Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Романский стиль в искусстве Западной Европы

 

Термин «романский» достаточно условен: (нет связи с Римом, как, кстати, и «готический» с готами). Термин возник в XIX веке, как обозначение европейского стиля IХ-ХII веков. Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. «Классичнее» всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Монастыри были сильнейшими феодалами. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. «Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства.

В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга». Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486–751).

Известный историк, А. Тойнби отмечал, что «единственно возможным целостным государством была римская империя, франкский режим Меровингов был обращен лицом к римскому прошлому».

На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый «римский» романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключили изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности

Базилика – основной тип западноевропейского христианского храма. С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова «ромус» – римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены – наиболее важного конструктивного и художественно – выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых – сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц – мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

В. Власов пишет о том, что для романского искусства «характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских – они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится на романскую эпоху.

В. Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как «чисто западный стиль». Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Сама постановка вопроса «Запад или Восток» по отношению к романской эпохе неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы». Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768–814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936–973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи* – цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами.* Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

С XI в. начинается производство тканых ковров – шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опору христианского учения.

Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде – алтарном выступе – обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

В романский период впервые появилась монументальная скульптура – рельефы – их располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор.

Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции – в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.

Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг.) – типичный пример французской романской архитектуры. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Этот монастырь называли «вторым Римом». Это была самая большая церковь в Европе. Длина храма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального нефа – свыше тридцати метров. Пять башен увенчивало храм. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен – контрфорсы.

Нормандские храмы также лишены декора, но, в отличие от бургундских, трансепт в них однонефный. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030 – между 1092 и 1106), один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181–1234). Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием – массивная башня, с востока храм замыкают полукружие апсиды. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.

Архитектурный декор очень сдержан – всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии.

Но, «войдя в романский храм – открываем мир странных, волнующих образов, перед нами как будто листы каменной книги, запечатлевшие душу средневековья».

Романское искусство часто называют «звериным стилем». «Романский Бог – это не парящий над миром Вседержатель, но судья и защитник. Он деятелен; он сурово судит своих вассалов, но и охраняет их, он попирает ногами чудовищ и утверждает в мире беззакония и произвола закон справедливости. Все это в эпоху раздробленности, непрерывных кровавых междоусобиц.

Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства». Статуи Шартрского собора – зрелые, прекрасные образы, граничащие уже с готикой.

Романские храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют конструктивное отличие – крестовые своды.

Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов. На фасадах она встречается лишь в конце ХII в. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены.

В романский период бурно развивается книжная миниатюра. Излюбленными изображениями в манускриптах Х-ХI вв., были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Оттона III», около 1000, Мюнхенская библиотека).

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается «не порываемая» даже в средние века связь с Древним Римом.

Поскольку главной силой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда «чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи».

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого времени (в ХI веке строил архитектор Бускетто, в ХII в. – архитектор Райнальдо). Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено оставить её наклонной. В соборе Санта-Мария Нуова (1174–1189) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.

В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом, что повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому – соборы в Сент-Олбансе (1077–1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие.

С ХII в. в английских храмах появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфические английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.

Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. XI–XII вв. для Испании были временем Реконкисты – временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, Реконкисты – войны за освобождение территории страны, захваченной в 711-718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего, это нашло отражение в архитектуре.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Один из самых ранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (IХ век, Сеговия). Он сохранился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множеством башен. В ту пору подобным образом возводили города.

В культовых постройках Испании романского периода почти отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Большую роль играла монументальная живопись – фрески: росписи выполнялись яркими красками с четким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны. Скульптура в Испании появилась в ХI веке. Это были украшения капителей, колонн, дверей.

ХII век – «золотой» век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.

Орнаментика романского искусства, большей частью, заимствованная на Востоке, основывалась на предельном обобщении, геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских – они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей, одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и растительный орнамент, и натуралистические элементы.

Художественное ремесло интенсивно развивалось как в монастырских мастерских, так и в городах, в среде свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи – цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля. Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, складни – диптихи и триптихи, навершия епископских посохов, кресты, а также олифанты (от лат. elephahtus – слон) – реликварии в форме охотничьего рога из слонового бивня, украшенные медальонами с изображением зверей и птиц. Развивалась старая техника выемчатой эмали по меди и золоту, главным образом в долине реки Маас, позднее – перегородчатой эмали. С последней трети XII века на первое место выдвинулись мастерские города Лиможа, прославившегося впоследствии своими расписными эмалями. Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы. Из кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми завитками. Бронза применялась для дверных молотков в форме голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами – эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои – акваманилы (франц. aquamanile от лат. aqua – вода и manus – рука).

В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское», «саксонское» и даже византийское искусство V–XII веков. Основанием для такого объединения, несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа» книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и «абстрактного звериного орнамента». Однако, при всем разнообразии и неоднородности романского искусства, его можно разделись на три различных периода.

В конце X и начале XI вв. возникает строгий простой раннероманский стиль, отличительными чертами которого служат отсутствие украшений, плоские деревянные потолки и неорнаментированные капители колонн. Второй период обнимает собою 1100–1180 гг. и характеризуется заменой плоских потолков сводами, сначала коробовыми, потом крестово-коробовыми. В сооружениях этого среднероманского стиля появляются украшения: ложно аркадные фризы, так называемые трифории, орнаментированные порталы и такие же капители колонн. Третий период, продолжающийся до половины XIII века и называемый позднероманским или переходным, вырабатывает черты, впоследствии окончательно развивающиеся в готической архитектуре (стрельчатая арка). Романская церковь, подобно древнехристианским, образует три корабля: средний – высокий и два боковых, ширина и вышина которых вдвое меньше ширины в вышины среднего. С восточного конца кораблей примыкает к ним трансепт, сильно выступающий из общего корпуса и имеющий с восточной стороны три абсиды: две малые по бокам и большую посредине. Перед этой последней расположено пространство хора. Пол абсиды и хора, а иногда и всего трансепта, лежит выше, чем пол в остальном пространстве. Под этой возвышенной частью помещается обширная крипта, в которой устраиваются алтари, и где покоятся мощи святых или хоронятся знатные лица. Боковые корабли отделяются от среднего колоннами или пилястрами. В некоторых случаях над ними устраивались верхние галереи (эмпоры). Трансепт, в большинстве случаев. представляет собой три сложенные вместе квадрата; из них средний, как составляющий центральное место храма, носит название средокрестия (Vierung). Характерной чертою Романского стиля следует признать обильное применение сводов (коробовых. крестовых и купола). Колокольни первоначально играли роль дозорных башен и ставились отдельно от церкви. Далее появились две башни на краях фасада, пара башен над концами боковых кораблей, примыкающих к трансепту, башня над пересечением этого последнего со средним кораблем. Порталы (в больших храмах три) в западном фасаде отличались роскошной орнаментацией. Над входной дверью образовывалось полукруглое пространство, называющееся тимпаном; оно почти всегда было заполнено рельефом. Над порталом в позднюю пору романского стиля появилось украшение в виде большого, круглого фигурно разделанного окна – так называемой, розы. Памятники Романского зодчества: во Франции Notre-Dame du Port в Клермоне; в Англии – церкви в Винчестере, Питерборо и Нориче; в Германии – бамбергский, майнцский, шпейерский, вормсский соборы; в Италии – моденский собор, пизанский баптистерий, црк. Сан-Миниато во Флоренции. Палатинская капелла в Палермо и др. Скульптура в Pоманскую эпоху служила почти исключительно церковным целям. В храмах скульптурою украшались, главным образом, порталы, капители колонн, саркофаги, раки для мощей святых и т.п., и более мелкие поделки, каковы дарохранительницы, епископские посохи и проч. Первоначально произведения Романской пластики отличались неумелою, грубого работою, но затем, совершенствуясь, достигли своеобразной красоты (медн. двери Гильдесгеймского собора, главного портала церкви Св. Марка в Венеции и др. Стенная живопись была очень распространена в Романских церквях (фрески брауншвейг собора и др.); применялись для украшения мозаика и живопись на стекле.

Начиная с X века растет число церквей в Германии, Италии, Испании и Франции, увеличиваются их размеры и высота. Церковь – это место, где христиане могут найти прибежище и вознести молитву Всевышнему. Многочисленные романские церкви строятся вдоль паломнических трасс. Например, церкви в Риме или в Сантьяго-де-Компостела (Испания), которые были выстроены по инициативе монахов аббатств Сито и Клюни. В романский период (с X по XII век), старые деревянные кровли заменялись каменными, более тяжелыми. В церковном строительстве широко стали применяться своды-полуарки, образующие опору для крыши и переносящие всю нагрузку на стены. Чтобы стены оставались устойчивыми под воздействием распора, понадобилось впритык строить второе, меньшее по размерам здание. С задней стороны собора Богоматери в Паре-ле-Моньяль хорошо виден ряд построек, жмущихся по периметру к основному зданию, чтоб его поддерживать.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика периода | Готический стиль в западноевропейском искусстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 212 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.