можно отметить, что цель м устремления юри­дического подхода заключаются в преодолении разрыва между правом и законом, в господстве правового закона. Ведь закон как правовое явление — это форма конкретизации права, конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: право (и только право) должно стать законом, а закон должен быть правовым (не только по наименованию, процедуре принятия и т. д., но и по своей сути и содержанию).

Для легистско-позитивистского подхода право — это приказ официальной власти, а отличительный признак права — его при­нудительность, благодаря которой нечто неправовое впервые ста­новится правом. Тут стирается всякое различие между правом и произволом, а сам закон из правового явления (формы выражения права, правового равенства свободных индивидов) превращается в средство противоправного нормогворчества и инструмент насилия. Также и восхваляемая сторонниками легистского позитивизма законность, опирающаяся на подобные законы, становится орудием произвольной политики. Странно выглядит и легистская версия «правового государства».

3. Правовое государство

Правовое государство — как определенная теория и соответ­ствующая практика организации публичной власти, обеспечения прав и свобод человека и в целом господства права — является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его общечеловеческая ценность определяет и наши современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России, в других бывших социалистических странах.

Для нас здесь идеи и концепции правовой государственности представляют интерес прежде всего как адекватная форма при­знания и практической реализации требований свободы, права, правового закона. Последовательная юридическая теория госу­дарства возможна лишь с позиций различения права и закона и распространения требований права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов на область государственной жизни, на сферу публично-властных отношений.

В противовес легистско-этатистской трактовке права юриди­ческий подход исходит из правовой трактовки закона (правовой закон) и правовой трактовки государства (правовое государство).

26

 Представления о правовом государстве имеют долгую и поучительную историю.

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.-Т. Велькера, Р. фон Моля и др.)', а в даль­нейшем получил широкое распространение.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею, смысл и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше — в общем русле возникновения исторически прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоз­зрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолю­тистских и полицейских режимов. Для них характерны утверж­дение идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поиски различных госу­дарственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм и т. д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответст­венности перед индивидами и обществом и т. д.

При всей своей новизне эти идеи и концепции правовой госу­дарственности опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные обще­человеческие ценности и гуманистические традиции. Значительное влияние в этом плане на формирование теоретических представ­лений, а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и кон­струкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимо­зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедли­вости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится властной силой (т. е. общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т. д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная

' См.: Welcker К.Т. Die letzten Grunde von Recht, Staat und Strafe. Giesen, 1813, s. 25.71 u.a.: Mohl R. Die PoHzeiwtesenschaft nach den Grundsatzen des Rechtsstaates. Bd. 1-2, Tubingen, 1832-1833. В англоязычной литературе этот термин не использу­ется; в известной мере его эквивалентом является «правление права» (rule of law).

27

 и оправданная им одновременно, — справедливой (т. е. соответ­ствующей праву) государственной властью.

Символическим выражением подобных представлений стал образ богини правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющий единение силы и права; охраняе­мый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних, этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правовой государственности) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справед­ливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе)'. Правосудие (юстиция) — это суждение по праву (т. е. осуществление справедливости) не только по особым спорам в суде (при судоговорении), но и по всем делам государственно организованной жизни.

Суд здесь выступает не как одна из многих частей государства, а как выражение и подтверждение правосудности всей государ­ственности как справедливой организации общественной жизни. Также и исторический суд — с присущим ему сочетанием права и силы, с его правозащитной функцией, с его правовой организацией и процедурами, независимым статусом, нейтральностью, объектив­ностью и т. д. — выступает как первичный атом, прообраз, образец модель правовой государственности, правовой формы организации и функционирования политической жизни. Поэтому и сегодня место и роль суда в политической системе общества, степень правосуд­ности в организации и деятельности всех несудебных звеньев этой системы (при всей специфике их функций и обусловленных этим особенностей их организационных форм) являются сущест­венными показателями меры развитости начал правовой государ­ственности в том или ином обществе.

Идею единения силы и права в организации Афинского госу­дарства на демократических началах сознательно проводил в своих реформах уже в VI до н.э. Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов. Суть своих реформ он выразил так: «Всех я освободил. А этого достиг властью закона, силу с правом сочетав»2. С Солона, подчеркивал Аристотель, в Афинах началась демократия.

Для нашей темы важно отметить, что эта государственно-правовая идея древних о единении силы и права была однозначно направлена против вульгарных, а затем и распространившихся

' См.: Нерсесянц B.C. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

 2 См.: Аристотель. Афинская полития. М., 1937. С. 19-21.

28

 софистических представлений о том, будто сила рождает право, сильный всегда прав и т. д'.

Правда, справедливость, право, закон традиционно считались божественными установлениями, необходимыми атрибутами кос­мических и земных порядков, антиподами насилия, произвола, хаоса. Так, у Гомера богиня Эвномия (благозаконие), дочь Зевса и Фемиды, олицетворяет божественные истоки установления спра­ведливой законности в полисных делах. И. Гесиод («Труды и дни», 174-193), критикуя несправедливость грядущего «железного века», замечает: «Правду заменит кулак... Где сила, там будет и право». И, говоря сегодня о законопослушности древних, их вы­соком почтении к закону и законности, не надо забывать, что имелись в виду освященные традицией, надлежаще устанавли­ваемые разумные и справедливые (мы бы сказали — правовые) законы, а не произвольный диктат силы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О порядке составления отчета | ЗКГМУ каз 211 Жалпы дәрігерлік тәжірибе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 219 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.081 с.