К дыханию у меня особое, я бы сказала, благоговейное отношение. С его помощью поддерживается самая чистая, самая живая связь со Вселенной, которая не прерывается ни на одно мгновенье. Порой мне даже трудно бывает понять, является ли дыхание всего лишь физиологической функцией моего организма, или это сама Вселенная вдыхает в меня жизнь.
Впрочем, такое чувство сегодня дано испытать немногим. Слишком далеко разошлись пути человека и природы, слишком мало осталось на Земле уголков, где можно было бы остаться наедине с собой и миром живого. Если взглянуть на наши города под этим углом зрения, то нельзя не прийти к заключению, что современная цивилизация давно уже перестала считаться с жизнью на Земле, утверждая свое мертвящее превосходство. Если бы кто-то взял на себя труд составить карту распространения и сохранения на планете естественной, избежавшей пагубного воздействия человека природы, окрашивая нетронутые районы зеленым, а опаленные губительным дыханием цивилизации— различными оттенками черного цвета, то, думаю, такая карта приобрела бы мрачные тона похоронной процессии. Черными, жирными кляксами расплылись бы на ней уродливые мегаполисы, словно больные почерневшие вены вздулись бы извилистые линии отравленных рек.
О каком таинстве естественного человеческого дыхания может идти речь в смрадном, шумном городе, закованном в асфальт и бетон? С позиций живой природы—это безжизненная пустыня, хотя по числу человеческих душ на квадратный метр территории—тот же муравейник.
Самое же тревожное заключается в том, что и свои знания о живом мы формируем на основе изучения искусственно созданного нами самими мира. Надо ли удивляться тому, что современная медицина не владеет критериями для оценки истинного здоровья. А не имея такой точки отсчета, немудрено объявить здоровым и того, кто болен от рождения.
Понятие «практически здоровый» человек знакомо многим. А что оно означает в действительности? Что он здоров, но не совсем? А если не совсем здоров, то можно ли его вообще считать таковым? За этой формулировкой кроется не только чисто потребительское отношение к человеку, который пока еще сохраняет работоспособность, но уже утратил полноценный обмен веществ и вот-вот переступит зыбкую грань, отделяющую скрытые болезни от явных.
Самое неприемлемое в ней, этой формуле, то, что она маскирует пеленой успокоительных слов абсолютно ненормальное состояние фактического нездоровья, в которое ввергает нас современная цивилизация.
Поскольку мы заговорили о дыхании, посмотрим, как современная медицина оценивает процесс дыхания. Сегодня принято считать, например, что нормальной является частота дыхания 18—20 циклов (вдох и выдох) в минуту.
На чем основано это убеждение? На среднестатистических цифрах, характеризующих дыхание современного человека, который пока еще видимых признаков болезней не имеет.
Если продолжить этот анализ, то мы сейчас с полным основанием можем утверждать, что стоит человеку стать истинно здоровым, придерживаясь рекомендаций Системы Естественного Оздоровления, как дыхание у него даже без предварительной тренировки нормализуется в пределах 4—6 дыхательных циклов в минуту.
И какую бы физиологическую функцию организма мы ни взяли, различия между практическим и фактическим здоровьем непременно дадут о себе знать.
Ну и что, скажет иной читатель, какая разница, с какой частотой дышать? А действительно—какая? С точки зрения искусственного человека—никакой. Он же просто не умеет да и физически не может дышать иначе. Что уж тут говорить о таких, по его мнению, благоглупостях, как гармонизация ритмов жизнедеятельности человеческого организма и ритмов Вселенной.
Какие там ритмы, думает он, когда жизнь берет тебя за горло и не дает вздохнуть.
Предположим, он прав, и не время сегодня, когда тревога о хлебе насущном оттесняет все другие заботы на второй план, думать о чем-то, сиюминутного значения не имеющем. Так, может быть, об этом думают в других, более благополучных странах? Может быть, там культура дыхания на высоте?
Ничуть не бывало, та же картина, разве что период «практического» здоровья чуть продолжительнее, чем у нас. А так—те же 18—20 циклов в минуту, та же безграмотность в вопросах питания и дыхания, а главное— недостаточная психологическая ответственность за личное здоровье.
Большинство людей пребывает в твердом убеждении, что с дыханием у них все в порядке. Ну что тут, в самом деле, хитрого: дыши, как дышится, без затей, остальное природа и без тебя сделает.
До сих пор бытует глубоко ошибочная точка зрения, в соответствии с которой основное и едва ли не единственное назначение дыхания—поставлять в клетки организма кислород для окисления питательных веществ и затем выводить углекислоту, скопившуюся в тканях в процессе метаболизма. Улавливаете связь с воззрениями теоретиков сбалансированного питания, считающих, что единственный источник энергии в организме—калории пищи? А теперь, соедините две взаимодополняющие точки зрения и посмотрите, насколько примитивная модель человеческого организма в результате вырисовывается. Аналогия с паровозной топкой полная: человек загружает в себя топливо—продукты питания, через поддувало—легкие—подается кислород, топливо сгорает, а отходы, оставшиеся после сгорания, выбрасываются. И это венец творения природы, Вселенная в миниатюре? Как же надо не любить и не знать человека, чтобы низводить его до уровня земляного червя?
И все же я не сторонница того, чтобы подвергать остракизму наших доморощенных приверженцев подобного рода теории. Корни их заблуждений прорастают из тех уходящих с исторической сцены десятилетий, когда любая идея или мысль, не укладывающаяся в рамки единственной властвующей в обществе и государстве идеологии, подвергалась риску быть уничтоженной, нередко вместе с ее автором.
Дело доходило, а порой и доходит до смешного. В нашей медицине, например, широкое распространение получила зародившаяся в Китае иглотерапия. Вместе с тем учение об активных точках и каналах, по которым распространяется энергия в человеческом теле, (а это и составляет основу иглотерапии), до сих пор игнорируется как антинаучное. Таким образом, мы по доброй воле загоняем себя в угол, отвергая учение древнекитайских естествоиспытателей, вместо того, чтобы понять и развить его на основе точных методов современной науки.
Аналогичное положение сложилось и с понятием о системе чакр в учении йогов. Люди постарше помнят, вероятно, смехотворные и невежественные утверждения о том, что это учение основано на самосозерцании и отрешенности от земных забот, и потому в своей основе реакционно, так как может отвлечь советских людей от строительства социализма и активного участия в общественной жизни. Не хотелось бы вспоминать о тех временах, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Тем более что мелодии тех песен нет-нет да прозвучат и в наши дни.
Но существует неизмеримо более серьезная, чем идеологическая зашоренность, причина, рождающая упрощенные и просто ошибочные представления о человеке, его месте в гармоничном единстве живой и неживой природы и характере взаимосвязей с ней.
Вы никогда не задумывались, почему вас, а если не вас, то ваших друзей или знакомых не оставляет чувство, будто вся наша жизнь представляет собой нелепый спектакль, поставленный неведомым режиссером? Одни склонны наделять этого режиссера именами конкретных исторических деятелей, другие усматривают здесь руку неких высших, темных или светлых сил, инопланетян, пришельцев из других миров. Немногие отдают себе отчет в том, что нормальный человек со здоровой психикой не может не ощущать себя актером театра абсурда в том искусственном мире, который построен трудами многих и многих поколений. Нет ничего более противоестественного, чем то, что человек, созданный природой, отгородился от нее грубо намалеванными декорациями. Более того, искренне поверил в то, что эти декорации и есть та самая природа, в любви к которой он постоянно клянется и которая незаметно превратилась для него в безликую «окружающую среду». Надо ли удивляться тому, что его «заботами» реки обращены в сточные канавы, целые моря — в соленые болота, цветущие земли—в радиоактивные пустыни, а сам он оказался в положении беженца в собственном доме.
В этом смысле наши предки были счастливее нас: они еще не успели довести природу до деградации и потому могли судить о ней объективно, воспринимая мир в его почти первозданной чистоте и свежести. Не случайно именно оттуда, из глубины веков дошли до нас системы, позволяющие оптимизировать процессы жизнедеятельности организма, дающие человеку возможность ощутить себя частью Вселенной: упоминавшиеся уже индийская йога, восточная система кенрак, техника китайского жезла или великолепнейшая система маздазнан.