Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействия. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Эти взаимодействия институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей, носят устойчивый самовозобновляющийся характер). Социальные институты и организации в системе социальных связей – это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества. Английский ученый-социолог Г. Спенсер был первым, кто предложил науке, человечеству термин «социальный институт». Он выделил 6 типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний.
Социальные институты (от лат. установление, учреждение) – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
В зависимости от сферы действия выполняемые функции социальных институтов могут подразделяться на реляционные – определяющую ролевую структуру общества по различным признакам и регулятивные – определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижений личных целей.
Социальные институты, постоянно развиваясь, имеют свои формы. Источником развития являются эндогенные, т. е. внутренние и экзогенные (внешние) факторы.
Функциональные качества различных институтов отличаются друг от друга. В реальной жизни их функции переплетены тесно, так что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно.
Существуют различаемые по функциональным качествам институты, такие как экономический, политический, социально-культурный и воспитательный, государственные.
С социальными институтами тесно связаны соц. организации.
Социальная организация — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальные подсистемы организации. Термин «организации» используется в нескольких значениях:
1. как элемент социальной структуры общества;
2. как вид деятельности какой-либо группы;
3. как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане соц. организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив.
Видный исследователь проблемы социальной организации А. И. Пригожий выделил ряд основных черт социальных организаций:
1) Они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.
2) Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.
3) Характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку.
4) Управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организаций.
Социологи специалисты дают типологию социальных организации, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные.
Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее не возможен технический, технологический, организационный процесс. Французский социолог Мишель Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновациям. Американские исследователи Питер Блау и Скотт справедливо подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах.
Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, коммерсант должен иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.
Тема 12. Социальный институт – религия
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая или смыслополагающая. B религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе; которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и
компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир – человек» дополнительное опосредующее образование – сакральный мир, соотнося с миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.
С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Tолкотт Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определённым узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т. е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменять основу религии составлять культовую систему. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс как институционализации религиозных культовых систем.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса
институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих – служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную иерархизированную систему – церковь. Внутренняя структура
такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. B частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемые системы. Первая включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающим в себя разработку и применением санкций. Вторая, управляемая, подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношение, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в уставах и положениях конфессиональных организаций.