Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности журналистики США в 19 веке.




2. От «персонального» к «новому журнализму».

Создание массовой прессы.

4. Концентрация печати.

Движение «разгребателей грязи».

 

  1. Особенности журналистики США в 19 веке.

 

Америка 19 века представляла собой огромную лабораторию, где проводился эксперимент по созданию единой американской нации из весьма разнородных элементов. По уровню экономического и культурного развития в начале 19 века США отставали от Западной Европы, особенно от Великобритании. Экономика страны имела преимущественно аграрный характер. В духовной сфере почти всю первую половину столетия американцы будут чувствовать свою зависимость от Англии и будут бороться за свою культурную автономию.

По количественным показателям роста американская пресса опережала европейскую. Число периодических изданий в США увеличивалось гораздо быстрее, чем в какой-либо из западно-европейских стран. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, стремительным ростом численности населения за счет эмигрантов из Европы и его рассредоточенности по огромной территории. Во-вторых, в США необычайно легко было основать новую газету. Для этого не требовалось специального разрешения властей и больших денег. Американские издания в отличие от европейских не облагались высокими налогами. Чтобы основать небольшую местную газету, было достаточно всего 500 долларов. В 1775 году в английских колониях в Америке было 35 газет, в 1810 году их количество в США возрастет до 358. Импульс развитию американской периодической печати дала Война за независимость 1775-1783 года. Разногласия между английскими колониями и метрополией выплеснулась на страницы газет. Газеты стали мощным оружием в борьбе за независимость колоний. Но ни одна американская газета в первые десятилетия 19 века не имела такого политического влияния, подобного французским или английским газетам. В Америке газету было легко основать, но ее трудно было сделать влиятельной, конкуренция между многочисленными периодическими изданиями была очень высокой.

Региональный характер американской прессы был обусловлен государственным устройством США, состоящих их многочисленных штатов. Американские читатели предпочитали столичным газетам свои региональные издания. Для американцев местные новости были гораздо важнее и интереснее общенародных. Так, например, только вашингтонские газеты публиковали обстоятельные отчеты о дебатах в конгрессе. Провинциальная пресса ограничивалась краткой сводкой парламентских новостей.

Регионализации американской прессы способствовали некоторые особенности организации почтовой службы в США. Пресса не рассылалась по домашним адресам. Подписчик должен был лично забирать ее на почте или платить почтальону за доставку газет на дом. Поэтому удобнее и дешевле было подписываться на местные периодические издания. До 1853 года стоимость рассылки газеты была прямо пропорциональна расстоянию, что делало столичные газеты дорогими для жителей отдаленных регионов.

Отличительной чертой американской прессы было то, что большинство газет выходили с недельной периодичностью, немногие выходили 3 раза в неделю, ежедневные газеты были исключением. Только к середине 19 века количество ежедневных газет возрастет, но преобладание еженедельной прессы сохранится.

По сравнению с западноевропейской прессой, общелитературный уровень американской журналистики в начале века был относительно невысоким. Европейцев удивлял резкий, грубый тон Полетики в американских периодических изданиях начала века. Оскорбления, клевета, грубая брань в адрес политических противников были обычными на страницах американских газет. Одной из причин был низкий уровень образования американских журналистов и читателей начала 19 века.

21 декабря 1791 года Конгресс США принял первую поправку к Конституции, которая регламентировала взаимоотношения государства и прессы. Она гласила: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться».

С этого времени американская пресса начинает развиваться очень быстро. Президентство Джефферсона в 1801-1829 годах было отмечено усилением либерально-демократических тенденций, президент выступал за почти неограниченную свободу прессы. Он однажды сказал: «Если бы мне пришлось выбирать между правительством без прессы или прессой без правительства, я бы минуты не колебался в пользу второго варианта».

Тридцатые годы 19 века ознаменовали начало нового этапа в развитии американской прессы, это было связано с зарождением дешевой массовой печати. Первые американские газеты были довольно дороги. Острая конкуренция между периодическими изданиями привела к появлению многочисленных дешевых газет. В Европе 1830-х годов дешевые издания были единичными, в США обычная цена номера составляла 6 центов, некоторые крупные газеты снизили стоимость номера до 1-2 центов.

Зародилась дешевая пресса в Нью-Йорке, он с начала 1830-х годов экономический и культурный центр Америки. Постепенно нью-йоркские газеты заняли лидирующее положение в американской прессе.

Газеты были основным ежедневным чтением широких слоев американского общества. Книги были очень дороги, кроме того, газеты в большей степени соответствовали уровню образования, интересам и национальному характеру американцев. По уровню начального и среднего образования США опережало многие европейские страны. Еще в 1820-1830-е годы во многих штатах было введено бесплатное начальное образование, но люди с высшим образованием были исключением.

Американская пресса осознавала себя, прежде всего как коммерческое предприятие. Газеты и журналы были коммерческими продуктами на информационном рынке. Вместе с тем она выполняла важную функцию политического и правового просвещения широких социальных слоев.

В 1848 году в результате объединения 6 нью-йоркских газет возникло первое американское информационное агентство «Ассошиэйтед Пресс». Несколько газет согласились покупать новости только у него. Появление информационного агентства привело к дальнейшему удешевлению американских периодических изданий. Тем не менее, издержки по выпуску газеты не покрывались за счет продажи тиража. Основным средством получения прибыли в американской прессе были объявления. Удельный вес объявлений в структуре американских газет был огромен.

На рубеже 19-20 веков зародилась и стала заметным явлением американской журналистики «желтая пресса» с ее установкой на скандальность и сенсационность. Широкое распространение получили религиозные периодические издания, журналы для домашнего чтения, модные и детские журналы. Наметилась тенденция к четкой дифференциации периодических изданий на общественно-политические, литературно-художественные, специальные научные, иллюстрированные и развлекательные. В конце столетия газеты и журналы выходили в США на 25 языках. 

В начале 19 века в США появились так называемые бродячие журналисты. Любой желающий мог купить передвижную типографию и ездить с ней в обозе по городам страны. Один человек собирал материалы, верстал номер, печатал газету, распространял тираж, на вырученные деньги покупал бумагу и собирал материал для нового номера. Через некоторое время бродячий журналист перебирался со своей типографией в другой город и начинал работать там. Особенно много бродячих журналистов было в городах западных штатов, которые только недавно вошли в состав США и где не появились еще свои стационарные газеты.

Американская журналистика 19 века отличалась исключительным разнообразием. В стране выходили десятки негритянских газет, издания аболиционистов – сторонников отмены рабства. В южных штатах издавались расистские газеты, активно развивалась еврейская пресса. При этом разнообразии совершенно отсутствовала официальная партийная пресса.

К середине 19 века сложились основные особенности американской журналистики. Главная из них заключалась в местном характере прессы. Как правило, газеты и журналы не выходили за пределы городов и штатов, где они издавались. В такой ситуации общенациональные периодические издания оставались неразвитыми. Во многом такое положение вещей было связано с особенностями восприятия читателями рекламы в прессе. Американцы предпочитали не имиджевую, абстрактную, а адресную рекламу: где, когда, в каком магазине, с какими скидками можно приобрести тот или иной товар.

2. От «персонального» к «новому журнализму».

В последние десятилетия XIX века постепенно набирал силу процесс концентрации печати. До этого и редактором, и издателем, и главным автором публикаций мог быть один человек – персональный журнализм. В связи с развитием средств связи, средств передачи информации одному сотруднику стало не под силу справляться с резко возросшим объемом информации. В газетах появляются отделы, складывается жанровое разнообразие. Разделение труда охватывает всю структуру газеты.

    В это время возникают новые журналистские специализации: сборщика информации (legman), обработчика новостей (rewriter). У известных публицистов появились персональные колонки, рубрики в газетах. Персональный журнализм постепенно ступил место новому дифференцированному журнализму. Теперь главный редактор газеты или журнала управлял делами, а редакторы полос отвечали за подготовку материалов к печати.

Со временем вместо газеты мнений, газеты взглядов (viewspaper) появились газета новостей ()

 

Создание массовой прессы.

Дешевая газета родилась в США раньше, чем в Европе. Первая массовая газета «The Daily Evening Transcript» («Ежедневная вечерняя копия») выходила с 24 июля 1830 года в Бостоне всего за 1 цент. Через месяц главный редактор Линдон Уолтер был вынужден закрыть ее из-за финансовых трудностей. Когда газета вернулась, она уже могла конкурировать с вновь возникшими газетами. После смерти Уолтера в 1842 главным редактором стала его сестра Линда Уолтер (1815-1847). Она была первой в США женщиной редактором газеты.

Настоящая история регулярной массовой прессы в США начинается с 1833 года. Бенжамин Генри Дей (1810-1889) основал первую в Нью-Йорке дешевую газету «The New York Sun» («Нью-Йоркское солнце») с характерным девизом «Оно (солнце) светит для всех». Номер стоил всего один цент, в то время как другие газеты стоили 6 центов. Издержки на производство покрывались за счет широкой публикации объявлений, треть газетного номера отводилась под объявления. Впервые в истории американской журналистики газета распространялась в розницу, а не по подписке. Для этого Дей нанял мальчишек-распространителей (newsboys), которые продавали газету на улицах.

На первой полосе печатались объявления, которые Дей брал из других газет. Основное содержание газеты составляли городские новости о судебных процессах, самоубийствах, пожарах, грабежах. «Сан» публиковала подробные репортажи с места преступления, сенсационные материалы. Политической информации отводилось весьма скромное место. Газета ориентировалась на широкую читательскую аудиторию: клерков, лавочников, парикмахеров, извозчиков. «Сан» отличал простой стиль, короткие фразы. Чтобы газету было удобно читать в любой обстановке, Дей придумал новый уменьшенный формат – 20×30 сантиметров, все остальные газеты издавались форматом 60×90 сантиметров.

В погоне за читателями Дей сочинял новости, устраивал различные мистификации. Например, в 1835 году он опубликовал на первой полосе газеты сенсационный репортаж об открытии жизни на Луне. Героем репортажа стал реальный человек – известный английский астроном Джон Гершель, который действительно изучал Луну в обсерватории на юге Африки. Дей от имени астронома красочно описал «человекообразных существ ростом 4 фута, с телами, покрытыми рыжей шерстью, и с перепончатыми крыльями, как у летучих мышей». Гершель делился «впечатлениями»: «Когда мы разглядывали их, было отчетливо видно, как эти существа беседуют друг с другом». Этот номер дошел до Англии, оттуда пришло официальное опровержение. Подобные недочеты в работе не смущали Дея, самое главное тираж газеты рос. В конце 1833 года тираж составлял 5 тысяч экземпляров, в 1835 – 19 тысяч, в 1837 году - 30 тысяч. В 1837 году газету за 40 тысяч долларов купил Мозес Бич, сводный брат Дея. Он продолжил редакционную политику Дея. Сам Дей в 1842 году основал еженедельник «Brother Jonathan» («Брат Джонатан») – первое иллюстрированное периодическое издание США, имел большой успех у читателей.

Заслугой Дея перед журналистикой было то, что задумывая газету или журнал, он глубоко изучал потенциальную целевую аудиторию, потребности своих читателей, их образ жизни и мышления, рынок печатной продукции. В результате Дей выработал принципы, которые легли в основу всей массовой прессы США.

 На ту же аудиторию, что и «Сан» претендовала другая дешевая ежедневная газета «The New York Herald» («Нью-Йоркский вестник»), основана в 1835 (по данным Г.В. Прутцкова), в 1841 (по данным В.П. Трыкова). Ее основатель и главный редактор Джеймс Гордон Беннет (1795-1872) основал газету, имея всего 500 долларов. Беннет искренне верил в высокую, почти религиозную миссию журналистики. Он говорил: «Газета может выступить руководителем в важных сферах человеческой мысли и цивилизации. Она может вознести больше душ в рай и спасти от ада, чем все церкви Нью-Йорка». Главный принцип газеты «сообщать как можно скорее все новое и интересное, не жалея никаких издержек». В ней отсутствовали запретные темы для публикации.

«Нью-Йоркский вестник» был разнообразнее «Сана» по материалам и жанрам, оперативнее в подаче материала. Именно Беннет впервые в американской журналистике ввел в своем издании регулярную страницу для женщин, давал советы влюбленным. На его страницах печатались политические эссе, проповеди, иностранные новости, военные репортажи, отчеты об экспедициях в экзотические страны.

Именно в «Нью-Йоркском вестнике» родился жанр репортажа. В 1871 году Беннет посылает своего сотрудника Стенли на поиски пропавшей научной экспедиции Ливингстона. Газета регулярно печатала репортажи Стенли о ходе поисков. Значительное место в газетном номере занимали рекламные объявления. Беннет стал первым публиковать биржевые новости. Он был основателем жанра интервью.

 

Движение «разгребателей грязи».

В начале 20 века в США возникает движение «разгребателей грязи» - журналистов, специализировавшихся на критике коррупции в аппарате власти, в различных концернах, трестах и монополиях, на железных дорогах.

Понятие разгребатели грязи появилось после серии публикаций в 1900-1902 годах в журнале «McClure's Magazine» («Журнал МакКлюра»). Это был цикл разоблачительных статей журналистки Айды Марианны Тарбелл (1857-1944) о нефтяной компании Рокфеллера Standard Oil. Эффект от этих публикаций был, по свидетельству современников, подобен взрыву бомбы. Тираж «McClure's Magazine» поднялся до 350 тысяч экземпляров. Президент США Теодор Рузвельт (1858-1919), недовольный разразившимся громким скандалом, назвал таких журналистов, как Айду Тарбелл, макрейкерами – «разгребателями грязи», «копающиеся в навозе», «любители грязных сплетен». Сами разоблачители восприняли такую характеристику их деятельности одобрительно.

 Разгребатели грязи создали серию еженедельных журналов. Среди них выделялись «American Magazine» («Американский журнал»), «Cosmopolitan Magazine» («Космополитический журнал»). Там работали такие известные журналисты, как Джозеф Линкольн Стеффенс (1866-1936), Эптон Билл Синклер (1878-1968), Дэвид Грэхем Филипс (1867-1911), Айда Тарбелл. Сложилась традиция помещать на страницах этих периодических изданий хотя бы один критический, разоблачительный материал.

Разоблачения «разгребателей грязи» доходили до самых вершин власти. Например, Стеффенс в своих статьях пришел к выводу, что методы и цели коррупционеров в провинции и в руководстве страной одинаковы. Как пишет исследователь М.В. Тлостанова: «подобное «открытие» было шоком не только для самого Стеффенса, но и для его читателей. Так, бывший президент США, Гровер Кливленд, даже пригласил Стеффенса для беседы и сказал, что не может заставить себя поверить в факты, изложенные в его статьях, хотя умом и понимает, что все это - правда».

Со страниц массовых журналов разоблачались преступные методы формирования многих крупных состояний в США – Оман, подкуп властей, убийства и запугивание конкурентов, ограбление работников. Последствием публикаций стала активизация общественного движения за совершенствование трудового законодательства. Особое внимание уделялось разоблачению действий крупных компаний, обманывающих потребителей – мясных трестов, железнодорожных компаний, страховых учреждений. В публикациях журнала «Cosmopolitan» поднималась тема детского труда. Характеристика жутких условий, в которых работали дети, стала толчком к работе общественных групп, выступавших за законодательный запрет детского труда. Под их давлением в конгресс был направлен соответствующий законопроект.

 Основные принципы «разгребателей грязи» – объективность, принципиальность, критическое отношение к власти, легли в основу нового журнализма. Для лучших текстов «разгребателей грязи» была характерна тщательная работа над фактической основой разоблачений. Скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов были обязательными. Они стремились утверждать своим творчеством строгие этические нормы в журналистике. Они дистанцировались от беспринципной практики «желтого журнализма».

Спад активности «разгребателей грязи» наступил после финансового кризиса 1911 года, ударившего по массовым журналам. «McClure's Magazine» был закрыт, другие журналы изменили профиль. «Cosmopolitan Magazine» Хёрст переделал в женский журнал, каким он остается и по сей день. После первой мировой войны разоблачительная журналистика оказалась вытесненной на страницы небольших левых и радикальных журналов.

Движение «разгребателей грязи» в США способствовало становлению расследующего, разоблачительного направление в современной журналистике. Сейчас по традиции макрейкерами называют журналистов, занимающихся расследованиями и разоблачениями. С. Херша, рассказавшего о массовом уничтожении мирных жителей в деревне Майлай во время вьетнамской войны. Р. Карсон – автора расследований о губительном влиянии химиката ДДТ на окружающую среду. Под влиянием этого журналистского расследования формируется экологическое движение в США.

Выдающимся представителем современной европейской разоблачительной журналистики является немецкий публицист Гюнтер Вальрафф.

В 80-90-е годы движение «разгребателей грязи» получило развитие в странах Латинской Америки. Декларируемый переход к демократии сопровождался широкомасштабной коррупцией и расхищением национальных ресурсов. С 1991 года бразильская газета «Jornal de Brasil» начала компанию по разоблачению злоупотреблений высших чинов государства. Репортер газеты М. Роша проник через компьютерную сеть в базу данных бразильского министерства финансов. Он обнаружил, что деньги выделенные на благотворительность были потрачены на выплаты многочисленным родственникам жены президента Ф. Коллора. Газета вскрыла также крупные злоупотребления самого президента. Разоблачение коррупции в президентском окружении продолжил журнал «Veja» («Смотри»). В результате журналистских расследований Коллор был отстранен от власти.

Редактор панамской газеты «La Prensa» Г. Горрити выявил связь между президентом страны Э. Персеом Валладаресом и колумбийскими торговцами наркотиками. Они финансировали избирательную компанию президента в обмен на его попустительство.

Современные «разгребатели грязи» активно осваивают компьютерные технологии сбора и анализа информации. Они позволяют добиться высокой результативности в разоблачении злоупотреблений и преступной деятельности чиновников.

 

 

Тема: Развитие зарубежной журналистики эпохи Возрождения.

План:

1. Начало книгопечатания. Личность Иоганна Гуттенберга.

2. Книгопечатание и формирование новой коммуникативной среды.

3. Прообразы газет. Рукописные и печатные листки новостей.

Изобретение печатного станка не было чем-то спонтанным, возникшим в результате неожиданного прозрения изобретателя.

 

Есть свидетельства о первых опытах книгопечатания в Китае, но реально отпечатанных книг не осталось. На основании этого факта изобретателем книгопечатания в настоящее время большинство исследователей считают Иоганна Гуттенберга. Одним из факторов содействовавших возникновению книгопечатания была бумага, изобретенная также в Китае. В Европе бумажное производство было основано арабами в XI-XII веках в завоеванной им Испании. Первая германская бумажная мельница была основана около 1320 года на родине Гуттенберга в городе Майнц. Заслуга этого человека заключается в том, что он соединил разные технологии и создал совершенную для того времени технологию изготовления книг. Гуттенберг разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литер. Он сконструировал приспособление, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой, построил ручной печатный станок, на котором производился оттиск набранного текста на бумагу. Он же составил рецепт особой печатной краски.

Выдающийся немецкий ученый-физик, писатель, литературный и театральный критик Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799), известный своими афоризмами сказал об изобретении Гуттенберга: «Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, нежели тот, что в пулях».

Иоганн Гуттенберг (1394/1399-1468, настоящее имя Ганс Гёнсфлейш, он взял фамилию матери). О жизни Гуттенберга сохранилось немного достоверных, документально подтвержденных сведений. Даже точная дата его рождения неизвестна. Он родился в Майнце, по одной версии, в 1394-м, по другой – в 1399 г. Его отец был патрицием, мать – дочерью торговца сукном. Его отец Фриле Генсфлейш имел наследственную привилегию чеканки монет. После восстания цехов некоторые члены рода Гёнсфлейш были вынуждены покинуть Майнц. О детских и юношеских годах Иоганна ничего не известно. Очевидно, он обучался в приходской или монастырской школе, об этом свидетельствует знание латыни. Определенные биографические данные о жизни Гуттенберга начинаются с 1434 года, в это время он жил в Страсбурге. Он занимался традиционным для семьи делом, был золотых дел мастером. Очевидно, в Страсбурге он в общих чертах разработал идею своего изобретения.

Первые произведения Гуттенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки. Для более крупных работ он не имел капитала. В начале 1450 года начинает работу над выпуском Библии, для этого он занимает у богатого майнцкого бюргера Иоганна Фуста 1600 гульденов (это была баснословная по тем временам сумма). В 1452 Гуттенбергу пришлось взять Фуста в компаньоны, так как денег на развитие типографии не хватало. В 1456 году двухтомная 42-строчная Библия была завершена. Она была подлинным шедевром книгопечатания. К этому времени между компаньонами произошел разрыв и Фуст потребовал вернуть долг. Начинается судебный процесс, который заканчивается для Гуттенберга трагически. Он лишился типографии и покинул Майнц. Но главным ударом для него было утрата тайны книгопечатания. Гуттенберг утратил монополию применения своего изобретения.

Известно более 50 изданий, напечатанных при жизни Гуттенберга. Из ранних гутенберговский изданий сохранились так называемый «Фрагмент о Страшном суде» напечатанный с двух сторон лист (этот клочок бумаги хранится в Гуттенбергском музее в Майнце), и латинская грамматика Элия Доната (ее экземпляры сохранились и хранятся в Парижской библиотеке). Первые оттиски отмечены низким качеством печати и свидетельствуют о том, что Гутенберг искал свою модель шрифта и экспериментировал с набором текста. Наиболее известным деянием Гуттенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (по количеству строк на странице). Всего она насчитывает 1282 страницы. Заглавные буквы прорисовывал от руки художник. Часть тиража была отпечатана на бумаге, часть на пергамене.

Церковь очень ревностно относилась к утрате своей монополии в изготовлении книг. Книгопечатание осуждалось церковью, поскольку лишало заработка монахов-переписчиков. Одним из свидетельств подобного отношения церкви может служить сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной Библии, как дело рук сатаны. После Гуттенберга книгопечатание в Европе было уже не остановить. Французский король Людовик XII в указе 1513 года заявил, что книгопечатание скорее божественное, чем человеческое изобретение.

Во второй половине 15 столетия типографии появляются в разных странах Западной Европы. В Италии первый печатный станок заработал в 1465 году. Появление первого печатного станка во Франции относится к 1470 году. Два французских города оспаривают друг у друга право называться родиной книгопечатания во Франции – Париж и Лион. Первым английским печатником был Уильям Кэкстон, открывший типографию в Вестминстере в 1476 году. В то время большим спросом пользовались религиозная литература, произведения латинских классиков, изучавшиеся в школе, хроники, рыцарские романы.

В России книгопечатание возникает на столетие позже, чем в Западной Европе. Оно зародилось в 1550-х годах во время правления Ивана Грозного, оказавшего этому содействие. Однако первые книги вышли без выходных сведений, поэтому данные о первой типографии и ее работниках отсутствуют. Первым печатником в России считается Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Они 1 марта 1564 года отпечатали первую книгу «Апостол». Лишь в XVIII веке, в связи с просветительской деятельностью Петра I и Екатерины II, книгопечатание приобретает в России постоянную светскую основу для развития.

 

Вывод: Открытие Гутенберга было итогом процесса, растянувшегося на тысячелетия. Возникнув в эпоху Возрождения, книгопечатание стало одним из основных факторов расцвета науки и литературы в XV-XVI веках. Изобретение книгопечатания стало важнейшей предпосылкой возникновения печатной периодики в Европе. Сама слово «пресса» происходит от немецкого слова «pressen» - «прессовать», «сжимать», «делать оттиск».

 

2. Изобретение печатного станка ознаменовало начало «Гутенберговой эры» - господства печатного, книжного слова в европейской культуре. Известный канадский социолог Герберт Маршалл Маклюэн в книге «Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего» (1962) рассматривал изобретение книгопечатания как переворот в истории цивилизации. Он исследовал социально-экономические и культурно-психологические последствия этого изобретения. Ученый исходил из выдвинутой им идеи, что тот или иной исторически сложившийся тип общества в значительной степени обусловлен господствующим в нем способом передачи информации. Изобретение алфавита, а затем и книгопечатания привело к радикальному изменению коммуникативной стратегии – переходу от аудиальной к визуальной коммуникации. Печатные технологии, по мнению Маклюэна, привели к важным изменениям в сознании европейцев. Под их воздействием произошло нарушение согласованной деятельности мозга, усиление его визуальной функции. Восприятие мира приобрело линейный характер, то есть человек начал воспринимать все явления так, как он воспринимает напечатанные буквы и слова в тексте – следующим одно за другим. Доминирование визуального элемента в культуре создало необходимые социокультурные предпосылки для формирования индустриального общества.

    Возникновение книгопечатания означило информационный взрыв для европейской культуры. Немецкий социолог Никлас Луман говорит о возникновении так называемой «удаленной» коммуникации, коммуникации «отсутствующих». Устная коммуникация обладает определенной принудительностью, возможностями физического контроля ситуации, поэтому ее трудно игнорировать. Письменная коммуникация представляет новые степени свободы, позволяет игнорировать обращение и замедлять ответ. В результате возникает так называемая общественная коммуникация. Ее значение для развития общества, по мнению Лумана, было гораздо значительнее, чем возникновение самой письменности.

Благодаря зарождению книгопечатания формируется новая коммуникативная среда. Она характеризуется следующими ключевыми понятиями: книжный рынок, возникновение жанровой литературы, понятие авторства, формирование профессиональных сообществ.

Благодаря книгопечатанию книга впервые приобрела характер коммерческого продукта. Рынок также означает существование класса потребителей, которые систематически покупают книги. Соответственно это приводит к росту грамотности населения.

Книги начинают выполнять невозможные недопустимые до этого времени функции – развлечения, отдыха, обмена опытом. Это приводит к созданию жанровой литературы. Меняется и религиозная литература, возникают новые жанры, такие как диалог и проповедь. Они до этого времени были устными жанрами.

Массовая печать имеет непосредственное отношение к формированию понятия авторства. Религиозное сознание диктовало анонимность создаваемых текстов. В эпоху Возрождения книгопечатание наряду с ренессансным гуманизмом позволяет человеку индивидуализироваться через авторство.

 Книгопечатание помогает созданию профессиональных сообществ.

    Книгопечатание открывает путь к формированию библиотек, дает возможность сортировать, сравнивать, классифицировать массивы знаний.

Осмыслить значение открытия книгопечатания для человечества нам помогут слова великого русского мыслителя Владимира Ивановича Вернадского,который в начале XX века сказал: «Мы можем и должны начинать историю нашего мировоззрения с открытия книгопечатания».

3. Процесс появления печатных периодических изданий растянулся на полтора века. Первые газеты были рукописными на протяжении всего XVI века, продолжали существовать и в XVII веке наряду с печатными. Расширение торговых и культурных контактов требовали создания новой системы обмена информации. Налаженные морские и сухопутные коммуникации создали условия для быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI-XVII веках во многих странах Европы появляются государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией. Предшественниками первых газет были венецианские рукописные газеты второй половины XVI века. Венеция в эпоху Возрождения была крупным торговым центром, туда стекались новости из разных регионов. Так появляются еженедельные листки новостей аввизи (от итальянского «avviso» - «извещение»). В центре города существовала контора для сбора и распространения новостей. Само слово газета восходит к названию мелкой венецианской монеты gazzetta, которой расплачивались за информационный листок. Венецианские газеты представляли собой листок, сложенный вдвое и заполненный от руки с 4-х сторон. До нас дошел листок, датированный 1566 годом. Информация и заметки не подписывались, не сохранилось сведений о первых журналистах. Известно, что существовал цех профессиональных собирателей новостей – «аввизатори» («avvisatori» - от итальянского «вестник, приносящий новости»). В конце XVI - начале XVII веков эта профессия не была престижной. Содержанием аввизи были новости итальянской жизни и сведения из-за границы. Никаких рубрик, разделов не существовало. Новостные блоки (чаще всего политические и военные) были разделены столбцами. Одно сообщение отделялось от другого абзацем, в начале указывались место и дата события. Периодичность была еженедельной. Рукописные венецианские газеты имели широкое хождение по Италии и Европе.

Они способствовали появлению аналогичных изданий в Германии. Банкирский дом Фуггеров учреждает «Ведомости Фуггера». Финансовая империя Фуггеров имела разветвленную сеть торговых агентов во всех европейских городах. Дом Фуггеров имел обширные коммерческие связи со всеми европейскими государствами, королевскими дворами, владетельными князьями, торговыми корпорациями и даже римской курией. Этим объясняется высокий уровень информированности Фуггеров. Торговые агенты служили корреспондентами, собирали информацию политического, делового и общего характера. Эта информация собиралась, систематизировалась и записывалась. В этом смысле бюро Фуггеров является прообразом информационного агентства, которые возникнут в 30-е годы XIX века. Это значит, что уже в XV веке были заложены основы и выработан принцип деятельности этого важнейшего распространителя информации. Информация у Фуггеров стала таким же товаром, как и всё прочее, чем они торговали. Рукописные газеты Фуггеров не продавались свободно, а поставлялись избранному кругу получателей. «Ведомости Фуггера» отличала полнота информации и добросовестность в фиксации и передаче сведений, благодаря этому они просуществовали до начала XVII века (время хождения «Ведомостей Фуггера» 1568-1605). Замкнутый характер распространения фуггеровских ведомостей не позволяет их считать прямыми предшественниками первых европейских газет. Так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению.

В XVI веке в Англии появляются так называемые «ньюс» - рукописные листки новостей, сообщавшие главным образом о прибытии торговых судов.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XV-XVI веков широкое хождение имели печатные листки новостей.

Во второй половине XV и в XVI веке появились печатные «листки новостей», памфлеты, истории, новостные баллады («news-ballads»), которые представляли собой брошюры небольшого объема и формата. Эти печатные издания оперативно откликались на события внутри страны и за рубежом. Выходили они нерегулярно, часто рассказывали о каком-либо сенсационном событии или громком скандале. Иногда были написаны в стихотворной форме. Например, в Англии в 1605 году особой популярностью пользовалась стихотворная баллада об убийце по имени Джон Фитц.

С эти видом печатной продукции связано возникновение и распространение такого явления, как газетные утки. Слово «утка» как название необычной, недостоверной, часто выдуманной сенсации стало употребляться только в XIX веке. Но само явление возникло гораздо раньше. Газетные утки впервые появились во Франции на рубеже XV-XVI веков. Это были выдуманные курьезные рассказы о необычных фактах, небесных явлениях, несчастных случаях и происшествиях. Французский писатель Жерар де Нерваль в своей «Правдивой истории газетных уток» (1845) утверждал, что первой газетной «уткой» был рассказ о младенце, родившемся с золотым зубом. Затем последовала история выловленной в Балтийском море рыбы-епископа, представленной папе и говорившей с ним по-латыни. Источником уток были рассказы мореплавателей о морских чудовищах, летающих драконах, о кораблях-призраках и т.д.

Поначалу утки публиковались в листках новостей, но затем, в XVI-XVII веках, стали самостоятельной формой публикации в виде небольших сборников объемом до 16 страниц. Издавались они на плохой бумаге. Иногда эти брошюрки были украшены иллюстрациями – гравюрами с изображением чудовищ, драконов и т.д. Эта продукция имела огромный успех. Существовали целые типографии, которые специализировались на выпуске подобных брошюрок.

В конце XVI – начале XVII веков в Германии и Франции стали выпускать печатные хронологии, сборники повествований о наиболее важных событиях, произошедших за полгода или год. В Кёльне на латинском языке издавались «Исторический вестник» и «Гало-бельгийский Меркурий». Они представляли собой подборку заметок о важнейших политических и военных событиях за полугодие. В Париже в 1611 году вышел печатный ежегодник «Французский вестник».

Эти периодические печатные сборники были предтечами европейских газет. Несмотря на сходства, эти первые брошюры отличаются от первых газет:

1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию;

2) данные издания не были периодичными;

3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд.

Листки новостей не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.

Несмотря на то, что печатный станок был уже изобретен, в XV веке новости были главным образом рукописными. Распространение информации в XV-XVI веках становится выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию.

Книгопечатание было важнейшим фактором в формировании и развитии журналистики. Книгопечатание стало важнейшей предпосылкой возникновения печатной периодики в Европе. Сама слово «пресса» происходит от немецкого слова «pressen» - «прессовать», «сжимать», «делать оттиск».

 

Тема: История развития журналистики в XVII веке.

 

1. Предпосылки возникновения периодической печати. Первые европейские газеты.

2. Условия функционирования и характер европейских газет XVII века.

3. Особенности развития немецкой журналистики.

4. Исторические особенности возникновения и развития французских газет. «Ла Газетт» - средство просвещения и пропаганды.

5.Английская журналистика времен революции. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты.

6. «Ареопагетика» Джона Мильтона.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2268 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.