Первая мировая война, вспыхнувшая между нациями, считавшими себя цивилизованными, и превратившаяся в многолетнюю бойню, усилила настроения пессимизма, озабоченности будущим европейской цивилизации, породила стремление к переосмыслению ее философского и историко – культурного наследия.
Многие мыслители, например немецкий философ О.Шпенглер, предрекали закат европейской культуры, наступление эры «нового Средневековья» (русский философ Н.А.Бердяев). Английский историк А.Дж. Тойнби рассматривал мировое развитие как процесс смены локальных цивилизаций, каждая из которых проходит своеобразный жизненный цикл от рождения до зрелости и умирания. Тойнби искал ответ на вопрос - имеет ли западная цивилизация силы, чтобы разорвать этот цикл, достичь новых горизонтов развития?
Общественные (социальные) науки также стремились учесть историко - культурную самобытность отдельных народов. Немецкий социолог и историк М. Вебер, изучая мотивы поведения людей, учитывал не только их место в системе отношений собственности, но и социальный статус - положение в обществе, возраст, пол, происхождение, профессию, семейное положение. М.Вебер считал, что на социальное поведение людей влияет господствующая в обществе система ценностей, культурные стандарты, определяющие значимость той или иной деятельности, оправдывающие или осуждающие социальное неравенство, Возникновение капитализма и быстрые темпы его развития в Западной Европе и Северной Америке Вебер связывал с распространением среди собственников протестантской этики, в соответствии с которой они были готовы использовать свои средства на благо общества.
Во второй половине ХХ века на основе взглядов М. Вебера сложились теории фаз (стадий) цивилизационного развития (Дж. Гэлбрайт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) - от примитивной до аграрной, индустриальной, постиндустриальной (информационной).
Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства nроизводства, то цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм и мотиваций производственной деятельности человека. Он придавал намного большее значение, чем марксизм, историко - культурным, политическим особенностям и традициям отдельных обществ.
Развитие экономических теорий было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Д. Кейнсом и развитая Дж. Гэлбрайтом теория регулирования рыночной экономики стала основой концепции «государства благоденствия» 1960-1970-х 22.
Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в инструмент всевластия бюрократии был изучен американскими экономистами Й. Шумпетером и М. Фридманом. При осуществлении модернизации экономики их идеи взяли на вооружение неоконсервативные политики США и Великобритании в 1980-е гг. и некоторые латиноамериканские диктатуры.
Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения заложило основы прикладной социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем - от тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. Был преодолен разрыв между исследованием поведения человека и закономерностей развития крупных социальных общностей.
Большое значение имели исследования в области изучения индивидуальной и групповой психологии, мотивации поведения людей. Так, по мнению австрийского ученого 3. Фрейда, психика человека имеет сложную структуру, включающую несколько уровней. Помимо осознаваемого, индивидуального человеческого «Я», выделялись «сверх-Я» - закрепившиеся в подсознании, усвоенные от родителей ценностные установки, определяющие нормы поведения человека в обществе, и «Оно» - основа психики, которую составляют инстинкты и влечения. Поведение человека, по Фрейду, в значительной мере определяется не осознаваемыми им мотивами.
Швейцарский психиатр К. Юнг, развивая идеи Фрейда, использовал понятие «коллективного бессознательного». По мнению Юнга, в основе мышления, воображения личности лежат некие первичные образы - архетипы, одинаковые у всех людей и сформировавшиеся в незапамятные времена, когда человек жил в единстве с природой (образы матери - земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы выражали себя в мифологии, магии, религии, искусстве.
Идеи фрейдизма использовались теоретиками такого направления современной философской мысли, как структурализм (К. Леви - Стросс, М. Фуко). Принцип структурного подхода предполагает, что любое изучаемое явление (общество, язык, сознание человека) состоит из определенных элементов - единиц. Объектом изучения становятся их взаимосвязи.