не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советам и рассуждениям».
* * *
Вслед за Цицероном A.M. Курбский полагал, что нет государства, если: законы не действуют; отсутствует справедливое правосудие; не соблюдаются старые обычаи.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что А.М. Курбский — радикальный идеолог тираноборчества в России.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой концепция Филофея «Москва —
Третий Рим»?
2. Как обосновывал Филофей необходимость подданных
подчиняться государю?
3. Чем отличалась идеология «нестяжателей» от идеологии
«стяжателей»?
4. Какое отношение к еретикам было у Нила Сорского и
Иосифа Волоцкого?
5. Какую модель государства и почему советовал Пересветов
взять для подражания Ивану Грозному?
6. Сторонником проведения каких реформ в московском го
сударстве выступил Пересветов?
7. В чем заключалась критика Курбского «тирании Грозно
го»?
8. Какова идеальная форма правления государства для Курб
ского?
Литература
Курбский A. M. История о великом князе Московском. СПб., 1913.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, Л., 1979.
Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959.
Послания Нила Сорского // Труды. Отделение древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 29. Л., 1974.
Сорский Нил. Предание и Устав. СПБ., 1912.
Сочинения И. Пересветова. М.; Л., 1956.
Срезневский ИМ. Словарь древнерусского языка. Репринт. М, 1989.
Глава 7
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИЙ
ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободилась от ига феодальной Испании, которое тормозило развитие капитализма. Вторая революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1640-1649 гг. и «Славная революция» 1688—1689 гг.)
XVII век — это время становления юридического (естественно-правового) мировоззрения. Основные компоненты нового мировоззрения — это понятия естественного права, естественных законов, естественных и неотчуждаемых прав человека, понятие договора. При помощи этих понятий рациональным образом, т.е. без ссылки на божественное право, многие философы обосновывали права и обязанности индивидов, и пределы власти государства по отношению к индивидам.
XVII век — это век Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы — наиболее ярких представителей рационалистической школы естественного права.
7.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) — голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права.
Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландская революция (1566-1609), которая освободила страну
106 Гл ава 7. Возни кновение т еори й естественного права... от испанских феодалов и Тридцатилетняя война в Западной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств.
Биография. Гуго Гроций родился в голландском городе Дельфте, в 11 лет он стал студентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете (Франция). В 1601 г. стал историографом Республики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покровительством Людовика XIII. Затем перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при французском дворе (1634 г.).
Логическое основание политико-правового учения:
рационализм, политические и правовые идеи философов античности (Аристотеля и др.), положения Священного Писания.
Основная работа: «О праве войны и мира» (1625).
Содержание политико-правового учения. Происхож дение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus — социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Эта аксиома Гроция имеет определенное сходство с аксиомой о природе человека Аристотеля, для которого человек — животное политическое (общественное). При этом Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
На основе этой аксиомы Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства: «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть».
Понятие государства. Государство представляется Гро-цию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».