Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Житие и чудеса прав. Иоанна Русского, Эвбейского, исповедника.




(1730, 27 мая/ 9 июня).

Родился святой Иоанн в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили.

Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: "Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру". Смелые слова, и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам.

В скором времени хозяин св. Иоанна Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя ее в тяжелом труде и молитве.

Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает.

Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.

В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.

В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами святые идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.

Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии. Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал старцу, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и вот, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба. Христиане решились открыть могилу. И — о чудо! Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.

Тогда с благоговением верующие взяли мощи, перенесли их в храм, который когда-то посещал сам Иоанн, и положили в специально устроенной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопион для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью!»

В 1832 г. хедив Египта Ибрагим-паша атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, расформированных султаном Махмудом II, по понятным причинам были враждебны ему, и не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп — разграблен, а мощи Иоанна, не найдя в раке ничего ценного, воины решили сжечь. Вот что повествует об этом житие святого:

Набрав дров, они разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви.

Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

В 1845 г. мощи переносят в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого.

Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, чуде особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отъятия частиц от своих мощей. Некоторые паломники, прикладываясь к святым мощам, тайно отделяли частицы и присваивали их. Дерзавших совершить такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.

Случилось же это так. В Прокопионе было начато строительство храма в честь святого Иоанна Русского с помощью средств, пожертвованных иноками Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе. Причем один из иноков, Андрей, был чудесно спасен по молитве святого Иоанна Русского в 1878 году на обратном пути из Прокопиона. В благодарность за помощь в строительстве храма христиане Прокопиона согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря.

Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, послали ее в 1881 году в сопровождении иеромонаха Дионисия и одного из уважаемых старейшин селения на Афон. Принятие мощей в монастыре прошло очень торжественно: все насельники обители во главе со своим настоятелем игуменом Макарием вышли встречать их с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пропели торжественное славословие. Потом все подходили с большим благоговением поклониться святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах Афона - удела Пресвятой Богородицы, часть мощей праведного Иоанна Русского почитается наравне с честными мощами других святых.

На средства Пантелеимонова монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.

15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению вселенского патриарха Константина V, кесарийским митрополитом Иоанном.

В 1924 году после поражения греков в греко-турецкой войне жители Прокопиона Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Христиане Уркюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. Корабль на котором плыли беженцы, у острова Родос неожиданно остановился, развернулся в противоположную сторону и оставался неподвижным до тех пор, пока мощи святого Иоанна по распоряжению капитана корабля не были перенесены из трюма в моленную - особую каюту с иконами, где постоянно горела лампада.

Во время гражданской войны в Греции в 1947 году святой Иоанн не позволил, чтобы пролилась кровь на земле, где почивают его мощи. Один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал в тот же момент громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!».

Несколько десятилетий мощи св. Иоанна находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Неа-Прокопи (в пер. с греч. Новый Прокопий) на Эвбее, а 27 мая 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая.

В 1962 году по решению Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна — в Нео-Артаки, студенческое общежитие, детский лагерь на 1000 мест и другие учреждения. В Кассандрии есть монастырь святого Иоанна Русского, где также находится частица его мощей.

Имя святого Иоанна Русского, канонизированного Константинопольской Церковью, внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1962 году.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 2003-2004 гг. в Москве, в Кунцеве, построен первый в России малый деревянный храм в честь св. прав. Иоанна Русского. В Новосибирске праведному Иоанну Русскому посвящён нижний придел храма в честь иконы Божией Матери "Знамение Абалацкая", построенного в 1990-х гг.

Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.

Святому Иоанну Русскому написана служба на греческом языке, которая переведена на русский. Другая служба на русском языке написана митрополитом Никодимом (Ротовым).

Тропарь Иоанну Русскому, исп., прав.

От земли пленения твоего / воззвавый тя к Небесным селением, / Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, / праведне Иоанне, / ты бо, в России ятый и во Асию проданный, / посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении / и, сеяв зде слезами, / жнеши тамо неизглаголанною радостию. / Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Житие преподобного Афанасия Паросского (1721-1783, 24 июня).

Родился преподобный в 1721 году в деревне Костос на острове Парос, в благочестивой семье. Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине.

В 1745 г. он прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, где обучался шесть лет. Затем Афанасий направился в Афонскую академию, которую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит, а с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник Афанасия.

В 1757 г. Афанасий был назначен преподавателем, а в 1757/58 г. был рукоположен во диакона.

В 1758-1762 гг. он руководил греческой школой в Фессалонике. Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь.

Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный Афанасий отправился на остров Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотокиса (+ 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени.

Затем некоторое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. Преподобный Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года.

В 1771-1777 годах возглавлял Афонскую академию. В этот период он был рукоположен во священника святителем Макарием, митрополитом Коринфским.

Вместе с прп. Никодимом Святогорцем Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.

Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен.

Преподобному Афанасию предлагали стать главой Патриаршей школы в Константинополе и обещали поставить епископом, но он решительно отказался, объяснив, что предпочитает славе и материальным благам тишину монашеской жизни и служение народу Божию у себя на родине. Святой подал в отставку и отправился на Парос. Однако во время плавания стало известно о начале русско-турецкой войны, и корабль был вынужден остановиться на Хиосе. Преподобный Афанасий удалился в один из маленьких монастырей на этом острове, чтобы в безмолвии дождаться возможности продолжить путешествие. Вскоре о его присутствии стало известно местным жителям, и они попросили возглавить их школу на Хиосе. Подвижник ответил решительным отказом, но им все же удалось уговорить его по крайней мере преподавать риторику до конца войны. Когда преподобный Афанасий закончил вести курс, война все еще продолжалась. Тогда он стал давать уроки догматического богословия и логики. Его преподавательская деятельность имела такой успех, что по окончании войны местные жители и знатные люди с помощью церковных властей сумели уговорить преподобного возглавить школу.

С 1786 или 1788 по 1811 г. возглавлял философскую школу на острове Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его руководством школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греческого мира.

Только в глубокой старости преподобный Афанасий оставил преподавание и ушел в маленький монастырь св. Георгия вместе с несколькими последователями и бывшими учениками, чтобы наконец обрести тишину, которой желал всю жизнь. В это время святой написал множество сочинений, пополнивших его библиографию, которая состоит в основном из апологетических трактатов, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, преподобный Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников.

Во время работы над книгой «Об истинной вере и о том, что есть истинная философия» его постиг апоплексический удар. Он скончался через несколько дней, 24 июня 1813 года. В его келье нашли только простую поношенную одежду, светильник и чернильницу.

Его почитание установлено Константинопольским Патриархатом в январе 1995 г. по прошению Элладской Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

Известно около 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них:

· «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса»,

· «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции),

· «Изложение Православной веры»,

· «Объявление истины о святогорской смуте»,

· «О новомучениках»,

· «О поминовении усопших».

 

 

Румынская Православная Церковь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2181 - | 2101 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.