Подмена понятий
Сегодня у нас сложилась довольно своеобразная шкала оценок эффективности систем здравоохранения и медицины в целом, действенности тех или иных методик и способов лечения, искусства отдельных целителей.
Шкала эта проста и на первый взгляд представляется достаточно логичной, отвечающей насущным потребностям общества.
Если речь идет о системе здравоохранения, то главным критерием ее оценки является количество поликлиник и больниц, больничных коек в стационарах, оснащенность лечебных учреждений современной медицинской техникой, обеспеченность больных лекарствами и другие чисто количественные показатели.
Эффективность медицины оценивается соотношением общего числа принятых врачами и излеченных ими пациентов. Чем больше больных излечено, тем выше уровень развития медицины.
Точно такой же подход к оценке действенности нетрадиционных методик и способов лечения, квалификации народных целителей.
И подобное положение сложилось не только в нашей стране, которую мы в экстазе самоуничижения готовы поставить по уровню развития на последнее место в мире. Недавно я вернулась из поездки в Канаду, куда была приглашена выступить с циклом лекций о моей Системе Естественного Оздоровления. Впечатления остались самые противоречивые: с одной стороны высокая культура отношений, чистота, безукоризненный сервис, в том числе и медицинский, с другой—большое количество больных, которых я, как врач, распознаю с первого взгляда, очень много людей с избыточным весом тела, те же традиционные представления о «неразлучности» хронических болезней и старости. Маленький штришок: в аэропорту на паспортном контроле чиновник спросил меня, сколько мне лет. Ничего не подозревая, я ответила, что родилась в 1916 году. Поднялась небольшая суматоха, причину которой я поняла лишь после того, как ко мне подкатили инвалидную коляску и с великим бережением попытались в нее усадить. Чтобы вам понятен стал весь комизм ситуации, добавлю, что после перелета я чувствовала себя великолепно и первое, что сделала после обустройства в гостинице,—отправилась на ближайший пляж, чтобы с наслаждением поплескаться в водах Тихого океана, температура которых в это время года (а дело было в конце октября—начале ноября), колебалась у отметки + 4...+5° С.
Рассказала я об этом вовсе не с целью позабавить вас, а чтобы снова обратить вашу мысль к проблеме духовного, психического и физического здоровья человека. Один из парадоксов нашего времени состоит в том, что чем быстрее мы продвигаемся по пути научно-технического прогресса, тем с большей скоростью удаляемся от кардинального решения этой проблемы. И неуклонно растущие расходы всех стран мира на здравоохранение— лучшее тому доказательство.
Однако самое удивительное заключается в том, что мы, и это я считаю другим величайшим парадоксом завершающегося второго тысячелетия нашей эры, до сих пор не знаем, кому и за что платим все более обременительную дань. Какой смысл в этих непонятных любому разумному человеку жертвоприношениях, если люди как болели, так и продолжают болеть, причем количество впервые заболевших не уменьшается, а растет, опережая прирост расходов на здравоохранение.
Во имя чего же и против кого мы боремся? Кто-то, возможно, удивится несообразительности автора и, устало вздохнув, пояснит: мы сражаемся за здоровье народа, против болезней. Но сражение сражению рознь, в истории человечества, как известно, были даже столетние войны, но и они в конце концов заканчивались чьей-то победой. Мы же «бьемся» с болезнями тысячелетия, а результат?
Несомненно, в борьбе с инфекционными заболеваниями человечество одержало немало впечатляющих побед.
Чума, холера, оспа, «выкашивающие» прежде население целых городов и регионов, усмирены, достигнут высочайший уровень развития хирургических методов лечения, диагностики заболеваний.
Однако количество и тяжесть хронических заболеваний возрастают, многие из них, бывшие прежде «привилегией» глубокой старости, сегодня все чаще настигают детей, даже грудных.
Добьемся ли мы победы и здесь? А если добьемся, то когда?
Прежде чем судить о наших шансах на победу в этом затянувшемся на тысячелетия сражении, последуем примеру великих полководцев и соотнесем свои силы с силами противника. И здесь нас ждет новый конфуз: мы до сих пор не знаем, что такое здоровье, составляющее нашу главную «ударную» силу, и что такое болезнь, которая нас этой силы лишает. Самый распространенный ответ «здоровье означает отсутствие болезни», первым приходящий нам в голову, сути дела не проясняет, как впрочем, и второй: «Болезнь—это нарушение (читай—отсутствие) здоровья».
Чтобы понять всю бессмысленность подобных формулировок, употребляемых не только в бытовых разговорах, но и в официальных документах весьма авторитетных организаций, попробуйте, например, подобным образом объяснить вашему ребенку, что такое тепло и холод: «тепло—это отсутствие холода, а холод—это отсутствие тепла». Абсурд? Думаю, вы попытаетесь доступным языком объяснить сущность этих явлений. Если не сможете сами, заглянете в словарь. Но вы понапрасну потеряете время, разыскивая сколько-нибудь точное определение понятий «здоровье» и «болезнь».
— А нужна ли нам особая точность,—подумаете вы,—уж здоровье от болезни мы как-нибудь отличим и без словаря.
Как врач не могу согласиться даже с этим казалось бы бесспорным мнением, потому что любые болезни, особенно хронические, зарождаются и проявляются не вдруг. Им предшествуют долгие иногда годы и даже десятилетия, в течение которых здоровье постепенно сдает одну позицию за другой, пока человек не обнаруживает, наконец, что он, еще вчера чувствовавший себя достаточно крепким, сегодня «вдруг» проснулся больным.
Для того чтобы исключить это «вдруг», предотвратить перемену знаков с «плюса», символизирующего здоровье, на «минус» болезни, нам необходимо четко представить себе, что такое здоровье с точки зрения физиологии человеческого организма, какие условия нужны для сохранения полного духовного, психического и физического здоровья. Исследование этой проблемы и составляет главный предмет философии здоровья.
Должна сказать, что философия здоровья старая и добрая знакомая всех, кто следит за моими работами, поскольку ее главные положения составляют основу разработанной мной Системы Естественного Оздоровления, которая вернула здоровье тысячам безнадежно больных людей. Таким образом эта философия—не оторванные от жизни умствования ее автора, а сама жизнь, и жизнь, скрывать не стану, далеко не безоблачная.
Путь познания всегда был тернист и требовал от ученого не только ясного ума, воли, терпения, но и личного мужества, готовности к любым испытаниям.
Во все времена находились облеченные властью противники нового, которые пытались «запретить» научный и технический прогресс, подмывающий обветшавшие устои их власти над умами людей. Тем не менее любые поползновения набросить идеологическую, политическую, религиозную и любую иную узду на стремление людей к новому знанию, к дальнейшему проникновению в законы природы противоречат самой природе человеческого разума и потому в конечном итоге обречены на провал.
Вопрос по существу
— А стоит ли вообще ломать из-за этого копья,— спросите вы.— Может быть нам, не мудрствуя лукаво, не усложняя без нужды свою жизнь, устремить свои взоры не в зыбкое, непредсказуемое будущее, а обратиться к опыту наших далеких и близких предков, прислушаться к их заветам, продолжить народные традиции, вновь ввести в обиход былые обычаи, простоту и строгость нравов?
Это вопрос далеко не риторический. Сегодня немало людей искренне считают, что путь к здоровью человека следует искать именно там, в прошлом, когда и жили проще, и болели меньше. Но если спросить их, готовы ли они при этом отказаться от всех благ современной цивилизации, большинство скажет: нет, хотим жить, как сегодня, а быть здоровыми—как вчера.
Желание вполне естественное, но осуществимое ли? Ответ может быть только отрицательным по той простой причине, что сложившиеся в нашем сознании представления об условиях, необходимых для сохранения здоровья, лежащие в основе цивилизованного образа жизни, далеки от реальных потребностей человека.
А ведь именно условиями существования, которые мы создаем своему организму, определяется здоровье не только тела, но и души. Если они соответствуют тем, что предписаны нам природой, то и человеческий организм пребывает в своем естественном, дарованном ему от рождения состоянии, которое мы, переводя на язык привычного противопоставления «здоровье—болезнь», именуем здоровьем. Если все органы и системы нашего тела функционируют слаженно, если наш головной мозг четко регулирует и координирует их работу, если вы живете, не вспоминая о том, что у вас есть сердце, желудок, печень, почки или любые другие внутренние органы, не ощущая их, если ваш психологический настрой соответствует богатству душевных возможностей здорового человека, не обремененного завистью, скаредностью, эгоизмом и другими отравляющими жизнь людей чувствами, и жизнь кажется вам солнечной и прекрасной в любом возрасте, вплоть до глубокой старости, значит вы существуете в гармонии с природой, в согласии с ее законами.
Но стоит отступить от этих законов, и здоровье сначала незаметно, шаг за шагом, а потом все быстрее пойдет на убыль. Появятся сбои в саморегуляции вашего организма, незначительные на первых порах нарушения функций отдельных органов и систем, которые открыто пока не проявляются, что создает иллюзию полного здоровья. А на такие «мелочи», как чуть быстрее наступающая умственная и физическая усталость, слегка повышенная раздражительность или, наоборот, апатия, ни мы, ни врачи, как правило, внимания не обращаем. Главное, чтобы все основные параметры—температура тела, частота пульса, кровяное давление,—были в норме, и человек мог продолжать работать. Для подобного состояния придуман даже специальный утешительный для пациентов и очень удобный для врачей термин «практическое здоровье». Что же за ним кроется, если посмотреть с научной точки зрения?
В 60—70-е годы я посвятила немало времени изучению различий между истинным и практическим здоровьем. Хотелось до конца разобраться, что же представляет собой здоровье вообще и существуют ли конкретные объективные показатели, которые позволили бы сказать: этот человек истинно здоров, а тот—лишь практически.
Методика таких исследований была проста: сравнивались физиологические характеристики истинно здоровых людей, живущих по законам природы в Системе Естественного Оздоровления, и тех, кто вел обычный образ жизни современного человека, характеризующийся избыточным питанием, малыми физическими нагрузками, оторванностью от природы.
Первые же результаты исследований произвели на меня ошеломляющее впечатление: казалось, что передо мною проходили представители двух различных биологических видов: Человека искусственного и Человека естественного. Выяснилось, например, что частота дыхания первого составляла 15—20 циклов (вдох-выдох) в минуту, второго—всего 5 циклов. Человек естественный потреблял кислорода примерно в пять раз меньше, чем его искусственный собрат. Оказалось также, что вопреки общепринятым представлениям, для поддержания жизненных функций организма в состоянии покоя (т. н. основной обмен) Человеку естественному требуется 250— 400 килокалорий против 1200—1700 килокалорий, затрачиваемых Человеком искусственным.
Стоит только сравнить физиологические характеристики Человека естественного и искусственного, как сразу же замечаешь, что первые в 5 раз ниже, чем вторые. И это не случайное совпадение, а закономерность, обусловленная тем, что Человек естественный живет по законам природы, а Человек искусственный повинуется лишь собственным желаниям и привычкам.
Но ведь жизнь человека не исчерпывается и не определяется только физиологическими параметрами процессов жизнедеятельности его организма. И далеко не случайно в Системе Естественного Оздоровления здоровье рассматривается как понятие синтетическое, объединяющее помимо физического также духовное и психическое здоровье. Причем речь идет не о простой арифметической сумме различных видов здоровья, а о разных гранях целостного, без изъянов, природного драгоценного кристалла, которому можно уподобить естественное здоровье человека.
Именно поэтому чисто арифметический физиологический подход к проблеме здоровья, несмотря на его поистине уникальные результаты, не мог удовлетворить меня, дать ответы на все волновавшие меня вопросы, связанные с истинным, а не практическим здоровьем человека. Нуждался в серьезной теоретической и экспериментальной проработке такой аспект проблемы, как зависимость физического здоровья от духовного и наоборот. Необходимо было также предметно продемонстрировать несостоятельность главного, основополагающего постулата теории сбалансированного питания, в соответствии с которым единственным источником восполнения затрат вещества и энергии в процессе жизнедеятельности человека является вещество и энергия, содержащиеся в пище.
Ступенями к познанию истины стали для меня десятки уникальных, не осуществлявшихся никем и никогда в мире экспериментов, организованных мной в 80-е годы XX столетия. Я достаточно подробно рассказывала о них в предыдущих книгах, поэтому не буду вдаваться в детали моих опытов со сверхмарафонцами, горными туристами, альпинистами, пеших многосоткилометровых переходов через раскаленные до 50° С пески среднеазиатских пустынь. Скажу только, что эти эксперименты блистательно подтвердили справедливость исходного положения Системы Естественного Оздоровления, в соответствии с которым человеческий организм получает необходимые ему вещество и энергию, используя не один, а несколько каналов их извлечения из окружающего нас мира.
Они, эти опыты, продемонстрировали также нашу неразрывную связь с природой, ее незаменимую роль в сохранении и укреплении нашего духовного, психического и физического здоровья. Могу без всякого преувеличения сказать, что без этих экспериментов не могла родиться философия здоровья, помогающая человеку обрести точку опоры в нашем непостоянном, противоречивом мире благодаря знанию и соблюдению законов природы.
Наука о природе
Что же это за законы, и почему мы должны столь безропотно следовать им, поступаясь собственными желаниями, а не продолжать жить по своим законам и уложениям, вносящим в нашу жизнь разумное начало, регулирующим отношения между шестью миллиардами людей, населяющими планету Земля? Подобных вопросов можно задать множество, но ответ всегда будет один: человек лишь часть природы, исключительно важная, но часть. Поэтому его, человеческие, законы пригодны, да и то далеко не всегда, только для «внутренних» нужд человеческого сообщества, законы же природы распространяются на любое живое существо, будь то микроскопическая бактерия или грузный многотонный кит, т. к. все живое на Земле создано природой, по ее, образно говоря, замыслам и чертежам, из одного и того же материала—наделенного жизнью вещества, живой материи. На эту ее особенность обращал в свое время внимание лауреат Нобелевской премии А. Сент-Дьердьи, считавший, что «существует лишь одна живая материя, заселившая земной шар и принимающая в процессе приспособления к различным условиям различные формы, размеры, цвет и сложность. Жизнь, несмотря на большое разнообразие ее проявлений, построена на одном и том же ограниченном числе основных принципов, где бы и в каком бы виде мы ее ни встретили; между „королями и капустой" не существует реальных различий».
Поэтому философия здоровья, которая ставит в центр своего внимания отдельно взятого человека со всеми, его психическими, духовными и анатомо-физиологическими особенностями, не может рассматривать проблему его здоровья изолированно от проблемы здоровья всей живой природы Земли. По сути дела, это единая проблема, которая не может быть решена без личного участия каждого из нас и человеческого сообщества в целом, являющегося еще более важной частью живой природы планеты. Великий русский естествоиспытатель В. И. Вернадский неоднократно высказывал мысль о том, что «человек и человечество теснейшим образом связаны с живым веществом, заселяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть уединены».
Прежде чем продолжить разговор о здоровье человека, предлагаю сделать здесь в нашей памяти первую зарубку, которая облегчит нам впоследствии поиск нового пути к решению проблемы в целом, подвести первый промежуточный итог. Итак, что же мы с вами успели узнать? Не так уж и мало.
Во-первых, нам теперь известно, что человек не бродяга без роду, без племени, и не богоподобный властелин природы, подчиняющийся лишь своим прихотям и желаниям, а часть наделенного жизнью вещества, живой материи, ею рожденный, вспоенный и вскормленный, связанный с нею незримой неразрывной пуповиной.
Во-вторых, мы знаем, что человек и вся живая материя в целом лишь неотъемлемая часть того бесконечного мира, крохотной пылинкой которого является давшая нам кров и пищу планета Земля, и подчиняется незыблемым законам этого мира—законам природы.
Таких законов существует множество, поскольку живая материя, и человек в том числе, обитает сразу в трех мирах: в микромире элементарных частиц и атомов, в мире земной живой и неживой природы и в макромире Вселенной, с которыми он связан тысячами нитей. В каждом из этих миров существуют свои специфические законы, свое пространство и время, свои силы взаимодействия, которые находят отражение и в жизни живых организмов. Но нам нет необходимости вслед за учеными углубляться в тайны каждого из этих миров, вместе с биофизиками и биохимиками изучать конкретные механизмы воздействия властвующих в них законов на живую материю в целом, на особенности ее развития.
Для нас гораздо важнее проследить, как совокупное, суммарное их действие отражается в процессах жизнедеятельности живой материи.
Единство в многообразии
Вы наверняка не раз задавались вопросом, что же это за законы природы, обязательные для каждого из нас. Говорить на эту тему можно долго, но вряд ли есть необходимость подробно рассматривать каждый из них в отдельности, прослеживать, как они согласуются между собой, как проявляются в нашей жизни. Поэтому ограничусь тем, что назову и очень коротко охарактеризую три важнейших из них. А чтобы сделать предмет разговора более наглядным, воспользуюсь сравнением живой материи с широким потоком, который разливается по поверхности земли, затопляя мельчайшие впадины и возвышенности, захватывая даже нижние слои атмосферы.
Сразу же возникает вопрос, откуда он, этот поток, берет начало, или, говоря другими словами, как появилась жизнь на Земле? Сегодня большинство ученых сходится во мнении, что она, во-первых, была занесена на нашу планету извне, и, во-вторых, что живая материя является такой же частью Вселенной, как и неживая, как энергия, пространство — время и информация. Т. е. она была там всегда, жила, развивалась по своим законам и принципам, которые, кстати сказать, достаточно далеки от тех, которые в свое время сформулировал Ч. Дарвин в своей теории эволюции. Как вы помните по школьному курсу биологии, он считал, что живая материя развивается, эволюционирует в процессе приспособления к происходящим на Земле изменениям условий жизни, пока в результате таких изменений не появился человек.
Я бы вообще не стала усложнять книгу, поднимая вопрос о путях развития живой материи, не имей он прямого отношения к нам с вами, нашему разуму, нашему духовному, психическому и физическому здоровью.
Как же обстоит дело в действительности? Да, изменения условий жизни происходят, но не они являются главной движущей силой эволюции. Они лишь заставляют единую живую материю, говоря упоминавшимися уже словами А. Сент-Дьердьи, приобретать новые «формы, размеры, цвет и сложность». Выражаясь иначе, в данном случае имеет место простое обживание живой материей Вселенной нового для нее космического объекта—планеты Земля. Какие-то ее формы закрепляются, какие-то исчезают, вымирают. Как говорится, дело случая.
Так может быть и появление Человека разумного было такой же случайностью? Мог же он, в конце концов, вымереть, как динозавры, например?
Оказывается, нет, не мог, поскольку его появление было с железной необходимостью вызвано другой закономерностью, определяющей действительный процесс эволюции всей единой живой материи, существующей во Вселенной, никоим образом не зависящий от изменений среды. Направление ее, эволюции, обусловлено четко обозначенным вектором развития живой материи в сторону обеспечения ее выживания в любых, самых неблагоприятных условиях существования.
Основывается такая способность на одном из фундаментальных законов природы— законе усложнения самоорганизации живой материи.
Еще в XIX веке крупнейший американский натуралист, геолог, палеонтолог и минералог Д. Д. Дана обратил внимание на то, что с ходом геологического времени на нашей планете у некоторой части ее обитателей проявляется все более совершенный, чем тот, который существовал на ней раньше, центральный нервный аппарат—мозг.
Это наиболее совершенный орган из всех существующих на Земле механизмов и систем, призванных обеспечивать равновесие между внутренней средой организма и средой внешней, что является важнейшим условием жизнедеятельности живой материи.
Преимущество сложно организованного мозга перед Другими механизмами сопряжения процессов жизнедеятельности живого организма с процессами, происходящими в среде обитания, состоит в том, что он, мозг, резко увеличивает количество степеней свободы животного. Наделенные мозгом животные в поисках пищи и воды могут свободно передвигаться, что резко увеличивает их шансы на выживание. Благодаря связанным с мозгом органам чувств объем информации, получаемой им из среды обитания, многократно увеличивается, что дает животным возможность более гибко реагировать на любые колебания в условиях существования.
С появлением мозга гигантски возрастает объем их памяти, а значит и количество хранящихся в ней «типовых» программ, которые позволяют организму животного быстро и с меньшими затратами энергии воспроизводить найденные когда-то в прошлом режимы адаптации к тем или иным изменениям параметров среды обитания, если они, эти изменения, возникают снова.
Однако даже самым «смышленым» высокоразвитым животным не дана главная способность человека, обеспечивающая его выживание даже в абсолютно непригодной для этого среде,—способность мыслить. Дарованный человеку природой разум позволяет ему не приспосабливаться к изменениям в среде обитания, а приспосабливать саму среду к своим потребностям. Таким образом живая природа, создавая на любых обжитых ею планетах Вселенной существа, наделенные, подобно человеку, разумом, обеспечивает свое бессмертие.
Однако усложнение самоорганизации живой материи достигается в природе не простым добавлением однотипных живых «кубиков»—блоков, а перестройкой всей наделенной жизнью конструкции, введением в нее новых органов и систем, выполняющих функции, нетипичные в природе для данного вида живых организмов. «Конструирование» и создание их могло бы надолго затянуть процесс эволюции живой материи, если бы не другая ее особенность, определяемая принципом универсальности, который был открыт академиком А. М. Уголевым.
Изучая процессы жизнедеятельности самых различных организмов, Александр Михайлович Уголев обратил внимание на то, что природа этих процессов, механизмы их реализации не просто сходны, а идентичны. Это наблюдение дало ему основание утверждать, что закономерности строения и функционирования биологических систем всеобщи, что какой-либо механизм, свойственный одному виду организмов, будет широко распространен или даже универсален. Потому живой материи нет необходимости, как говорится, изобретать велосипед, поскольку он давно уже не только изобретен, но и создан во множестве вариантов.
Не хотелось бы злоупотреблять вашим вниманием, и тем не менее не могу не сказать здесь о третьем важнейшем принципе, определяющем жизнедеятельность живой материи, —принципе энергетической целесообразности.
Гениальный русский натуралист В. И. Вернадский не однажды высказывал мысль о том, что организмы живы только до тех пор, пока не прекращается материальный и энергетический обмен между ними и окружающей их биосферой. Такой обмен между живым организмом и средой его обитания, включающей в себя как мы увидим в дальнейшем и просторы Космоса, можно сравнить с оживленным диалогом, который не прерывается даже на самое короткое время.
Обмен этот происходит не хаотично, а регулируется строгими закономерностями, главная из которых состоит в том, что любой живой организм извлекает из окружающего мира ровно столько вещества и энергии, сколько необходимо для обеспечения его нормальной, т. е. запрограммированной природой жизнедеятельности. Причем, как показали исследования многих ученых, все происходящие в нем процессы протекают с наименее возможным в каждый конкретный момент времени расходом энергии.
Эти закономерности и легли в основу сформулированного мной принципа энергетической целесообразности, играющего первостепенную роль в жизни живой материи, в том числе и человека, в сохранении и становлении его духовного, психического и физического здоровья.
Завершая предельно краткую характеристику трех важнейших принципов, лежащих в основе жизнедеятельности любого живого организма, хочу подчеркнуть, что это тот минимум знаний об основных законах природы, который абсолютно необходим для продолжения знакомства с философией здоровья, являющейся и фундаментом моей Системы Естественного Оздоровления, и той венчающей ее здание конструкцией, которая связывает воедино все основные элементы Системы.