Когда великий мудрец Нарада услышал, что Господь Кришна убил демона Наракасуру, которого иногда называют Бхаумасурой и взял в жены шестнадцать тысяч царевен, он был поражен тем, что Господь Кришна явил Себя в шестнадцати тысячах обликах и женился на всех царевнах одновременно в разных дворцах. Желая узнать, как Кришне удается жить в согласии с таким множеством жен и увидеть божественные лилы Господа, Нарада решил посетить дворцы Кришны. Когда великий мудрец прибыл в Двараку, он увидел там прекрасные парки со множеством разных цветов и фруктовые сады с деревьями, увешанными плодами. Повсюду щебетали чудесные птицы и кричали радостные павлины. Там были пруды, покрытые голубыми и красными лотосами, и водоемы, где цвело множество лилий. На озерах жили прекрасные лебеди и журавли, и голоса этих птиц оглашали их берега. В городе было девятьсот тысяч огромных дворцов, построенных из лучшего мрамора, с серебряными воротами и дверьми. Колонны домов и дворцов были отделаны философским камнем, сапфирами и изумрудами, а пол излучал сияние. Нарада увидел, что все дороги, переулки, улицы, перекрестки и рыночные площади нарядно украшены. В городе было много жилых домов, дворцов собраний и храмов, неповторимых и прекрасных. Все это делало Двараку поистине великолепной. Широкие улицы, перекрестки, переулки, аллеи, а также пороги жилых домов сияли чистотой. Дороги были обсажены кустами, и раскидистые деревья, стоящие через одинаковые промежутки, давали тень, укрывая прохожих от жарких лучей солнца.
В этом чудесном городе, Двараке, Господь Кришна, Верховная Личность Бога, возвел для Себя множество прекрасных дворцов. Великие цари и царевичи со всего света часто посещали эти дворцы, чтобы принести Кришне дань своего почитания. Дворцы были задуманы самим Вишвакармой, зодчим богов, и возводя их, он проявил весь свой талант и мастерство. Таких дворцов было более шестнадцати тысяч, и в каждом жила одна из цариц Господа Кришны. Когда великий мудрец Нарада вошел в один из этих дворцов, он увидел, что колонны в нем сделаны из коралла, а потолки украшены драгоценными камнями. Стены и арки между колоннами были отделаны сапфирами и сияли. Вишвакарма соорудил во дворце множество балдахинов, украсив их нитями жемчуга. Скамейки и другая мебель были сделаны из слоновой кости, изукрашены золотом и алмазами. Светильники из драгоценных камней рассеивали сумрак дворцовых покоев. Во дворце курилось такое множество благовоний и душистых смол, что их ароматный дым струился из окон на улицу. Павлины, устроившиеся на ступеньках дворца, принимали этот дым за облака и, ликуя, начинали танцевать. Во дворце было много служанок в нарядных сари, с золотыми ожерельями на шее и драгоценными браслетами на руках. Там также было много слуг в дорогих одеждах и тюрбанах, в ушах у них сверкали серьги из драгоценных камней. Все слуги, нарядные и красивые, выполняли разнообразную домашнюю работу.
Пройдя дальше, Нарада увидел Господа Кришну и Рукминидеви, хозяйку этого дворца. В руке она держала чамару. Хотя во дворце было много служанок, таких же молодых, красивых и достойных, как она, которые могли обмахивать Господа Кришну опахалом, Рукминидеви делала это сама. Кришна ‑ Верховная Личность Бога, которому поклоняется даже Нарада, но когда он увидел, как Нарада входит во дворец, Он тотчас же встал с ложа Рукмини, чтобы почтить великого мудреца. Господь Кришна ‑ наставник всего мира. Чтобы научить людей, как почитать святых, подобных Нараде Муни, Он низко склонился перед ним, касаясь шлемом пола. Кришна дотронулся до стоп Нарады, и, сложив ладони, усадил его на Свое сиденье. Господь Кришна ‑ Верховная Личность Бога, которому поклоняются все преданные. Он ‑ самый почитаемый духовный наставник каждого, и Ганга, текущая от Его стоп, своими водами освящает все три мира. Господу поклоняются все истинные брахманы, и поэтому Его называют брахманья‑дева.
Слово брахманья означает "тот, кто обладает всеми брахманическими качествами". Такой человек правдив, уравновешен, чист и способен владеть чувствами; он прост, обладает совершенным знанием, которое подкреплено опытом, и посвящает себя преданному служению. У Кришны есть все эти качества, и те, кто также наделен ими, поклоняются Ему как Верховному Господу. У Господа Кришны тысячи и миллионы имен ‑ вишну‑сахасра‑нама ‑ и все они даются Ему согласно Его божественным качествам.
Являя в Двараке Свои непостижимые игры, Господь Кришна в совершенстве исполнял роль обычного человека. Поэтому, когда Он омыл мудрецу Нараде стопы и окропил этой водой Свою голову, Нарада не стал возражать. Он знал, что Господь делает это для того, чтобы научить людей, как почитать святых мудрецов. Верховный Господь Кришна, изначальный Нараяна и вечный друг всех живущих, почтил мудреца Нараду в точном соответствии с предписаниями Вед. Приветствуя Нараду сладкими, как нектар, речами, Кришна называл его бхагаваном, черпающим удовлетворение в себе, обладающим всем знанием, отрешенностью, силой, славой, красотой и прочими достояниями. Он учтиво спросил Нараду: "Чем могу служить тебе?"
"О возлюбленный Господь, ‑ ответил Нарада, ‑ неудивительно, что Ты с таким радушием принял меня, ведь Ты ‑ Верховная Личность Бога, властелин всех живых существ, в каких бы формах жизни они не находились. Ты ‑ их верховный друг и Ты же ‑ верховный судия, карающий злодеев и завистников. О Всевышний, Ты явился на землю, чтобы утвердить закон и порядок повсюду во вселенной. Ты нисходишь в этот мир по Своей воле, и никакая другая сила не может заставить Тебя явиться сюда. Ты приходишь в этот мир и уходишь отсюда, когда пожелаешь. Сегодня мне выпало счастье увидеть Твои лотосоподобные стопы. Тот, кто стал привержен к Твоим стопам, возвышается над материальными гунами и более не оскверняется ими. О мой Господь, Ты безграничен и Твоим достояниям нет числа. Великие полубоги ‑ Господь Брахма и Господь Шива ‑ всегда хранят Тебя в своем сердце и непрестанно медитируют на Тебя. Обусловленные души, низвергнутые в темный колодец материального существования, могут вырваться из этого вечного плена, только предавшись Твоим лотосоподобным стопам. Поэтому Ты ‑ их единственное прибежище. О возлюбленный Господь, Ты милостиво спросил, что Ты можешь для меня сделать. В ответ на это прошу Тебя лишь об одном ‑ позволь мне никогда не забывать Твои лотосоподобные стопы. Меня не заботит, где я могу оказаться, но молю Тебя, позволь мне всегда помнить о Твоих лотосоподобных стопах".
Попросив Господа о таком благословении, мудрец Нарада показал пример совершенной молитвы для всех чистых преданных. Чистый преданный не просит у Господа никаких материальных или духовных благ, его единственная молитва ‑ о том, чтобы он всегда помнил лотосоподобные стопы Господа. Чистого преданного не заботит, попадет ли он в рай или в ад, он будет счастлив всюду, если сможет помнить о лотосоподобных стопах Господа. Этому же учил и Господь Чайтанья. В Своей молитве, Шикшаштаке, Он говорил, что Его единственное желание ‑ жизнь за жизнью с любовью и преданностью служить Господу. Чистый преданный не стремится даже разорвать череду рождений и смертей. Он готов родиться вновь в любой форме жизни. Его единственное желание ‑ никогда и нигде не забывать о лотосоподобных стопах Господа.
Нарададжи хотел увидеть другие деяния внутренней энергии Господа Кришны, йогамайи, поэтому, выйдя из дворца Рукмини, он направился ко дворцу другой царицы. Когда Нарада вошел во дворец, Господь Кришна играл в шахматы со Своей дорогой супругой и Уддхавой. Увидев Нараду, Господь тотчас поднялся и уступил ему Свое место. Он вновь почтил Нараду, используя те же предметы поклонения, что и прежде. После этого Господь продолжал вести Себя так, как будто не знал о том, что произошло во дворце Рукмини. Он сказал Нараде: "Досточтимый мудрец, каждый раз, когда ты приходишь сюда, становится ясно, что ты самодостаточен. Мы, семейные люди, всегда в чем‑то нуждаемся, но тебе не нужна ничья помощь, ибо ты черпаешь удовлетворение в себе. Зная это, какой прием Мы можем оказать Тебе и что можем предложить Тебе в дар? Однако, поскольку твое святейшество ‑ брахман, Наш долг сделать для тебя все, что в наших силах. Поэтому прошу, приказывай! Чем Я могу Тебе служить?"
Нарададжи знал все об играх Господа, поэтому он не стал продолжать разговор и молча покинул дворец, пораженный деяниями Верховной Личности Бога. Затем он вошел в другой дворец. И увидел, как Господь Кришна, играя роль любящего отца, ласкает Своих маленьких детей. Оттуда он направился в другой дворец ‑ там Господь Кришна готовился совершить омовение. Так святой Нарада посетил все шестнадцать тысяч дворцов, принадлежащих царицам Господа Кришны, и в каждом из них он видел Кришну за разными занятиями.
В одном дворце он увидел, как Кришна возлагает на огонь жертвенные дары и совершает ведические ритуалы, предписанные семейным людям. В другом дворце Кришна устраивал обязательное для каждого семьянина жертвоприношение панча‑ягья. Эту ягью называют также панча‑суна. Каждый человек, и особенно тот, кто обзавелся семьей, в знании или в неведении, совершает пять видов греха. Пользуясь водой, мы убиваем множество находящихся в ней живых организмов. Точно так же, размалывая зерно и принимая пищу, подметая пол и разжигая огонь, мы губим много разных существ, и когда ступаем по земле, убиваем муравьев и других насекомых. Совершая различные действия, мы осознанно или неосознанно становимся убийцами. Поэтому все семейные люди обязаны совершать жертвоприношение панча‑суну, чтобы избавить себя от последствий этих грехов.
В одном из дворцов Нарада увидел, как Господь Кришна, совершив ягью, угощает брахманов вкусными яствами. В другом дворце Кришна беззвучно повторял мантру Гаятри, а в третьем упражнялся с мечом и щитом. В некоторых дворцах Кришна катался на лошадях, слонах и на колесницах. В других дворцах Он ложился отдыхать или сидел на троне, слушая молитвы, в которых преданные возносили Ему хвалу. В других дворцах Он вместе со Своими советниками, такими как Уддхава, обсуждал неотложные дела. В одном дворце Он купался в бассейне, окруженный молодыми девушками. В другом ‑ раздавал брахманам богато украшенных коров, а в третьем слушал повествования из Пуран и Махабхараты, священных книг, которые дополняют Веды. В этих книгах содержатся рассказы о важнейших событиях в истории вселенной и, слушая их, обычные люди могут приобщиться к ведическому знанию. В одном из дворцов Господь Кришна весело шутил со Своей женой. В другом Он вместе с другой супругой совершал религиозные ритуалы. Поскольку у семейных людей много расходов, они должны заботиться об умножении своих богатств, и Нарада видел, как в одном из дворцов Кришна занимался денежными расчетами. В другом дворце Он вкушал супружеских наслаждений в соответствии с предписаниями шастр.
В одном дворце Кришна сидел, погруженный в медитацию и как будто старался сосредоточить ум на Верховном Господе, который запределен материальным вселенным. Медитация, выполняемая в соответствии с предписаниями шастр, предназначена для того, чтобы сосредоточить ум на Верховной Личности Бога, Вишну. Вишну исходит от Кришны, но играя роль обычного человека, Кришна на собственном примере учил нас, что такое медитация. В другом дворце Господь Кришна старался угодить старшим, поднося им то, в чем они нуждались. Нарададжи видел, как в одном из дворцов Господь Кришна обсуждал предстоящие сражения, а в другом заключал мир со Своими врагами. В одном дворце Господь Кришна говорил со Своим старшим братом Господом Баларамой о деятельности, несущей людям истинное благо. Нарада видел, как Господь Кришна подыскивает Своим сыновьям и дочерям, достигшим брачного возраста, достойных супругов и устраивает пышные свадьбы. В одном дворце Господь Кришна прощался со Своими дочерьми, а в другом принимал в дом невестку. Горожан изумляло богатство и торжественность свадебных церемоний.
Нарада видел, как Господь совершает различные жертвоприношения в угоду полубогам, хотя полубоги ‑ это всего лишь представители Господа в материальном мире. В другом месте Господь вершил благие дела: сооружал глубокие колодцы с питьевой водой, строил дома и разбивал сады, в которых незнакомые путники смогут найти приют и отдохновение, а также открывал большие монастыри и храмы для святых людей. Таковы некоторые из обязанностей, которые Веды предписывают выполнять семейным людям, если они хотят осуществить свои материальные желания. Где‑то Кришна, как заведено у царей‑ кшатриев, охотился на лесных зверей верхом на Своем чудесном коне ‑ Синдху. Согласно Ведам, в особых случаях кшатриям разрешалось убивать некоторых животных либо для того, чтобы сохранить в лесу мир, либо для того, чтобы принести животных в жертву. Кшатриям было позволено упражняться в военном искусстве, ибо в будущем они должны были беспощадно разить врагов, чтобы установить мир и порядок. А в одном из дворцов великий мудрец Нарада видел, как Господь Кришна, Верховная Личность Бога, повелитель всех мистических сил, сменив Свое обычное платье, становился шпионом, чтобы узнать тайные помыслы некоторых горожан и обитателей дворца.
Так Верховный Господь, Сверхдуша в сердцах всех живущих, играл роль обычного человека, чтобы явить деяния Своей внутренней энергии. Увидев Его лилы, Нарада улыбнулся про себя и обратился к Господу с молитвой. "О повелитель всех мистических сил, ‑ сказал он, ‑ к Тебе устремлены помыслы великих мистиков. Твое мистическое могущество безгранично и непостижимо даже для таких великих мистиков, как Господь Брахма и Господь Шива. Но мне, о Господь, Ты милостиво явил деяния Своей внутренней энергии, ибо я всегда с любовью и преданностью служу Твоим лотосоподобным стопам. О возлюбленный Господь, Ты достоин всеобщего почитания, и полубоги, властители четырнадцати планетных систем, знают о Твоем божественном величии. Прошу, даруй мне Свои благословения, чтобы я мог путешествовать по всем вселенным, воспевая Твои чудесные деяния".
В ответ Верховный Господь Кришна сказал: "Почтеннейший Нарада, о мудрец среди полубогов, ты знаешь, что Я ‑ верховный наставник, в совершенстве исполняющий все религиозные заповеди и охраняющий устои религии. Я Сам следую религиозным заповедям, чтобы показать всему миру, как нужно действовать. Мой возлюбленный сын, пусть же тебя не введут в заблуждение деяния Моей внутренней энергии".
Верховный Господь занимался якобы семейными делами, чтобы показать людям, как они могут освятить свою семейную жизнь, даже будучи привязанными к "заточению" в материальном мире. В сущности, семейная жизнь обрекает человека на новый срок в тюрьме материального бытия. И все же Господь, будучи милостивым к семейным людям, учил их тому, как освятить свою жизнь. Если семейный человек посвящает Кришне все свои дела и поступки, ему не нужно следовать ведическим предписаниям ‑ его жизнь уже освящена, ибо он обладает сознанием Кришны.
И вот Нарада увидел, как единый Господь, Кришна, в Своих равномогущественных воплощениях живет в шестнадцати тысячах дворцов. Благодаря Своей непостижимой энергии Он одновременно присутствовал во дворце каждой из шестнадцати тысяч цариц. Господь Кришна обладает безграничным могуществом, и Нарада с великим удивлением вновь и вновь наблюдал за действиями Его внутренней энергии. Господь Кришна вел Себя так, словно был привержен к четырем столпам цивилизованной жизни: благочестию, обогащению, удовлетворению потребностей чувств и освобождению. Все это необходимо для духовного возрождения человеческого общества. Поэтому, хотя Господь Кришна не нуждался в семье, Он женился и безукоризненно исполнял обязанности семейного человека, чтобы показать пример, следуя которому, люди смогут обрести благо. Господь Кришна исполнил все желания мудреца Нарады. Радуясь тому, что смог увидеть деяния Господа в Двараке, Нарада покинул город.
Рассказывая царю Парикшиту о деяниях Господа в Двараке, Шукадева Госвами в заключение сказал, что Господь Кришна, Верховная Личность Бога, нисходит в материальный мир посредством Своей внутренней энергии и на собственном примере показывает, как нужно действовать, чтобы достичь высшей цели жизни. Улыбаясь Господу и прислуживая Ему, царицы Двараки, которых было более шестнадцати тысяч, использовали свое женское обаяние в трансцендентном служении Верховной Личности Бога, и Господь в Своей милости обращался с ними, как совершенный супруг, наслаждающийся радостями семейной жизни. Мы должны твердо знать, что никто, кроме Господа Шри Кришны, изначального творца, хранителя и разрушителя мироздания, не может явить таких лил. Тот, кто внимательно слушает рассказы об играх Господа в Двараке или всячески помогает проповедникам из Движения сознания Кришны, легко достигнет освобождения и вкусит нектар лотосоподобных стоп Кришны. Тогда он сможет служить Господу Кришне с любовью и преданностью.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается шестьдесят девятая глава книги "Кришна ‑ источник вечной радости" под названием "Великий мудрец Нарада посещает дворцы Господа Кришны".
ГЛАВА СЕМИДЕСЯТАЯ