Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


эстетические воззрения эпохи Просвещения.

XVIII в. известен прежде всего как эпоха Просвещения. Просветители оптимистично верили в возможность преобразования личности путем прогрессивного развития человеческого общества. Господствовавший в XVIII в. научный скептицизм способствовал раскрепощению культуры и развитию научных знаний. Он предполагал свободомыслие, свободную и открытую критику религиозных и философских догм.

Эстетика эпохи Просвещения носила наступательный демократический характер. Она стимулировала интерес западноевропейских ученых к переосмыслению традиционных эстетических категорий: красоты, гармонии, вкуса.

В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные основы открываются только активно стремящемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями.

Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке.

Эстетический вкус оценивался просветителями как чувство, пронизанное мыслью, как посредник между культурой и природой.

У истоков Просвещения во Франции стоял Вольтер (1694-1778), В искусстве он видел способ и средство нравственного воспитания. Его эстетическая концепция утвердила историческую изменчивость искусства.

Идеи Вольтера продолжил и развил Дени Дидро (1713-1784). Ему принадлежит создание теории просветительского реализма.

Исходный пункт эстетики Просвещения - вопрос об общественной роли искусства. Оно призвано формировать нравственные устои людей. Художник должен занимать активную жизненную позицию. Искусство демократизируется и обращается к самым низшим слоям населения. В борьбе французских просветителей XVIII в. с абсолютизмом родился идеал естественной, гармоничной природы, противопоставляемой испорченности и искусственности «цивилизации». Эстетика Дидро продолжает идеи художников и теоретиков Возрождения.

Эстетика немецкого Просвещения в своем развитии проходит ряд этапов, связанных:

Первый - с именем основоположника немецкой эстетики А. Баумгартена. В 1735 г. он ввел в обиход термин «эстетика». Всем ходом развития теоретической мысли в него было вложено новое содержание. Эстетика утверждается как самостоятельная и необходимая часть философии. На каждом новом этапе развития человеческого общества обнаруживалась неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и самому себе.

Второй - с деятельностью Г. Лессинга (1729-1781), разработавшего основные принципы просветительского реализма. В его эстетических взглядах получили отражение свойственные его мировоззрению материалистические тенденции. Он выступал за сближение искусства и литературы с жизнью, освобождение их от оков сословно-аристократической нормативности,

Искусство, по Лессингу:

- есть подражание природе, толкуемое широко, как подражание жизни;

- стоит в одном ряду с наукой по познавательным возможностям;

- призвано содействовать развитию нравов и не только удовлетворять вкус избранных, но и просвещать и исправлять простой народ.

Третий - с выражением эстетических идеалов в творческой деятельности молодых писателей «Бури и натиска» (И. Гете, Ф. Шиллера).

Четвертый - с именем теоретика искусства и поэта И. Гердера.

Немецкое Просвещение глубоко вникло в проблемы вкуса, реализма, фольклора, взаимоотношения народного и профессионального художественного творчества. Немецкие мыслители окончательно конструировали эстетику как самостоятельную философскую дисциплину и оказали решающее влияние на последующее развитие этой науки в Германии.

В литературе ведущий жанр - социально-бытовой роман. (Д. Дефо - «Робинзон Крузо»; Дж. Свифт - «Путешествия Гулливера»; Ф. Шиллер - «Коварство и любовь», «Разбойники», «Мария Стюарт»; В. Гете - «Фауст»; О. Бомарше - «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник»).

Реализм Просвещения отличается от критического реализма тем, что типические характеры ставятся здесь в экспериментальные, а не типические обстоятельства.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстетическое учение Сократа | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 200 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.