Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями.
Первым государственным актом, положившим начал формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. декрет СНК РСФСР - Декрет о суде № 1. Он 1 упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ, «революционным правосознанием» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречили вышеперечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.
В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам).
В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.
В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную 1 систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей
Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности (советов). Вместе с тем в 1918 г. существуют частичные попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права.
С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект декрета «О революционных трибуналах», который был принят СНК в мае 1918 г. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах. Положение о ревтрибуналах (1919 г.) закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.
В марте 1920 г. новое «Положение о ревтрибуналах», принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители губернской ЧК.
Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями гражданской войны. Поэтому при переходе к нэпу (1921—1923 гг.) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и большая часть ревтрибуналов упразднена.
Сохранились военные трибуналы высшего звена, военно-Транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранились также особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы. К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии.
С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставляюсь исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно.
Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы пограничные воинские части. В армии и на флоте в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.
При наличии разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, «общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Однако в особых случаях органы ВЧК по-прежнему могли применять внесудебную расправу.
Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919 г. ВЧК создается Особый Революционный Трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов.
В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган «борьбы с контрреволюцией» трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.
Окончательно система милицейских органов сложилась к середине 1920 г. В июне ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, возлагавшее на ее органы функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознаний по уголовным делам.
В систему органов милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная, розыскная милиция. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. Руководство системой осуществляло НКВД.
В период гражданской войны для «изоляции враждебных элементов» создавались лагеря принудительных работ ВЧК. Порядок их организации и функционирования был определен в апреле 1919 г. постановлением ВЦИК. Положение об общих местах заключения было принято Наркомюстом в ноябре 1920 г.