Для того чтобы заниматься цигуном, нужно правильно овладеть способами и принципами выполнения упражнений, а также обрести веру в цигун, смелость и решительность. Это позволит гармонизировать внутренние возможности организма, привести их в действие и развить. Цигун отличается от других методов лечения, таких, например, как лекарственная терапия, где главное – терапевтическое воздействие лекарств и искусство врача, а больной играет лишь второстепенную роль соучастника лечебного процесса. В цигуне же главное то, что больной сам с помощью тренировок укрепляет возможности организма, повышает его сопротивляемость и добивается излечения. А поскольку при этом используются не фармацевтические методы, а упражнения собственного тела, то побочных эффектов, характерных для лекарственных препаратов, здесь не бывает [К].
35. ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ЦИГУН – ЭТО ТРЕНИРОВКА ЦИ И ТРЕНИРОВКА И
Упражнения цигуна – это один из способов укрепления истинного ци (чжэньци) человеческого тела. Согласно теории китайской медицины «суть человека есть его ци». Названное здесь ци и есть чжэньци. Чжэньци состоит из трех компонентов: во-первых, из ци «предшествующего неба» (сяньтянь чжи ци) внутри человеческого тела, которое соответствует тонкому ци (цзинци), унаследованному плодом от родителей, называемому также изначальным ци (юаньци); во-вторых, из ци «воды и зерна» (шуй гу чжи ци) в организме, т.е. тонкого ци, получаемого человеком с усваиваемой пищей, называемого также ци «зерна» (гуци); в-третьих, ци «неба и земли» (тянь ди чжи ци), которое в основном относится к необходимому для организма кислороду и называется также большим ци (даци). Эти три разновидности – юаньци, гуци и даци – и являются основой жизнедеятельности человеческого тела. Поэтому, если чжэньци организма достаточно, то здоровье и долголетие обеспечены.
На начальном этапе тренировки чжэньци следует прежде всего овладеть ци легких (фэйци), или иначе говоря, ци дыхания, и с помощью упражнений переходить от поверхностного дыхания к глубокому, от быстрого к медленному, постепенно осваивая глубокое полноценное дыхание и одновременно вырабатывая дыхание брюшного типа – ровное, неглубокое, затяжное. Вначале это требует усилий, а затем становится привычным. Тогда приводится в действие нэйци собственного организма, что способствует насыщению чжэньци и его циркуляции по внутренним каналам. За счет этого обеспечиваются проходимость каналов и коллатералей, регулирование циркуляции ци и крови, излечение болезней и укрепление тела.
Занятия цигуном являются также тренировкой сознания и воли. Тренировка воли устраняет сумятицу в мыслях, вводит мозг в состояние покоя, устойчивого торможения, способствует беспрепятственному движению нэйци, инициированию изменений во всем организме. Для начинающих достижение покоя представляет определенную трудность, требует тренировки, с помощью которой и можно устранить беспокойство, достичь требуемого состояния. Важной частью тренировок является концентрация (ишоу). При хорошем овладении этим приемом достигается высокая эффективность занятий. Покой и концентрация являются единым целым: достижение покоя облегчает концентрацию, при концентрации сумятица в мыслях устраняется сама по себе. Сочетание тренировок воли и ци должно привести к их слиянию, что в свою очередь укрепляет чжэньци.
36. ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ЦИГУН – ЭТО ТРЕНИРОВКА ЦЗИН, ЦИ И ШЭНЬ
Выше уже говорилось о том, что в теории китайской медицины главными субстанциями жизнедеятельности человеческого организма считаются цзин, ци и шэнь. Если они в норме, то можно сказать, что человек здоров. Поэтому в древности рассматривали два способа укрепления здоровья: с использованием внутренних факторов (нэигун) и внешних (вайгун). К числу внутренних факторов относится, например, тренировка цзин, ци и шэнь, а к числу внешних – тренировка мышц, костей и кожи.
В теории китайской медицины считается, что возможно «цзин тренировкой превращать в ци, ци тренировкой превращать в шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте (сюй)». Занятия цигуном способствуют достижению гармонии тела, дыхания и сердца, мобилизуют внутренние силы организма, укрепляют цзин, ци и шэнь и таким образом повышают сопротивляемость болезням.