Едва ли не все, что происходит между людьми, сводится к воздействию. Более или менее удачному, более или менее взаимному более или менее осознаваемому. Любое удачное воздействие, как мы предполагаем, имеет свою структуру. Мы выделили в этой структуре 5 шагов, которые на наш взгляд являются обязательными. Возможно вы, уважаемый читатель, выделите другие шаги, может быть их будет больше, а может быть и меньше. Все дело творчества и собственной компетенции. Мы выделили 5 шагов, пользуемся этой структурой и у нас получается. Причем не только у нас, но и у всех тех, кто когда-то о ней узнал и теперь использует в своей работе, личной жизни, творчестве… Перечислять можно долго все те области жизни, где требуется воздействие на другого человека или на себя… — политика, магия, психотерапия, реклама, любое произведение искусства — все, что оказывает эмоциональное влияние на людей, построено - проверьте, любая картина, любой хороший спектакль, любая хорошая песня, композиция, стихотворение -по 5-ти шаговой схеме. Если какого-то пункта не хватает — что-то не нравится, что-то кажется не законченным.
Коллеги, которые работают в этом проекте в Ставрополе и Волгограде, изучают живопись с точки зрения этой структуры, в Екатеринбурге — музыку. В Уфе — литературу. Не будучи талантливым, но соблюдая структуру, человек может сооружать вещи, которые людей завораживают. меняют настроение, зачастую — жизнь. А это и требуется от искусства.
Если вы ради интереса положите рядом книжки Л. Р. Хаббарда, М. Норбекова и Александра Меня, то обнаружите: при кардинально разных целях технически все выполнено по одной и той же схеме. Структура одна. А непопадание в эту самую структуру срывает любые, даже самые интересные, грамотные, даже очень хорошие и добрые намерения. Неважно, что ни отец Мень, ни основатель Церкви сайентологии Хаббард скорее всего не захотели бы встать рядом — слишком разнонаправленные люди. Важно, что они, хоть и разнонаправленно, делали одно и то же — воздействовали на большое число людей. И делали это эффективно, потому что инструментарий один. Как долото не бывает плохим или хорошим, а зависит от рук, которые его держат, так и Единая Структура Воздействия не имеет своей "идеологии". Все зависит от применяющего. Инструментом могут пользоваться и злодей, и праведник, у нас получается, значит и вы справитесь.
Однажды мы наблюдали перед очередными выборами очень веселую дискуссию между Явлинским и Чубайсом. Было видно, что Явлинский, по крайней мере, старается не врать, и его живо задевает все то, что происходит. Чубайс же, напротив, просто технично работал всю пресс-конференцию. И симпатия аудитории, вначале принадлежавшая Явлинскому в гораздо большей степени, плавно сместилась к Чубайсу. Явлинский, может, даже и хотел воздействовать, да не смог, эмоций много было, техники мало. Чубайс работал технично.
С этой точки зрения, если даже самые лучшие намерения, даже самые замечательные идеи не попадают в Единую Структуру Воздействия — они не действуют. Люди это слушают, даже могут соглашаться, уходят и забывают.
Гадаете ли вы, политикой ли занимаетесь, бизнесом — действуйте по Единой Структуре Воздействия, и все получится.
Структура эта состоит из пяти элементов:
¦ Фиксация внимания (открытие эпизода воздействия)
¦ Депотенциализация сознательного контроля
¦ Интервенция (воздействие как таковое)
¦ Латентный период (пауза)
¦ Синхронизация (завершение эпизода воздействия)
По первым буквам — ФДИЛС. Не слишком удобно, поэтому мы и предпочитаем говорить "Единая Структура Воздействия". Не путать с Общей Теорией Всего.
В последнее время эта структура получила другое название ФОКУС (фиксация-отвлечение-команда-уход-стоп).
ФИКСАЦИЯ
Обращаетесь ли вы к сознательному или к бессознательному, важно чтобы человек именно с вами общался в данный момент времени. До тех пор пока вы не привлекли внимание человека к себе, любые влияния на него будут, что называется, "коту под хвост".
Потому что они не для него. Они к нему не относятся. Они — белый шум.
Если вы работаете прямым путем, то дальше уже пойдут требования и уговоры. "Купи шубу Ну пожалуйста, а то обижусь". Если вы занимаетесь воздействием косвенным, начинается то, что мы называем отвлечением сознания или депотенциализацией.
Фиксацию можно проводить по-разному.
Веревки и пластырь — не наш метод.
Полезнее вспомнить про Вижу-Слышу-Чувствую-Думаю.
Вижу — картинки, карты, хрустальный шар, графики и схемы, рисунки, череп, дым.
Слышу — имя человека, важное для него слово, необычный звук или резкий.
Чувствую — прикосновение или особое ощущение, можно спросить, что человек чувствует внутри себя или снаружи, уколоть, ущипнуть, погладить, протянуть визитку или кость, буклет или свечу.
Думаю — естественно, хорошо фиксировать человека на интересующей его информации, идеях, темах (называя их, продолжать сразу — необязательно).
Фиксация (первичная) — дело секундное, но теперь фиксацию надо поддерживать в течение всего оставшегося времени.
ДЕПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ
Суть депотенциализации — снять критику, скепсис, сознательный контроль. Обойти, объехать на кривой, отвлечь. Потому что нельзя сознательно сопротивляться тому, о чем ты не знаешь, что это происходит.
НЕЛЬЗЯ СОЗНАТЕЛЬНО
СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ТОМУ,
О ЧЕМ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ,
ЧТО ЭТО ПРОИСХОДИТ.