В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счёт популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной, массовой кулътуры, порой не лучшего художественного качества.
Вестернизаиия (заимствование западных образцов) захлестнула молодёжную культуру. В ней выделились субкультурные группы, ориентированные на копирование различных стилей поведения и одежды, популярных в странах Запада, и на подражание героям массовой культуры.
Так, толкиенисты (поклонники романов Дж.Р. Толкиена) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке.
Постепенно положение в сфере культуры стало меняться. Сформировался рынок массовой продукции отечественного образца. Широкое хождение получили книги «легкого жанра» - детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, боевики, триллеры, фэнтези.
На отечественной эстраде произошло размежевание на собственно рок и развлекательную лёгкую музыку, называемую в просторечии «попсой». На поток было поставлено производство клипов. В музыкальном эстрадном творчестве появилось множество направлений - от городского романса и джаз - блюзового репертуара до рэпа. На телевидении стали выходить отечественные сериалы, эстрадные и игровые программы, не уступающие зарубежным аналогам.
Быстро развивалась индустрия досуга. Популярными стали коммерческие развлекательные центры, ориентированные на стандарты массовой культуры: - ночные клубы, дискотеки, боулинг -клубы, аквапарки и т.п. Сфера досуга превратилась в одну из самых динамичных и прибыльных в отечественной экономике. Успешно развивался туризм.
Возрос интерес к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.
Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.
Предпринимались попытки синтеза достижений постмодернизма с традициями отечественного искусства. В живописи и скульптуре большую известность завоевал З. К. Церетели (р. в 1934), автор многих композиций в Москве и за рубежом. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает И. С. Глазунов (р. в 1930), основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Широкого признания добились скульптор и художник М.М. Шемякин (р. в 1943), портретист А.М. Шилов (р. в 1943) и др. Всемирную известность получили российские музыканты - пианист Н.А. Петров (р. в 1943), альтист Ю. Башмет (р. в 1953), скрипач и дирижер В.Спиваков (р. в 1944) и др.
Российское киноискусство достигло немалых успехов. Фильмы Н. С. Михалкова (р. в 1945) «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» с их новым осмыслением традиций российской и советской жизни получили высокую оценку зрителей. Большую популярность завоевали документальные ленты, раскрывающие малоизвестные эпизоды отечественной истории.
В 2004-2007 гг. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы, в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты (блокбастеры). «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» имели беспрецедентный для современной России кассовый успех.
Широкое распространение получил жанр детектива, приобретший своих почитателей. Некоторые произведения, созданные в жанре детектива, легли в основу многочисленных телевизионных сериалов, которые завоевали миллионную аудиторию.
Компьютерная графика, телевизионная реклама, музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью современной отечественной массовой культуры.