Билет 9
Средневековая схоластика.
Средневековая западная цивилизация - огромный по богатству содержания и форм духовно-культурный мир, отмеченный неповторимыми достижениями и простирающийся во временном диапазоне нескольких столетий.Средние века не только немыслимы без схоластики, но в значительной мере определяются ею. Схоластическое богословие наложило глубокий отпечаток на всю культуру западного средневековья. Схоластика (от греч.- спокойное занятие, учеба) - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике.
Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.Схоластика стремится ответить на центральный вопрос философской мысли всего Средневековья – соотношение истин веры и разума.Схоластика представляет собой такой тип философствования, при котором средствами разума средневековые мыслители стремятся обосновать принятые на веру идеи, формулировки.
Доказательсва бытия Бога.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА-это попытки логически вывести бытие Бога и его предикаты и тем самым рационально обосновать веру в Бога. Согласно Канту, бытие Бога решительно недоказуемо, но это не является для Канта основанием утверждать, что Бога не существует.Вот несколько доказательст:
1) Онтологическое доказательство бытия Бога из наличия субъективной идеи высшей сущности выводит ее объективное существование: если бы Бог существовал не в действительности, а лишь как идея, этот недостаток противоречил бы понятию Бога как наисовершеннейшей, наиреальнейшей сущности.
2) Психологическое доказательство бытия Бога исходит из наличия идеи Бога в сознании (т.е. из переживания Бога) и утверждает, что само сознание не может быть достаточным основанием для наличия в нем идеи Бога; следовательно, основу должна составлять внешняя причина сверхчеловеческого порядка (т.е. Бог как существующий). 3) Моральное доказательство бытия Бога из наличия нравственного сознания выводит его создателя или из «морального миропорядка» выводит основателя этого миропорядка.
4) Телеологическое доказательство бытия Бога исходит от целесообразности и порядка мира и приходит к его премудрому архитектору.
5) Волюнтаристское доказательство бытия Бога исходит из того, что человек стоит на высшей из трех ступеней – сущего, живого и познающего. Но он не всемогущ, т. к. может не все, чего хочет. Следовательно, должна существовать некая высшая сила над ним, которая является всемогущей: Бог.
6)Космологическое доказательство бытия Бога проводит временную связь от существования мира к его создателю, от обусловленности всего сущего к последней безусловной, в себе сущей, абсолютной сущности, к Богу, который является несводимой дальше причиной.
2)"Логига Гегеля-это теология,превращенная в логику в приемлемом для ума и современном виде.Л.Фейербах.Как понимаете высказывание?Можно ли согласиться с Фейербахом?
Божественная сущность теологии(определение слова: богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение)есть идеальная или абстрактная совокупность всех реальностей, иначе говоря, всяческой определенности, всего конечного; такова же и логика. Все, что есть на земле, мы вновь находим в небе теологии.Все, что есть в природе, налицо и в небесах божественной логики: качество, количество, мера, сущность, химизм, механизм, организм. Я думаю что с Фейербахом можно согласиться в его высказывании.В теологии у нас все имеется в двойном виде, то в абстрактном, то в конкретном. Точно так же и в философии Гегеля все удвоено; оно дается как предмет логики, а потом опять-таки как предмет философии природы и философии духа. Сущность теологии есть трансцендентная(определение слова: философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте)сущность человека, вынесенная за пределы человека; сущность гегелевской логики есть трансцендентное мышление, человеческое мышление, вынесенное за пределы человека.