Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская культура XIV - ­первой половины XV вв.




Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного разви­тия и первой крупной победой над иноземными завоевателя­ми в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-вос­точной Руси и наличием удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.

Борьба русских людей с иноземными захватчиками - основная тема литературных произведений того времени. Это летописная "Повесть о взятии Батыем города Владимира", "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем". В них рассказывается о гибели русских городов, смелости и мужестве русских воинов.

Литературным памятником того времени стало "Житие Александ­ра Невского". В поэтической форме в нем рассказывается о Невской битве (1240), Ледовом побоище (1242), об отношениях Александра Невского (ок. 1220-1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспе­ваются его подвиги во славу Земли Русской.

В "Сказании о граде Кuтеже" повествуется о том, как после гибели защитников град Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Светлояре, при этом слышится звон городских колоколов.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произ­ведение этого времени "Задонщина" (от места битвы - за Доном). Оно написано в жанре исторической повести рязанцем С а Ф о н и е м в 80-е гг. ХУI в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в "Слове о полку Игореве". Победа на Кулико­вом поле - это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святосла­вовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской Земли.

 


Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новго­роде и Пскове - городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV - ХУ вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создава­ла впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. г р а б ар ь (1871 - 1960): "Идеал новгород­ца - сила, и его красота - красота силы".

Результат новых исканий и традиций старого зодчества - церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля - церковь Федора Стратилата (1360 - 1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш - фресками. Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Нов­города, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное граждан­ское строительство. Новгородские мастера совместно с немецкими по­строили Грановитую палату (1433) для торжественных приемов и заседа­ний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий - суровая и лако­ничная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла почти девять километров.

Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий сo взаимно перекрещивающимися  арками, что впоследствии дало возмож­ность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси  всеобщую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости      Московского Кремля.    .

Московский Кремль - древнейшая центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366 - 1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были построены новые храмовые и гражданские строения.

Велось строительство и в других городах - Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне - шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества ­Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), Собор Саввина Сторожевско­го монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергис­вого монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению "кубичности" и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV - ХУ вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Иконопись развивается также в Новгороде и Пскове. Новгород­ская иконопись в XIV в. в отличие от фресок развивалась медленно. На иконах писалось, как правило, единоличное изображение святого. Если же на одной иконе писалось несколько святых, их не связывало какое­-либо действие, они изображались фронтально. Этим достигалась сила воздействия. Новгородские иконы этого периода характеризует лаконич­ная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к "золотому веку". Широкое распространение наряду с иконописью получила фрес­ка - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространст­венно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особен­но проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352; разрушен во время Великой Отечественной войны).

Особое место среди художников XIV - ХУ вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405). Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, а затем и Русь. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выра­зительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В москов­ский период творчество Феофана Грека характеризует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравновешенность.

В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Эти росписи сохранились фрагментарно. Характе­ристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Феофан Грек воплотил в своих персонажах одухотворен­ность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Феофан Грек совместно с Cимеоном  Черным расписывает церковь Рождества Богородицы (1395 - 1396) с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский собор в Кремле (1399), вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым - Благовещенский собор в Кремле (1405). Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более двух метров. Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи.

Другим известным мастером этого времени был великий русский художник Адрей Рублев (ок. 1360/70 - ок. 1430) - монах Андронико­ва монастыря (тогда под Москвой), в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведе­ния Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле (1405), Успенском соборе во Владимире (1408), Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре (1425 - 1427), Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.).

В отличие от творчества Феофана Грека искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля - лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Наиболее известное его произведение, совершенное по исполне­нию, - икона "Троица" (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Серги­евском Посаде. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нpaвственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, вырази­тельность, золотистый колорит, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии.

Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд" в Успенском соборе во Владимире (1408). В отличие от традиционного изображения образы Рублева полны человечности, нет излишней суровости.

Сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424 - 1426), который Андрей Рублев расписывал со своими учени­ками. Его кисти принадлежат изображение Павла и Михаила. В конце жизни Андрей Рублев расписал собор в Андрониковом монастыре.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 143 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2510 - | 2261 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.