Датой рождения исламского движения в регионе можно считать 1928 г., когда в Египте шейхом Хасаном аль-Бунна была создана организация "Братья-мусульмане". Она была нелегальной и представляла собой своего рода смесь религиозной секты и политической партии. Своей целью организация ставила объединение всех мусульман в рамках "истинно исламского государства", где конституцией должен быть Коран, а правовой системой - Шариат. Для достижения этой "святой" цели допускалось использование любых средств борьбы.
"Братья-мусульмане", будучи первоначально чисто египетской организацией, тем не менее, смогли распространить свою политическую доктрину в других мусульманских странах. Под их влиянием в Иране была создана в послевоенный период организация "Бойцы ислама". Последнюю в начале 60-х годов возглавил Хомейни, который после прихода к власти реализовал на практике концепцию "исламской государственности".
После окончания Второй мировой войны "Братья-мусульмане" активно включились в национально-освободительную борьбу, искусно сочетая политические формы с диверсионно-террористическими. Основной удар наносился по английским войскам и "предателям" из числа египетских политических деятелей. В 1949 г. за организацию убийства премьер-министра страны был казнен основатель организации Хасан аль-Бунна. Однако это лишь усилило позиции сторонников вооруженных методов борьбы. В конце 1951 г. именно "Братья-мусульмане" развернули партизанскую борьбу против английских войск в зоне Суэцкого канала. Они приветствовали приход к власти офицерской группировки во главе с Г. А. Насером, но, как только убедились, что он не собирается создавать "исламской государственности", попытались его уничтожить.
В ответ на это их активность была подавлена самыми жесткими репрессиями, а уцелевшие лидеры бежали из страны в Саудовскую Аравию, где с 1955 г. находится штаб-квартира организации. Она получила мощную поддержку со стороны ваххабитского духовенства и постепенно превратилась в общеарабскую, а затем и в мировую организацию, имеющую свои филиалы и ячейки во многих мусульманских государствах, а также в среде мусульманской диаспоры в Европе и Америке.
Затем правящие круги Саудовской Аравии перешли к поэтапной реализации концепции "исламской солидарности", т. е. к формированию политического союза мусульманских государств, что выразилось в создании Организации исламской конференции (ОИК). По инициативе и в основном на средства Саудовской Аравии при ОИК создается развитая пропагандистская и финансовая инфраструктура.
Хотя число государств - членов ОИК непрерывно росло (к концу 1997 г. оно достигло 54), но создать сколько-нибудь сплоченное политическое объединение, не говоря уже о политическом союзе, Саудовской Аравии не удалось в силу целого ряда причин. Среди них немалую роль играло то, что большинство вошедших в ее состав государств сделало это по сугубо прагматическим соображениям, в расчете на массированную финансовую помощь со стороны Саудовской Аравии, а затем стран ССАГПЗ в целом. Конфликты между самими мусульманскими странами, и в первую очередь ирано-иракская война, поставили под сомнение саму идею "исламской солидарности".
Правящие элиты мусульманских стран со светскими политическими режимами отнюдь не стремились к немедленной реализации исламской политической доктрины ("исламской государственности"), что для многих из них было равносильно самоубийству, однако и ее последовательные сторонники не смогли объединиться. Они образовали две противостоящие друг другу коалиции. С одной стороны, Саудовская Аравия и Пакистан, а с другой - Иран и Ливия. Последнюю характеризовал четко выраженный антиамериканизм, т. е. восприятие США как главного врага мусульман ("главный дьявол") и основного союзника Израиля. Саудовская Аравия и особенно Пакистан находились в достаточно тесных союзнических отношениях с США.
Именно проамериканская ориентация правящих кругов Саудовской Аравии дала основание имаму Хомейни, ставшему руководителем ИРИ и претендовавшему на роль духовного главы всех мусульман мира, обвинить их в "предательстве". Хотя коалиция Саудовская Аравия - Пакистан и сохранила свое доминирующее положение в ОИК, но противоречия в ней еще более обострились, и, соответственно, снизилась эффективность ее деятельности в целом. Идею "исламской солидарности" так и не удалось реализовать на межгосударственном уровне.
По-иному развивалось исламское движение на общественном уровне, где доминирование (причем не только идейное) "Братьев-мусульман" было бесспорным. Со второй половины 70-х годов они начинают активную борьбу за "исламскую государственность" в Египте, Сирии, Иордании и Афганистане.
Возвращение "Братьев-мусульман" в Египет произошло по инициативе преемника Г. А. Насера - А. Садата, который рассчитывал с их помощью ослабить позиции своих противников. Первоначально этот расчет оказался верным, но уже в 1974 г. "Братья-мусульмане" и примыкающие к ним группировки начинают открытую борьбу с режимом А. Садата. Процесс мирного урегулирования с Израилем стимулирует перерастание этой борьбы в террористическую войну. Заключив мирный договор с Израилем, А. Садат выносит себе смертный приговор. 6 октября 1981 г. он был убит группой исламских боевиков. Сменивший его на посту президента Египта X. Мубарак вынужден был прибегнуть к жестким карательным мерам, чтобы остановить террористическую войну
В Сирии "Братьяму-сульмане" действовали еще более решительно. Воспользовавшись недовольством значительной части населения политикой президента Асада, они организовали во второй половине 70-х годов массовое повстанческое движение. Им удалось захватить два крупных сирийских города - Хама и Халеб, которые армейские части вынуждены были брать штурмом с применением тяжелой техники и авиации. Опираясь на систему лагерей и баз, созданную в Иордании, где они обеспечили себе широкую массовую поддержку, "Братья-мусульмане" основывают оппозиционный "Исламский фронт" в 1981 г. Он ставит своей задачей свержение режима Асада и образование исламской республики. Только к концу 1982 г. сирийской армии и органам безопасности удалось окончательно разгромить отряды исламских боевиков. Однако, несмотря на поражение и последовавшие за ним широкомасштабные репрессии, "Братья-мусульмане" сумели сохранить значительное влияние в стране.
В Иране "Боевики Ислама" во главе с Хомейни, используя поддержку других оппозиционных шахскому режиму сил, в 1979 г. относительно легко свергает монархию и создает исламскую республику (ИРИ), попутно разгромив в ходе гражданской войны своих прежних светских союзников.
Все исламские организации региона, не говоря уже о правящих кругах Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и ряда других стран, активно включились в оказание помощи афганским "муджахедам". Только в странах ССАГПЗ было собрано около одного миллиарда долларов, что было вполне достаточным для финансирования боевых действий "муджахедов" в течение первых нескольких лет гражданской войны..
В 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана. Исламисты одержали победу, но стабилизировать положение в стране так и не смогли. К началу 90-х годов первая стадия борьбы за "исламизацию" (введение "исламской государственности") региона завершилась. "Исламская государственность" была установлена в Иране и Судане (после военного переворота 1989 г.), а затем и в Афганистане, но Египет и Сирия устояли перед натиском исламистов. Невелики были их успехи и в Турции. Исламское движение оказалось на перепутье, и именно к этому времени относится война в Заливе, которая продемонстрировала глубокий раскол между мусульманскими государствами.
25 апреля 1991 г. в столице Судана г. Хартуме по инициативе радикального крыла исламского движения была созвана "Исламо-арабская народная конференция", в которой приняли участие представители исламских партий и организаций из 50 стран мира. На ней было принято решение создать в противовес правительственной ОИК неправительственную организацию исламо-арабской конференции (ОНИАК) со штаб-квартирой в Хартуме. Перспективными целями ОНИАК являются достижение "исламской солидарности" и "борьба с международным сионизмом". Были также определены текущие задачи - недопущение "капитуляции перед Израилем" и "освобождение оккупированных территорий".
На конференции выявились разногласия между "умеренными" и "радикалами". Первые выдвинули лозунг: "Сначала отвоевать человека, потом - государство", т. е. по существу сделали упор на мирные и легальные методы политической борьбы. Их оппоненты - "радикалы", составлявшие подавляющее большинство, настаивали на необходимости первоочередного захвата государственной власти с помощью вооруженной борьбы, и прежде всего различных форм террора. В Судане была создана система лагерей по подготовке исламских боевиков. Оформилась на межгосударственном уровне новая коалиция Иран - Судан. Прежний союзник Ирана - Ливия после окончания ирано-иракской войны резко свернула сотрудничество с ним.
Задачи, поставленные ОНИАК, не остались на бумаге. С весны 1992 г. развернулась широкомасштабная террористическая война, которая захватила не только Ближний Восток, но и Северную Африку. Отдельные исламистские группы предпринимают попытки перенести ее на территорию США и Франции. Особой интенсивности она достигает в Египте и Алжире, а также в Палестине и зоне расположения американских войск в Саудовской Аравии.
Лекция 8 Геополитика и страны Латинской Америки и Африки.