Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Овидий.Периодизация творчества. Ранние произведения.

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.)

Жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Овидий прежде всего лирик – на протяжении всей своей жизни пишет стихотворения от первого лица.

Использовал приемы ораторского искусства в лирике и поэмах. В начале творческого пути испытывает славу, затем неожиданно попадает в опалу. Был в оппозиции, в кружке Корвина Мессала, но против Августа не выступал и фактически отошел от кружка.

Выделяется три периода его творчества:

1) 20 г до н.э. – 1 г н.э. Слава, сборники элегий. Последняя стадия совершенства римской элегии, начинается путь обратно, превращение в игрушку. Овидий берет условное имя Коринна, но тут же оговаривается, что это собирательный образ. Себя он называет не влюбленным, а игроком в любовь. Сборник любовных элегий называется «Любови». Нет истинного чувства. Пародия на Катулла. Из субъективного и искреннего появляется обобщение. «Любовные послания героини» - большая доля искренности. Этот период – 3 дидактические новеллы. «Средства для лица», «Наука любви» и «Средства от любви».

2) 1-8 гг Понимает, что попадает в опалу. Пишет две монументальные мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фастф» от фаст-календарь. Задача описать все 365 дней и праздники, пишет только 6 книг, потом в ссылку.

3) 8-17 гг. «Скорбные элегии» и «Послания с Понта». Это субъективные элегии, не понимал, почему в опале.

· не был склонен идеализировать прошлое

· хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть

· в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии

Уже в самой первой книге — «Любовных элегиях» — проявился оригинальный способ мышления поэта. Описываемые им чувства легки и порой легкомысленны. В его произведениях ощущается тонкая ирония, веселость, игривое отношение. Поэт уделяет значительное внимание и другим девушкам, оставаясь по-своему верен своей даме и испытывая к ней довольно серьезные чувства. Однако даже в описании его любовных размышлений и личных переживаний отсутствует возвышенный тон.
Его элегии и любовно-эротические поемы содержат не только шутливые наставления из области любовной науки, но и яркие описания обычаев и быта развращенной и распущенной верхушки римского общества. Эти произведения отличаются изяществом, мелодичностью речи, тонким юмором и легкостью изложения.

 

Высокое мастерство Овидия как психолога, знатока человеческих характеров и душ проявилось в собрании поэтических посланий — «Героини». Здесь автор глубоко и смело отобразил переживания любящей женщины в великом множестве их разновидностей и оттенков. Каждая из его героинь — яркая индивидуальность, неповторимая личность, каждая обладает своим особенным внутренним миром, непохожим на мир остальных.

 

57."Метаморфозы" Овидия: новеллистический характер поэмы, композиция, отношение к мифологии. Содержание одной из новелл.

Второй период творчества поэта ознаменовался созданием самого известного и крупного из его произведений — «Метаморфозы». При написании «Метаморфоз» Овидий использовал множество сюжетов из греко-римской мифологии, делая упор на описания всевозможных превращений в природе. Автор стремился создать поэтическую историю Вселенной — с момента выхода из Хаоса до современных поэту времен. И хотя работа его осталась незавершенной, поэма оказала огромное влияние на все европейское искусство.Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия.

 

"Так движется поэма от древнейших к новейшим временам. Чем древнее — тем величавее, тем космичнее описываемые превращения: мировой потоп, мировой пожар. Потоп был наказанием первым людям за их грехи — суша стала морем, прибой бил в маковки гор, рыбы плавали меж древесных ветвей, люди на утлых плотах умирали от голода. Только двое праведников спаслись на двухвершинной горе Парнасе — праотец Девкалион и жена его Пирра. Схлынула вода, открылся пустынный и безмолвный мир; со слезами они взмолились богам и услышали ответ: «Материнские кости мечите себе за спину!» С трудом они поняли: общая мать — Земля, кости ее — камни; они стали метать каменья через свои плечи, и за спиною Девкалиона из этих камней вырастали мужчины, а за спиною Пирры — женщины. Так явился на земле новый человеческий род.
А пожар был не по воле богов, а по дерзости неразумного подростка. Юный Фаэтон, сын Солнца, попросил отца: «Мне не верят, что я твой сын: дай же мне проскакать по небу в твоей золотой колеснице от востока до закатав «Будь по-твоему, — ответил отец, — но берегись: не правь ни вверх, ни вниз, держись середины, иначе быть беде!» И пришла беда: на высоте у юноши закружилась голова, дрогнула рука, кони сбились с пути, в небе шарахнулись от них и Рак и Скорпион, на земле запылали горные леса от Кавказа до Атласа, закипели реки от Рейна до Ганга, ссохлось море, треснула почва, свет пробился в черное царство Аида, — и тогда сама старая Земля, вскинув голову, взмолилась Зевсу: «Хочешь сжечь — сожги, но помилуй мир, да не будет нового Хаоса!» Зевс грянул молнией, колесница рухнула, а над останками Фаэтона написали стих: «Здесь сражен Фаэтон: дерзнув на великое, пал он" - содержание одной новеллы.

Тот подход к мифологии, который сформулирован самим поэтом очень подробно и притом с большой серьезностью, заключается в том, что обычно - и весьма неточно - именуется пифагорейством.

То учение, которое проповедует Овидий, вложено им в уста самого Пифагора. В этой философской теории Овидия важны четыре идеи:

1 вечность и неразрушимость материи;

2 вечная их изменяемость;

3 основанное на постоянное превращение одних вещей в другие (при сохранении, однако, их основной Субстанции);

4 вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.

 

Сюжет «Метаморфоз» есть не что иное, как вся античная мифология, изложенная систематически и по возможности хронологически.

 

58.Произведения Овидия периода ссылки "Скорбные элегии", "Письма с Понта". А.С. Пушкин и Овидий.

Третий период творчества Овидия начался после его внезапного изгнания из Рима. Произведения этих лет в основном овеяны меланхолией, грустью, ностальгией по родине и друзьям. В ссылке он создает «Скорбные элегии» и «Письма с Понта», в которых раскрывается вся искренность и глубина чувств поэта, его надежды и разочарования, его мысли и мечты. Стихотворения этих лет были высоко оценены А. С. Пушкиным, который во многом видел сходство собственной судьбы и судьбы Овидия.

 

46. "Комедия о горшке" Плавта, отражение в ней римских реалий. Тема скупости и образ скупого в римской литературе.

ПЛАВТ Тит Макций (ум. ок. 184 до нашей эры) — древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров, позднее занялся торговлей, но, разорившись, поступил в услужение к мельнику, П. отразил в своих комедиях идеологию торговых слоев, преимущественно низших, враждебных не только правящей родовой, но и новой, денежной аристократии.

Герой этой комедии – бедняк Эвклион,обнаруживший у себя в доме клад и пытающийся скрыть свое сокровище. Возникаютзабавные недоразумения, когда горшок с золотом исчезает, и Ликонид, готовыйпризнаться в том, что изнасиловал дочь Эвклиона, вместо этого обвиняется вворовстве. Конец комедии утрачен, скорее всего, Эвклион отыскал свое богатство,позволил Ликониду жениться на дочери, а золото дал в качестве приданого.Наиболее прославленная пьеса на тот же сюжет – Скупой Мольера.

Конец этот вполне соответствует фольклорному представлению: освободившись от бремени клада, человек восстанавливает утраченное равновесие. Скупость представлена, таким образом, не как постоянная черта характера, а как нечто преходящее, своего рода психоз.

"Кубышка» (второе название поэмы) послужила основой для знаменитой комедии Мольера «Скупой» и тем самым косвенно для классических изображений скупости в русской литературе, у Пушкина и Гоголя.

 

47.Комедия "Хвастливый воин" Плавта. Осмеяние римской военщины. Сюжет. Средства создания комических характеров.

Механическое объединение двух интриг наблюдается в «Хвастливом воине» (около 204 г.), одной из самых известных комедий Плавта.

В этой комедии главное не сюжет, а герой, "хвастливый воин". В старые времена в Греции профессиональных воинов не было, были ополченцы. А потом, когда война стала профессией,
то появились лихие наемники, которые шли на службу к кому угодно, хотя
бы на край света, по большей части погибали, а кто не погибал, тот возвращался
на родину разбогатевший и зычно хвастался чудесами, которые он видел, и
подвигами, которые он будто бы совершил. Такой враз разбогатевший хвастливый
воин-грубиян стал в комедиях постоянным персонажем.

 

. В ее центре – воин Пиргополиник, похваляющийся своими воинскими
подвигами и уверенный, что совершенно неотразим для женщин. В сюжете использованы
два достаточно хитроумных осложнения. Во-первых, между домами воина и его
соседа проделан потайной ход и наложница воина делает вид, будто у нее есть
сестра-близнец (с подобным ходом мы часто сталкиваемся как в арабских, так и в
европейских сказках). Во-вторых, ловкая гетера соглашается выдать себя за жену
соседа и притворяется, будто она влюблена в Пиргополиника. В результате хвастун
попадает в ловушку и полностью посрамлен. Тип хвастливого воина сохранил свою
популярность и в новой европейской комедии, с небольшими изменениями мы узнаем
его в Ральфе Ройстере Дойстере (Н.Юдолл) и Фальстафе Шекспира.

 

48. Поэты республиканского Рима (сер.2в-до 30г.1в.д.н.э.). Цицерон, его личность, гуманистический идеал, вклад в создание латинского литературного языка. Политическая тема в творчестве "Речи против Каталины". Произведения Цицерона как образец ораторского искусства.

 

Ранние римские поэты подражали классическим образцам греческой литературы, хотя часто избирали римские сюжеты. Первым римским поэтом считается Ливии Андроник, по происхождению грек из Тарента, привезённый в 272 г. в качестве пленника в Рим. Он перевёл сатурническим стихом на латинский язык «Одиссею». Его младшим современником был Гней Невий (около 274—204), автор эпического произведения о первой Пунической войне и ряда трагедий. Его наиболее известным произведением были «Анналы», написанные впервые введённым им в римскую литературу гекзаметром.

Особенно плодотворным оказалось сочетание эллинистических и римских элементов в латинской лирической поэзии. Лирическая поэзия зародилась в I в. до н. э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл (около 87—54). Он первый ввёл в латинскую поэзию употребление различных размеров, известных в греческой поэзии. В подражание александрийским поэтам он писал маленькие эпические поэмы на мифологические темы.несколько вычурные и преисполненные учёности. Но наиболее известны его лирические стихи, посвящённые Лесбии,— так он называл Клодию, сестру народного трибуна Клодия. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития римской лирики, но и лучшими её образцами.

 

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ (106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Основываясь на теории трех стилей - высокого, среднего и простого, Цицерон систематизировал запас слов, форм и синтаксических связей латинского языка применительно к различным стилям и функциям речи.

Личность сложная, неоднозначная, философ, политик, он посвятил свою деятельность укреплению аристократической республики, убеждая, призывая к миру и сотрудничеству сенаторское и всадническое сословия, но - против бедноты и против претендентов на монархию, опирающихся на армию, навербованную из этой же бедноты. Убежденный республиканец.

Гуманистический идеал - Для того чтобы вести государство, "правитель республики" должен знать свою цель - общее благо и высшую справедливость - и владеть своим средством - красноречием, способным убедить, объединить и направить к этой цели всех граждан. Знание общего блага дарует ему философия, владение всепобеждающим красноречием - риторика. Так в идеальном образе "правителя" гармонически соединяются эти две области культуры, так преодолевается разрыв между "жизнью созерцательной" и "жизнью деятельной", так возрождается древний полисный идеал человека - греческий "общественный человек", римский "достойный муж, искусный в речах". Портрет такого идеального деятеля Цицерон изображает в трактате "Об ораторе..."

Ко времени Цицерона ораторское искусство достигло в Риме значительной высоты и стало предметом внимательного изучения. Поставив себе задачей мысленно создать образ идеального оратора, он требует от вступивших на ораторское поприще неуклонного стремления к этому идеалу, хотя и недостижимому, как всякий идеал, с точки зрения Цицерона: «Ведь истинно красноречив 5 тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью,—говорит Цицерон.

 

49. Философская поэзия Рима. Лукреций и его поэма "О природе вещей". Структура, замысел, идеология поэмы (философская позиция Лукреция-эпикуреизм), композиционное своеобразие.

Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма “О природе вещей” в шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. “В ней, - справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства”.

В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

 

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ГЛАВА 1. Технологии приема и размещения туристов в современной гостинице
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 820 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.