Рис. 6. А.Иванов. Портрет Н.В. Гоголя
Вы уже знаете, что после окончания Нежинской гимназии, в конце 1828 года, Н.В. Гоголь, приехал в Петербург. Три года он прожил в столице, служа в разных Департаментах и получая маленькое жалование. Денег на жизнь хронически не хватало, и взять их было негде. Имение давало мало доходов, на руках матери оставались три дочери, помощи ждать было неоткуда. Своё первое известное произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь написал, ища, «как бы добыть этих проклятых, подлых денег», как он писал матери. Однако эта работа помогла ему окончательно прийти к пониманию своего призвания – быть писателем.
Опыт петербургской жизни привёл молодого писателя к открытию новой темы. Ею стал Петербург – не просто город, а особый мир, своими возможностями и своими законами. Н.В. Гоголь увидел Петербург как город, обманывающий надежды. Однако именно в нём Н.В. Гоголь прожил почти восемь лет, а, выехав из Петербурга, нигде не задерживался надолго.
В 1831 году Н.В. Гоголь начал работу над повестями, которые позднее назовут петербургскими. «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» были опубликованы в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позже писатель добавит к ним «Нос» и Шинель».
В повести «Протрет» Н.В. Гоголь рассказал историю, напоминающую мистические сюжеты из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и повесть «Вий» из цикла «Миргород». В первой редакции «Портрета» главный герой повести – талантливый художник – носит фамилию Чертков (от Чертко или Черток – нецерковного имени в старой Руси, означающего «чёрт»). Противостояние художника и доставшегося ему волшебного портрета, на котором изображен таинственный ростовщик, и составило сюжет произведения.
В описании ростовщика современники увидели черты конкретного человека, ростовщика-индийца, проживавшего в Петербурге. Столичный актёр П.А. Каратыгин вспоминал о нём: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, чёрные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками».
Выбор в качестве героя повести художника был далеко не случаен. В эти годы писатель размышлял о воздействии разных видов искусства на людей и подчеркивал особое значение живописи. Античная скульптура даёт зрителям наслаждение, музыка заставляет переживать. Живопись «заключает в себе весь мир; все прекрасные явления, окружающие человека, в её власти; вся тайная гармония и связь человека с природою – в ней одной»[1], – писал Н.В. Гоголь в эссе «Скульптура, живопись и музыка», помещённом в сборнике «Арабески». Тогда же писатель заметил, что в мировой культуре живопись начала развиваться под влиянием христианства.
Рис. 7. К.Брюллов. Последний день Помпеи
В России в 30-е годы XIX века живопись не была достаточно развита. Лишь отдельные произведения вызывали восхищение писателя и рождали надежду на будущий расцвет искусства. Когда Н.В. Гоголь увидел на выставке картину художника К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», то пришёл в восторг от того, что скульптура «перешла наконец в живопись и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой»[2]. Высшие достижения живописи он, как и многие другие, видел в полотнах мастеров итальянского Возрождения.
Заметки на полях. Искусство эпохи Возрождения
В истории культуры Европы выделяют большие исторические периоды: античности (Древняя Греция и Древний Рим, VI в. до н.э. – IV –V вв. н.э.), средневековья (конец V в. (падение Рима) –XVII в.), Нового времени. Конечно, столь длительные исторические периоды не были однородными, да и границы их весьма относительны. Смена эпох, безусловно, не происходили мгновенно. Для нас существенно знать, что каждая эпоха выдвигала свои эстетические и этические идеалы.
Античности свойственно было внимание к человеку и к космосу. На смену ей пришёл период средневековья, связанный с развитием христианства. Средневековью было свойственно внимание к Богу и вере. На смену христианству пришёл период, в который возрождались прежние ценности античной культуры. Его и назвали эпохой Возрождения, или Ренессансом.
Возрождение началось в Италии в XIV–XVI в. В эту эпоху христианские ценности – вера в одного Бога; аскетизм; устремленность к небесному, высокому, вечному, противопоставленному земному, низменному, временному; служение Богу как главный долг человека – несколько блекнут. Земная жизнь начинает интересовать людей не меньше небесной, а постижение человека представляется не менее важным, чем постижение Бога. Человек, созданный по образу и подобию Бога, не лишен им свободы и способностей творить, напротив, творчество и есть проявление в человеке Божественного начала. Эти идеи не возникли сами собой – их обнаружили в античных рукописях, сохранявшихся в монастырях, и произведениях искусства.
Среди всех типов творческих личностей – учёных, путешественников, зодчих, артистов – в эпоху Возрождения особо ценили художников. Люди считали, что живописцы в своей творческой деятельности уподоблялись Богу, творя на полотне зримый, красочный целостный мир.
В эпоху Возрождения жили и творили непревзойдённые художники – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти и другие, о которых вы прочитали в первой части учебника.
Картины Рафаэля особенно ценил Н.В. Гоголь. Он писал, что произведения Рафаэля наполнены множеством «небесно-непостижимых и тонких чувств»[3] (На с. в первой части учебника представлена картина Рафаэля Санти «Мадонна с…».)
В Италию отправлялись выпускники Академии художеств, получивших высшие оценки комиссии. Им предоставлялась стипендия, позволявшая скромно жить и совершенствовать свое мастерство, учась у старых мастеров Возрождения. По окончании стажировки художник должен был представить перед комиссией картину, которая подтвердила бы его успехи.
В 1836 году после премьеры комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь уехал в Италию. В великом Риме он погрузился в атмосферу искусства, гулял у античных развалин, проводил время во дворцах, соборах, художественных галереях. В Риме Н.В. Гоголь близко сошёлся и с художником А.А. Ивановым.