Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Музыкальное воспитание имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка.

Мы живем в России, а пение здесь исстари было распространено. Музыкальный деятель хорового искусства Г.А. Струве отметил: “Все обряды: рождение, венчание, погребение - сопровождались пением. На всех праздниках народ пел. Пели - работая, пели - отдыхая. В каждой деревне уважаемый человеком был тот, кто “работать мог и петь”. В каждой приходской школе, гимназии, институте в любом учебном заведение любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика. Хоровое искусство имеет крепкие национальные корни и традиции, огромные сокровища как фольклорного, так и композиторского творчества”.

Человеческий голос, как считает З. Кодай – это прекрасный и доступный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Дети в младшем возрасте все любят петь. Поэтому необходимо стремиться, чтоб пение детей постепенно приближалось “к достижению уровня, подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал” писал Д.Б. Кабалевский. К.Д. Ушинский утверждал, что “запоет школа – запоет весь народ”.

Чтоб этого добиться, я поставила цель: способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

Первоначальный этап по вокально-хоровому пению на уроке начинаю с определения уровня музыкальных способностей ребенка. Провожу диагностику, полученные результаты фиксирую в таблице.

Проверяю:

Ладовый компонент мелодического слуха (соотношение двух предлагаемых звуков по высоте);

Слуховой компонент мелодического слуха (направление мелодии);

Музыкально-ритмического чувства (исполнение знакомой песни с сопровождением и без сопровождения, допевание мелодии до конца, согласованность движения с характером музыкального произведения (знакомого, а также незнакомого).

Класс делю на три интонационные группы.

1 группа. Дети с диапазоном не менее сексты (ре-си) интонируют мелодию без поддержки инструмента, поющие звонким, естественным звуком.

2 группа. Дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонации.

3 группа. “Гудошники”.

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. С первого урока необходимо детей знакомить с дирижерским жестом – ауфтактом (внимание). Необходимо формировать певческую установку. Человек хорошо сидит, значит, хорошо поет.

Комплекс обязательных требований: стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Эти требования способствуют правильному звукообразованию, формированию певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связано с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширения грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота. “Ключечное” дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимы. С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звучания, а также является необходимым условием чистоты интонации. Но не надо забывать, что результаты могут быть обратными: дети напрягаются, сопят, поднимают плечи. Дыхание при пении можно брать по фразам, если фразы превышают физические возможности певческого голоса, необходимо применять цепное дыхание:

не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

брать дыхание незаметно и быстро;

вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой интонационно точно;

чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Механизм дыхания отрабатывается рядом упражнений. Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования.

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки животных, птиц, слух совершенствуется, если обучение поставить правильно. По лечению Бутейко (книжечка-библиотечка “ЗОЖ” 2001г. №1 “Записки сельского фельдшера”, Николай Штаб). Утром, встав с постели, ладонями хорошо потереть уши круговыми движениями по ходу часовой стрелки, плотно прижимая к голове. После этого ладонями рук прижмите уши к голове и резко отдерните руки. Также надавливание производите по 10-20 раз за сеанс. После этого вставьте палец в ухо, как можно плотнее закрывая наружный слуховой проход, и резко отдерните палец. При этом происходит вибрация барабанной перепонки, улучшается её кровоснабжение. Так делать 10-20 раз ежедневно. Это способствует улучшению слуха.

Тренировка слуха.

1 упражнение-игра “Кто дольше слышит звук”.

Учитель играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время в классе стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.

Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.

Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”.

Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки:

мягкая - создающая условия для эластичной работы связок;

твердое – голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости);

придыхательное – голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку).

Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слушание музыки в начальной школе | Методика выполнения графических работ на уроках изо в нач. шк.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 245 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2216 - | 2044 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.