Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ




Под ред. к.психол.н. Ф.К. Зиннурова

Корректор О.Н. Хрусталева

Компьютерная верстка Ф.Ф. Фаткуллина

 

 

 

 

Подписано в печать..2009             Усл.печ.л.,

Формат 60х90 1/16          Тираж 500 экз.

 

Типография КЮИ МВД России

420108. г. Казань, ул. Магистральная, 35

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета в Центре инновационных технологий

420111, Казань, ул. К.Фукса, 11/6


[1] Фаткуллин Ф.Н. Теория государства и права: учеб. пособ. под ред. к.ю.н., доц. Сафиуллина Н.Х / Ф.Н. Фаткуллин,   Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2002. 215 с.; Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебное пособие под ред. к.ю.н., проф. Н.Х. Сафиуллина. Изд. 2-е, доп. и перераб / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2006. 248 с.

[2] Спекторский Евгений Васильевич (1875-1951) - русский социальный философ, правовед.

[3] Сократ (469-399 до н.э.) - древнегреческий философ (Энциклопедия афоризмов. С. 432); один из родоначальников диалектики; рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 474).

[4] Лукреций (99-54 до н.э.) - римский поэт и философ-материалист (Энциклопедия афоризмов. С. 822); рассматривал развитие общества как поступательный процесс, в основе которого лежат "нужда" (особенно нужда в жилище, в огне и одежде) и "разум пытливый". В ходе этого процесса возникают язык, государство (происхождение которого Лукреций объяснял договором людей), право. (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 259).

[5] В современных условиях продолжается бурный процесс в рамках отечественного правоведения становления новых научных отраслей и одноименных учебных дисциплин на стыке юриспруденции как с собственно гуманитарными, так и социально-техническими науками; например, можно указать на такие отрасли (дисциплины), как социология права, философия права, антропология права, биология права, правовая информатика и т.п. (Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002. 480 с.).

[6] См.: Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк. - М.: Политиздат, 1985. С.117.

[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194.

[8] Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание) - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 154).

[9] Философия.Основные идеи и принципы: попул. очерк. - М.: Политиздат, 1985. С. 297.

[10] Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.: Наука, 1983. С.264.

[11] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.29. С. 84, 86.

[12] Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - воззрение, объясняющее бытие из двух противоположных и не сводимых друг к другу начал: духовного и материального (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 79-80).

[13] Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - в широком смысле слова социально-нравственное явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 64).

[14] Прагматизм (от греч. pragma - дело, действие) - позитивистское философское учение, рассматривающее значение понятий, суждений и прочего в терминах практических последствий основанного на них действия, успешность которого составляет единственный критерий истинности и отождествляется с нею (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 336).

[15] Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - французский писатель и философ (Энциклопедия афоризмов. С. 3348); выделялся пониманием противоречивости общественного прогресса, борьбой против всякого социального неравенства, революционным демократизмом; высказал глубокую догадку о частной собственности как причине общественных антагонизмов (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 542).

[16] Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 409).

[17] Теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 205).

[18] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. С.8-12.

[19] Идеология (от идея и logos - слово, учение) - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 229).

[20] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. С. 22.

[21] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. С.23.

[22] Ленин В.И. Великий почин // Полн. собр. соч. Изд. 5. Т.39. С.15.

[23] Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.: Наука, 1983. С.17.

[24] Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований (Электронное изданиеИЭС).

[25] Теология (греч. teologia, букв.- богословие, от teos - бог и logos - слово, учение) - учение о боге, построенное в логических формах идеалистической спекуляции на основе текстов, принимаемых как свидетельство бога о самом себе, или откровение (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 194).

[26] Аквинский Фома (1225 - 7 марта 1274) - средневековый философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений – томизма; отдавал предпочтение монархии; однако если монарх станет тираном, а его тирания - нестерпимой, народ имеет право выступить против тирана; все виды власти, в конечном счете, от бога; церковная власть выше государственной, ибо земные правители заботятся только о предварительных целях человека, а церковь - о его конечной, сверхъестественной цели. (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 382).

[27] Натурализм - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети 19 в.; стремился к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному; исходил из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 559).

[28] Географическая школа - направление в социологии, рассматривающее географическое положение и природные условия в качестве определяющего фактора развития общественной жизни народов. Идея обусловленности общественных явлений географической средой высказывалась еще в античности. Демокрит, Гиппократ и Геродот, противопоставляя религиозно-мифологическому мировоззрению идею причинного, естественного понимания жизни людей, неоднократно отмечали влияние географических условий, особенно климата, на физический тип, обычаи и нравы, образ правления, уровень культурного и хозяйственного развития народов. В средние века арабский мыслитель историк Ибн Хальдун стремился выяснить значение географической среды для жизни общества. Наибольшее влияние географическая школа приобрела во Франции, где ее идеи еще в 16 в. высказывал Боден. Родоначальником географической школы можно считать Монтескьё (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 349).

[29] Боден Жан (1530-96) - французский политический мыслитель и социолог; изложил свой взгляд на общество как на сумму кровнохозяйственных союзов-семей; общество формируется независимо от воли человека под влиянием естественной среды; считал, что человеческое общество прогрессирует и что наука история изображает этот прогресс (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 179).

[30] Биологическое направление - социологические учения и школы второй половины 19 в., переносившие понятия и законы биологии на общество, что приводило к упрощенному истолкованию общественных явлений (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 167). Хотя аналогии с органическим миром в социальных теориях известны уже с античности, перенесение законов биологии на явления общественной жизни получило особенное распространение во 2-й половине 19 в., в связи с успехами биологии (открытие клетки, закона борьбы за существование и естественного отбора и др.); к биологическому направлению в социологии могут быть отнесены учение Г. Спенсера, расово-антропологическая школа (Ж. А. Гобино, Х. Чемберлен, Ж. Лапуж, О. Аммон и др.), органическая школа в социологии (П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс и др.), социал-дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, А. Смолл и др.). Школы биологического направления придерживались политики и ученые различной идеологической и политической ориентации - от реакционной, обосновывавшей войны, угнетение одних рас и социальных групп другими (расово-антропологическая школа), до либеральной (органическая школа). Биологические теории общества ставили некоторые сложные вопросы (проблема целостности общества, его структура и функции отдельных частей, изучение социальных конфликтов и др.). Однако эти теории были недостаточны для объяснения сложных социальных процессов, приводили к антиисторизму, поверхностные аналогии часто заменяли конкретное изучение явлений общественной жизни. В конце 19 - начале 20 вв. биологические теории постепенно вытесняются в немарксистской социологии психологическими теориями (Электронное издание БСЭ).

[31] Ламброзо Чезаре (1835 -1909) - итальянский тюремный врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве; развил теорию о биологической обусловленности уголовной преступности; первоначально толковал преступность как атавизм; развивал взгляд на преступника как на помешанного и эпилептика; биологизировал юридические функции государства, отождествляя их с защитной реакцией животных (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 251).

[32] Психологизм - в методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (Г. Тард, Ч. Кули, Дж. Мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 419).

[33] Тард Габриель (1843-1904) - франц. социолог, психолог и криминалист; одни из создателей психологизма в социологии; заявлял, что народ. - это пассивная толпа, которая "гипнотизируется" гением, подражает ему; исходным пунктом общества является психология индивида, а фундаментальным принципом существования и развития общества служит подражание (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 535).

[34] Гумплович Людвиг (1838-1909) - польский и австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма; считал, что государство возникает из борьбы за господство этнических групп (рас); ввел понятие «этноцентризм» («Расовая борьба», 1883); связывал возникновение общества с биологическим законом борьбы за существование (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 347).

[35] Вебер Макс (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист; основоположник так называемой понимающей социологии; отрицал объективность законов обществ. развития; социологические понятия суть не отражение существенных черт объективной реальности, а чисто условные, лишенные объективного содержания "идеальные типы", создаваемые сознанием для удобства систематизации сложной и иррациональной действительности;. при выработке "идеальных типов" социолог руководствуется "ценностными идеями" своего времени; отстаивал методологический плюрализм, фактически маскировавший его субъективный идеализм (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 231).

[36] Боас Франц (1858 - 1942) - американский лингвист, этнограф и антрополог, основатель школы «культурной антропологии» (Электронное издание БСЭ).

[37] Зиммель Георг (1858 - 1918) - немецкий философ-идеалист и социолог; представитель т.н. философии жизни: внешний мир существует лишь постольку, поскольку он "переживается" субъектом; естественные науки исследуют лишь явления, они не могут охватить все многообразие жизненных форм, а также постигнуть жизнь в целом. Познание же истории следует искать не во внешних фактах, а в психологии, которая является априорной предпосылкой исторической науки; задача состоит в том, чтобы на основании документов и преданий заключать о психических явлениях, лежащих в основе исторических событий (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 176).

[38] Маркс Карл (1818-83) - мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению " К критике политической экономии " в следующих словах: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним… Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий» (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 303).

[39] Дарендорф Ральф Густав (р. 1929) - немецкий социолог, идеолог современного либерализма; придерживается концепции "многоизмеримой стратификации", по которой классы и слои выделяются на основе многих критериев (занятость, доход, образование, тип жилища, район проживания и др.) (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 80).

[40] Консенсус (лат. consensus - согласие, единодушие), принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений (Электронное издание ИЭС).

[41] Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы; поведение личности целиком определяется степенью сплоченности общества; если общество находится в состоянии кризиса, то для личности утрачивается значимость социальных регламентаций; отсюда - безудержность желаний и страстей. Такое состояние общества он. называет аномией; в нем находится современное. ему капиталистическое общество (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 100).

[42] Парсонс Толкотт (1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Согласно ему, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений - изменения ценностей, норм, обычаев и т.д. Их структуру Парсонс объявляет существом структуры "социальных институтов". Так, существование собственности - результат наличия в обществе ценностей, признающих ее "естественность". Представления Парсонса о явлениях распределения власти, классов в т.д. в американском обществе лежат в рамках "теорий технократии": согласно Парсонса, власть в США сосредоточена " руках "специалистов", отнявших в результате "мирной революции" власть у собственников (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 216).

[43] См. подробнее: Основы политической науки: учебное пособие для высших учебных заведений. Часть I. - М.: О-во «Знание» России, 1993. С.58-78.

[44] Монизм (от греч. monos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма - дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал) (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 489).

[45] Там же: С. 59.

[46] См.: Словарь иностранных слов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. С.442.

[47] Аспект (лат. aspectus вид, взгляд) - точка зрения, взгляд на что-нибудь (Электронное издание БЭС).

[48] Генезис (греч. g enesis) - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления; есть момент закономерного процесса развития явлений, связанного с перерывом постепенности и скачкообразным переходом в новое качеств. состояние (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 347).

[49] Онтология (греч. ontos сущее + logos наука) - учение о бытии; в ряде филос. систем так называют ту их часть, в которой излагается учение о бытии как таковом, независимо от субъекта и его деятельности (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 140).

[50] Аксиология (греч. axios ценный + … логия) - философское учение о духовных, моральных, эстетических и др. ценностях; центральное понятие аксиологии определяющее предмет ее изучения, - понятие "ценности" (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 30).

[51] Базис и надстройка (от греч. basis - основание) - основные понятия исторического материализма, марксистского понимания общества. Великая историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей совокупности общественных отношений, образующих данное общество, выделили отношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические общественные отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Основная идея исторического материализма, пишет Ленин, " состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми " (Соч. 4 изд. Т. 1. С. 134) (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 122).

[52] Эмпирия (empeiria опыт) - человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; наблюдение, осуществляемое в обычных естественных условиях, в отличие от эксперимента (Словарь иностранных слов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. С.811).

[53] См., к примеру: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008; Венгеров А.Б., Гафуров, З.Ш. Теория государства и права. М., 1993; Общая теория права / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996; Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород: Н.ВШ МВД РФ, 1993; Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА, 2000; Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2002; Ромашев Р.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002; Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: учебник. СПб.: Питер, 2003; Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Норма, 2004 и др.

[54] Структура (лат. structura - строение, расположение, порядок) - относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; инвариантный аспект системы (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 140).

[55] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.05.01.65 «Юриспруденция». Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.2005 г. N 180.

[56] См.: Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2004. С. X.

[57] Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2002. С. ХIII.

[58] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. С. 134-135.

[59] См.: Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.: Наука, 1983. С.140.

[60] Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политический деятель, оратор и писатель (Энциклопедия афоризмов. С. 1319); идеальной формой правления считал соединение монархии, аристократии и демократии (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 468).

[61] История и социология. М., 1964. С.115; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. К вопросу о классификации общественных наук // Методологические вопросы общественных наук. М., 1966. С.49.

[62] Философия (от фил... и греч. sophia - мудрость) - рефлексия о последних (предельно общих) принципах (основаниях) бытия и познания, о смысле человеческого существования. Философия дистанцируется от любых форм наличного (сложившегося) знания, ставя их под вопрос и делая предметом рассмотрения их явные или неявные предпосылки (Электронное издание БЭС).

[63] Логика (греч. logikn - наука о мышлении, от logos - слово, речь, разум, рассуждение) - наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. Основная цель логики - выяснение условий истинности познания, выработка эффективных логических аппаратов и правильного метода познания (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 203).

[64] Социология (франц. sociologie, от лат. societas - общество и греч. logos - слово, учение; буквально - учение об обществе) - наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования социальных систем, как глобальных (общество в целом), так и частных (социальные группы, учреждения и процессы); изучает взаимосвязь различных социальных явлений, взаимодействие общества и природы, а также общие закономерности и элементы социального поведения людей (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 85).

[65] Политология (полит(ика) + …логия) - наука, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней политики и международных отношений (Электронное издание БЭС).

[66] Культурология – наука о духовной культуре народа (Электронное издание БЭС); комплексная дисциплина, возникшая в 20 в. на стыке истории, философии, политологии, теории искусства, социологии, социальной психологии и др. наук о культуре и исследующая происхождение и сущность культуры, ее разновидности и типы, место человека в культуре, эволюцию культуры, причины революций в культуре и культурных деградаций, соотношение внутренней и внешней культуры, культуры и цивилизации, культуры и контркультуры, культуры и природы (Философия: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.С. С.414).

[67] Психология (от греч. p s y che - душа и logos - наука) - наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и др. явлений психики (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 420).

[68] Педагогика (греч. paidagogike) - наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования (Электронное издание БЭС).

[69] История - применительно к обществу обозначает: 1) реальный процесс развития общества в целом, а также отд. стран, народов или сторон обществ. жизни; 2) науку, изучающую этот процесс во всей его конкретности и многообразии (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 368).

[70] Политика (греч. politikos - государственный, от polis - государство) - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в политике - это " устройство государственной власти " (см. В.И. Ленин. Соч. Т. 19. С. 98); "... политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства..." (Ленинский сб. XXI, 1933. С. 14). Содержание политики определяется интересами данного класса или союза классов. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно связано с проблемой власти (см.: К.Маркс // Маркс К.,  Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 1. С. 360) (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 295).

[71] Социология права – научная и учебная дисциплина. Родоначальником социологии права является французский философ и социолог Огюст Конт, впервые использовавший понятие социологии для характеристики новой системы научного знания в обществе, определивший ее место в системе наук и роль в общественной жизни (Электронное издание БЭС).

[72] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т.20. С.9.

[73] Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 29.

[74] Судебная медицина - раздел медицины, изучающий медицинские и биологические проблемы, возникающие в следственной и судебной практике. К ним относятся: процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы; изучение причин расстройств здоровья и смерти человека от различных внешних воздействий; судебно-медицинская экспертиза живых людей (по поводу телесных повреждений, состояния здоровья, определения возраста, при половых преступлениях и др.); экспертиза трупа; экспертиза вещественных доказательств (исследование крови, выделений организма, волос и др.) и т. д. Судебная медицина тесно связана со многими медицинскими (патологическая анатомия, травматология, токсикология и др.) и правовыми (криминалистика, уголовное и гражданское право и процесс) дисциплинами. По мере развития судебной медицины выделились как самостоятельные отрасли судебная химия, судебная психиатрия, судебная токсикология (Электронное издание БЭС).

[75] Судебная психология – прикладная юридическая наука, предметом которой является психика человека в ее правовых проявлениях: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, вменяемость, мотив, вина и т.д. (См. подробнее: Ю.В. Чуфаровский. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. М., 1996); отрасль науки, изучающая особенности проявления закономерностей психической жизни в области предупреждения преступлений судопроизводства, исправления и перевоспитания преступников; исследует психологический «механизм» проникновения в сознание и укоренения антиобщественных взглядов и привычек, процесс формирования и реализации преступных целей и мотивов; влияние особенностей психики лиц, участвующих в судопроизводстве, на их позицию по делу, на содержание их объяснений и решений и т. д. (Электронное издание БЭС).

[76] Судебная психиатрия - отрасль психиатрии, изучающая психику человека с точки зрения анализа ее внутренних процессов; имеет много общего с юридической психологией и общей психологией; специфика предмета заключается в том, что она изучает и характеризует патологические явления человеческой психики, отклоняющиеся от нормы, тогда как психология занимается изучением психики человека в пределах нормы. Судебная психиатрия - пограничная наука, в которой проявляется синтез вопросов правового характера, медицины, общей психиатрии (Электронное издание БЭС).

[77] Криминалистика (от лат. criminalis - относящийся к преступлению) - область научных знаний о механизме преступления, о средствах и методах собирания, исследования, оценки и использования документов, раскрытия, расследования и предотвращения преступлений (Э лектронное издание БЭС).

[78] Криминология (от лат. crimen, родительный падеж criminis - преступление и logos - слово, учение) - наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности (Электронное издание БЭС).

[79]В литературе отмечены и иные подходы в дифференциации юридической науки на отрасли научного знания; см., например: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2007. С. 948-949; Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С. и др. М., 2007. С. 30 и т.д.

[80] Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914. С.6.

[81] Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин и др. М., 2007. С.53.

[82] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С.54-58.

[83] Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. С.8.

[84] Ларошфуко Франсуа де (1613-80) - французский писатель-моралист (Энциклопедия афоризмов. С. 2657); считал человека произведением природы, а личные интересы - двигателем его поступков (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 148).

[85] Хун-Цзычен (XVII в.) – китайский писатель (Энциклопедия афоризмов. С. 2481).

[86] Сен-Симон Анри де (1760 - 1825) - французский мыслитель-утопист (Энциклопедия афоризмов. С. 5297); утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм, в котором все стороны жизни связаны воедино и который объединяет своих членов не только определенными философскими, религиозными и моральными принципами, но и общеполезной трудовой деятельностью, являющейся естественной необходимостью и обязанностью человека и создающей важнейшую связь между людьми (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 584).

[87] Държава, право, управление. София, 1977. С.7-30.

[88] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права / Ф.Н. Фаткуллин. - Казань, 1987. С.33-40.

[89] См.: ст. ст. 12, 130-133 Конституции РФ.

[90] См.: п. 2 ст. 3, ст. ст. 10, 116-120 Конституции Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) (с изм. и доп.).

[91] См.: Кашко В.С. Ответственность в системе местного самоуправления. Красноярск, 2005. С.88-100; Безруков А.В. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: проблемы соотношения и интеграции // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сб.н.т. Выпуск 4. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008. С.4-22.

[92] Цицерон Марк Туллий (106 - 43 до н. э.) - римский политический деятель, оратор, философ, писатель (Энциклопедия афоризмов. С. 1321); сторонник республиканского строя; в 44, после убийства Цезаря, был фактически главой республиканского Рима, но в 43 цезарианцы взяли верх и убили Цицерона (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 468).

[93] Личность - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие “личность” отличают от понятий “индивид” и “индивидуальность”. Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями (Электронное издание ИЭС).

[94] Ст. ст. 17-19 Конституции РФ.

[95] П. 2 ст. 3, ст. 32 Конституции РФ.

[96] Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.) - древнегреческий ученый (Энциклопедия афоризмов. С. 102); философ, основатель Ликея; учитель Александра Македонского; не был ни сторонником афинской аристократии, ни афинского демократического строя, считая их неправильной формой государственного устройства; предпочтение отдавал умеренной демократии (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 91).

[97] Демократия (греч. dеmokratia - власть народа, от dеmos - народ и kratos - власть) - термин "демократия" употребляется: 1) для обозначения народовластия, 2) для характеристики государства, которое отличается рядом юридических признаков (признание воли большинства в качестве источника власти и декларирование свободы и равноправия граждан), 3) как синоним прав и свобод граждан (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 456).

Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную демократию, когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов, и представительную демократию, когда решения принимаются выборными органами, в том числе парламентами (Электронное издание БЭС).

[98] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М. Юрист, 1994. С.100-101 и др.

[99] Политическая система общества - система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели (Электронное издание ИЭС). Политическая организация общества - система политических учреждений государственно-организованного общества. Политический характер организация общества приобретает с возникновением классов и появлением государства. В ходе истории политическая организация общества усложняется, и в развитом обществе наряду с государством как основным звеном включает в себя партии, профсоюзы, церковь и др. организации и движения, преследующие политические цели, а также нормы, политические традиции и установки, связывающие политическую организацию общества в систему и обеспечивающие её функционирование. Деятельность учреждений и институтов, составляющих политическую организацию общества, охватывает все общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти. В качестве синонима политической организации общества употребляется также понятие «политическая система общества» (Электронное издание БЭС).

[100] Ст.ст. 13,18,30 Конституции РФ.

[101] Плутарх (ок. 46 - ок. 120) - древнегреческий писатель, историк (Энциклопедия афоризмов. С. 378); автор морально-философских и историко-биографических сочинений; выказывал отвращение к доктринерству, узости; в то же время демонстрировал обывательское почтение ко всему общепринятому; защита традиционной религии; этическая норма для Плутарха - не утопическая теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, где моральный идеал выясняется на конкретном историческом материале (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 278).

[102] Цель - идеальный, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельность; их идеальный, внутренне побуждающий мотив. Различают конкретную цель деятельности, т.е. идеальный образ предмета (результата) непосредственной деятельности человека, и абстрактную цель стремления, т.е. представление о некотором общем благе, идеале, ради достижения которых осуществляется эта деятельность. Оба эти вида цели обычно понимаются как "субъективные", тогда как под т.н. объективной целью имеется в виду некоторая сверхъестественная "цель бытия" (божественная или провиденциальная) или заданное тем или иным законом (алгоритмом, предписанием, правилом) фиксированное состояние в развитии некоторой системы, за которой признается свойство саморегуляции (формальная цель) (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 459).

[103] Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - французский писатель и философ (Энциклопедия афоризмов. С. 3362); считал, что люди, освободившиеся от деспотической власти, должны решить проблему: каким образом остаться свободными и вместе с тем создать обществ. союз; решается она заключением обществ. договора, суть которого состоит в том, что " каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого "; в результате этого образуется коллективное целое - государство, народ, обладающий верховной властью, суверенитетом (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 542).

[104] Сен-Симон Анри де (1760 - 1825) - французский мыслитель-утопист (Энциклопедия афоризмов. С. 5297); высказал плодотворные догадки о диалектическом характере исторического развития, о важнейшей роли в обществе экономики и форм собственности, о классовой борьбе в истории и связи между формами собственности и изменениями классовой структуры общества (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 586).

[105] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права / Ф.Н. Фаткуллин, Фаткуллин Ф.Ф. - Казань: КЮИ МВД России, 2003. С.81-83.

[106] Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. - М.: Юрид. лит-ра, 1994. С.77.

[107] Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т.1. С.14.

[108] П.4 ст. 76 Конституции РФ.

[109] СЗ, 1995, 48.

[110] СЗ, 1996, 26.

[111] СЗ, 1995, 42.

[112] СЗ, 1996, 47.

[113] П.4 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 " О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим ".

[114] Прецедент (от лат. praecedens, род. п. praecedentis - предшествующий) - 1) Случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. 2) Прецедент судебный - решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Отечественное право не признаёт прецедент, а в уголовном праве не допускает решения дела по аналогии, считая, что судебное решение должно основываться только на законе. В некоторых странах (в Великобритании, большинстве штатов США, в Канаде, Австралии) прецедент судебный признаётся источником права и лежит в основе всей правовой системы. В соответствии с доктриной, господствующей в этих странах, судья, создавая судебный прецедент, не создаёт правовой нормы, а только формулирует то, что вытекает из «общих начал права, заложенных в человеческой природе». В действительности же судья всегда может отказаться от применения прецедента, сославшись на какие-либо несущественные особенности данного дела, ввести совершенно новое правило; он имеет также свободу истолкования прецедента, выбора из огромного количества прецедентов, т. е. существует широкая возможность судейского усмотрения, судебного произвола. В правовой литературе и на практике системы права, основанные на прецеденте, нередко называют «правом, создаваемым судьями» (judge-made law). В ряде государств (например, во Франции, ФРГ, Бельгии) прецедент имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе, признания обычая, торгового обыкновения; на основе прецедента вносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, даётся толкование закона (Электронное издание БЭС).

[115] Монтень Мишель де (1533-92) - французский философ-гуманист (Энциклопедия афоризмов. С. 2284); выдвинул прогрессивные педагогические идеи: школа должна не " начинять память " учащегося, а развивать его разум; ни одно философское учение не должно ему преподноситься как догма - ознакомившись с различными воззрениями " пусть сделает выбор самостоятельно "; изучаться должны не только книги, но прежде всего сама жизнь, природа и люди; при этом воспитание интеллекта должно сочетаться с физическим воспитанием (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 494).

[116] Ульпиан Домиций (ок. 170 - 228) - римский юрист, сторонник естественного права (Энциклопедия афоризмов. С. 1220).

[117] Предел -. начало или конец, кон, межа, грань, раздел, край, рубеж или граница; конец одного и начало другого, в смысле вещественном и духовном. Пределы государства - рубежи, границы. Предел моря - берег; предел суши - вода. Предел жизни - смерть. Предел власти - мера, степень, которую не должно нарушать. Предел ума - выше чего он не сигает. Предел терпения - далее чего терпеть, сносить чего нет сил. Выйти из пределов чего - из границ, из меры; нарушить порядок, правила, обычай (Электронное издание ОЭ).

[118] Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.).

[119] Ленин В.И. Государство и революция // ПСС. 5-е изд. Т.33. С.93.

[120] Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. - М.: Юриздат, 1976. С.84,111.

[121] П. 83 Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 " О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ".

[122] Там же: ст. 147.

[123] П.4 Указа Президента РФ от 25 сентября 2004 г. N 1237 " О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации ".

[124] К примеру, статья 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 " О государственной тайне " прямо так и называется: «Основные понятия, используемые в настоящем Законе».

[125] Скажем, при раскрытии понятия «других войск, воинских формирований и органов» ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. " О государственной тайне " отсылает к Федеральному закону " Об обороне ".

[126] См. например: п. 1 Указа Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 117 " О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1572 от 15 ноября 2004 г. ".

[127] Например, в статье 9. «Порядок отнесения сведений к государственной тайне» Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 " О государственной тайне " (с изм. и доп.) отмечается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, пересматривается по мере необходимости.

[128] Так, например, в подпункте «д» п. 1 Указа Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 117 " О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1572 от 15 ноября 2004 г. " в казуальной форме перечисляются случаи, когда упомянутые в подпункте "г" настоящего пункта меры не распространяются на средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы.

[129] Юридическая техника – совокупность юридических правил, приемов, способов, терминов и понятий, применяемых в процессе правотворчества, которым должен соответствовать текст правового акта Текст акта должен обладать юридическими свойствами, иметь набор реквизитов, позволяющих правильно и точно выразить волю субъектов правотворчества, смысл правового решения, построить текст и его структурировать, использовать общезначимые юридические понятия и термины (Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2007. С.951-952).

[130] К примеру, положения вышеупомянутой статьи Конституции РФ получают свое дальнейшее развитие в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ " О референдуме Российской Федерации ".

[131] Применительно к проведению референдума в роли таковой выступает, скажем, Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации " Выборы " при проведении выборов Президента Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 15 января 2004 г. N 79/669-4).

[132] См.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации " (с изм. и доп.), Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации " (с изм. и доп.).

[133] Например: Письмо Минтруда РФ и ПФР от 18 декабря 2003 г. NN 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 " О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности "; Приложение к постановлению Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29 января 1997 г. N 1/30 «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы» и т.п.

[134] Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347) - древнегреческий философ (Энциклопедия афоризмов. С. 324); ученик Сократа; отстаивал теорию трех сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов; и работников, т.е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально; государство, по Платону, появляется в результате врожденных людям социальных потребностей, и самые классы государства возникают в результате развития естественных потребностей человека. Так появляются такие группировки людей, как сословие воинов или мастеров (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 266).

[135] Сенека Луций Анней (1 до н. э. / 1 н. э. - 65 н. э.) - римский государственный деятель (Энциклопедия афоризмов. С. 1138); писатель, философ, крупнейший представитель позднего стоицизма; воспитатель императора Нерона, занимал при нем большие государственные должности; обвиненный в государственной измене, по приказу Нерона принужден был покончить жизнь самоубийством. Мировоззрение С. крайне противоречиво (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 581).

[136] Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования; одна из форм непосредственной демократии; условия проведения и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет Р. - проект закона); обязательный или факультативный. При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем избирательным корпусом (например, в США проект поправки к конституции США должен быть одобрен во всех 50 штатах). Инициатива проведения факультативного Р. может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция). Референдум - один из элементов так называемой непосредственной демократии, но степень его реального демократизма зависит прежде всего от классовой сущности того государства, где он проводится (Электронное издание БЭС).

[137] Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ " О референдуме Российской Федерации "; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.).

[138] Например, в соответствии со ст. 5 ГК РФ в систему источников гражданского права вводятся обычаи делового оборота, применяемые в области предпринимательской деятельности; в п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. " О международном коммерческом арбитраже " (Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1240) речь идет о торговых обычаях и т.д.

[139] Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. М: Юрид. лит-ра, 1994. С.84.

[140] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп.).

[141] Например, в соответствии со ст. 76 Конституции Республики Татарстан, «право законодательной инициативы принадлежит … представительным органам местного самоуправления».

[142] К примеру, Договор между Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой о дружбе и сотрудничестве от 2 апреля 2003 г.

[143] Необходимость выделения подобной самостоятельной стадии кажется нам оправданной в силу тех обстоятельств, которые свидетельствуют об известной «подвижности» подобных компетенций даже в рамках действующих конституций. Так, к примеру, Кандрашов А.А. небезосновательно отмечает, что в России происходит концентрация полномочий и предметов ведения у федерации; упрощение ответственности региональных органов перед федерацией и снижение гарантий их правовой защиты; изменение способов формирования органов власти субъекта РФ; изменение правовых форм представительства субъектов РФ в федеральных органах власти (Кондрашов А.А. Централизация современной российской модели федерализма – основной тренд совершенствования механизма функционирования публичной власти // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сб.н.т.. Вып. 4. Красноярск: Сибирский юрид. институт МВД России, 2008. С.22-28).

[144] П.3,4 ст. 5, ст. 11, 15, 71,72,73, 76,78,79 Конституции РФ.

[145] Ленин Владимир Ильич (Ульянов) (1870 - 1924) - российский политический и государственный деятель (Энциклопедия афоризмов. С. 6213); основатель коммунистической партии и советского государства; один из лидеров международного коммунистического движения; защищал и развивал марксистское учение о революции, о диктатуре пролетариата, о путях построения бесклассового общества и фазах его развития, об отмирании государства (" Государство и революция ", 1917). Основные его тезисы: в ходе социалистической революции пролетариат уничтожает диктатуру буржуазии, ломает старую государственную машину и создает государство диктатуры пролетариата, которое уже не есть государство в собств. смысле слова, во-первых, потому, что функции подавления (эксплуататоров) оно осуществляет при непосредственной поддержке трудящегося большинства народа, и, во-вторых, потому, что оно принимает на себя прежде несвойственные государству функции руководства экономикой и воспитания масс, которые по мере уничтожения эксплуататорских классов начинают играть решающую роль. Диктатура пролетариата есть демократия для большинства народа; дальнейшее развитие демократии, ликвидация всех классовых различий и перевоспитание человека в процессе построения коммунистического общества делают ненужным как политическое, так и экономическое принуждение настолько, что государство как особый аппарат принуждения постепенно отмирает (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 170).

[146] Плутарх (ок. 46 - ок. 120) - древнегреческий писатель, историк (Энциклопедия афоризмов. С. 378); историю трактовал как культ "великих людей"; в центре морали ставил понятия " paideia " ("образования", "просвещения", т.е. эллинской духовной культуры) и pilantropia ("человеколюбия", т.е. эллинской гуманности) (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 278).

[147] Энгельс Фридрих (1820 - 1895) - один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата. "…Имена Маркса и Энгельса справедливо ставят рядом как имена основоположников современного социализма" (Ленин В. И. Соч. Т. 19. С. 507) (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 558).

[148] Морган Льюис Генри (1818 - 1881) - американский этнограф и историк первобытного общества; изучал юриспруденцию; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества; первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества; обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 503).

[149] Теология (греч. teologia, букв.- богословие, от teos - бог и logos - слово, учение) - учение о боге, построенное в логических формах на основе текстов, принимаемых как свидетельство бога о самом себе, или откровение; предполагает концепцию личного абсолютного бога, сообщающего человеку знание о себе через собств. "слово", а потому возможна только в рамках теизма; в наиболее строгом смысле слова о теологии можно говорить применительно к вероучениям трех чисто теистических религий - иудаизма, христианства и ислама; что касается таких религий, как индуизм и буддизм, то теология как форма мышления возможна внутри них, лишь поскольку они содержат элементы теизма. Мистические учения нетеистических религиозных систем (конфуцианство, даосизм, дзэн-буддизм и т.п.) не могут быть причислены к феномену теологии (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 200).

[150] Аквинский Фома (1225 - 1274) - средневековый философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений – томизма; описывает бога как первопричину и конечную цель сущего, как " чистую форму ", " чистую актуальность " (actus purus); сущность бога и бытие бога тождественны напротив, в творениях бога сущность (essentia) и бытие (esse) не совпадают, ибо сотворенное лишь участвует в бытии (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 380).

[151] Маритен Жак (1882-1973) - французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма; наиболее влиятельный представитель современного неотомизма;. пропагандировал традиционные идеи т.н. "христианской демократии": отрицая объективную естественно-историческую закономерность развития человеческого общества и утверждая, что основой общества являются стремления "бессмертной души", руководимой "евангельской инспирацией" выступает против революционного пути преобразования общества (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 299).

[152] Патриархат (от греч. pater - отец и arche - начало, власть) - преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье; возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 223).

[153] Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.) - древнегреческий ученый, философ; для объяснения того, что существует принимал четыре причины: 1) сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина), 2) материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина), 3) движущая причина, начало движения, 4) целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется. Признавал материю одной из первых причин и считал ее своего рода сущностью, однако в материи он видел только пассивное начало (только возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но все движущее начало - бога. Движение определял как переход чего-либо из возможности в действительность; различал следующие роды движения: 1) качественное или изменение, 2) количественное - увеличение и уменьшение, 3) перемещение - пространств. движение. К ним присоединяется четвертый род, сводимый к первым двум, - возникновение и уничтожение (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 92).

[154] Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - российский социолог, публицист, литературный критик, народник; рассматривал историю человечества как постепенный переход от простой кооперации к сложной. На этапе простой кооперации (более ранний тип общества) деятельность людей не дифференцирована, не развито разделение труда, большую роль играют солидарность и взаимопомощь. В основе сложной кооперации - групповая дифференциация людей, разделение труда, подавление индивидуальности; полагал, что общество должно вернуться к простой кооперации. Ему принадлежит разработка идеи о свободном выборе "идеала", философски обосновывавшей возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении; писал о необходимости применения "... различных методов в двух великих областях человеческого ведения" - объективного при изучении природы и субъективного при изучении общества. Сущность последнего заключалась в отрицании естественно-исторического характера общественного развития (Философская э





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 184 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.