Билет 1
Софисты. Первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции представлено учением софистов (V в. до l1.э.), знаменующим собой своеобразный период сомнения в предмете этики, т.е. отрицания морали как чего-то безусловного и общезначимого.Подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль относительного в морали, софисты выдвигали позицию морального релятивизма(принцип, согласно которому все наши знания относительны и условны, а объективное познание действительности невозможно), утверждая, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели.
"Отец" античной этики Сократ в определенном смысле абсолютизировал мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни. Сложность реконструкции этической позиции Сократа связана с отсутствием его письменного наследия. Сократ стремился создать систему устойчивых общих понятий. Такая исходная установка не случайна (в нравственной деятельности следует руководствоваться знанием о нравственности) и конструктивна (нельзя создать этику вне системы взаимосвязанных понятий). Для решения этой задачи Сократ пользовался специальным методом, который условно может быть разделен на следующие части:1) сомнение ("Я знаю, что я ничего не знаю");2) ирония (выявление противоречия) 3) майевтика (преодоление противоречия);4) индукция (обращение к эмпирическому материалу, фактам);5) дефиниция (окончательное определение искомого понятия). Он положил начало эвдемонистической традиции, утверждая, что смысл жизни человека, высшее благо - в достижении счастья. Этика должна способствовать осознанию и реализации этой установки. Счастье выражает содержание благоразумного, добродетельного бытия, Т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, то же самое).
Диоген. Он провозгласил высшим благом внутреннюю свободу, самообладание, предполагающие презрение ко всему внешнему, аскетический образ жизни. Довольно отчетливо была намечена им ригористическая тенденция понимания морали: добродетель самоценна; мудрец, обладающий ею, ни в чем более не нуждается.
Эпикур. Он рассматривал этику как "лекарство для души", помогающее избавиться от страданий и обрести внутреннее равновесие. Основная цель этики - помочь человеку избавиться от страданий или облегчить их. Этот контекст обнаруживается во всех этических размышлениях Эпикура. Он отмечает, например, что счастье и удовольствие не тождественны, счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям (избегать неестественных удовольствий, предпочитать духовные, соблюдать меру), иначе страдания не миновать. Кроме этого, условиями счастья являются: атараксия (безмятежность души, невозмутимое, спокойное состояние духа); индифферентность ко всему внешнему; дружба; правильное отношение к жизни и смерти. Все это, по мнению Эпикура, освобождает от страданий и способствует приобретению внутренней независимости от мира.
2)Прокомментируйте фразу гегеля:"Все действительно разумно,а все разумное действительно".Согласны ли вы с этим?Аргументируйте свой ответ.
Данная фраза находится в предисловии к Гегелевской "Философии права".Под действительностью он понимает ту высшую реальность мирового и исторического процесса, в которой осуществляется закономерное движение духа.
Я могу аргументировать данную фразу так:Ну во-первых,я не совсем с ней согласна,потому что я не считаю что все действительное разумно.Порой люди совершают неблагоразумные поступки,и ведь это даже может быть не специально,но все же это есть и это не является разумным действием.А так же я не согласна с фразой,что все разумное действительно,потому что иногда в голове того или иного человека проскальзывает действительно умная и разумная мысль, но он не может еще осуществить по томй или иной причине.Причиной могут являться финансовые возможности человека,чувственное восприятие(т.е. хочет он что-либо сделать или не хочут)и т.п.