Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предполагает ли читательская грамотность умение писать без ошибок?




 

Да

Нет

Предполагает ли читательская грамотность умение правильно интонировать текст при чтении вслух?

 

Да

Нет

Почему определение читательской грамотности не упоминает специально удовольствия от чтения, известного каждому настоящему читателю?

 

Да

Нет

Можно ли считать грамотным читателя, который использует письменные тексты только тогда, когда нуждается в дополнительной информации при решении собственных задач, но не включает чтение в свой досуг?

 

Д

 

Нет

Можно ли считать грамотным читателя, который еще не в совершенстве владеет техникой чтения?

 

Да

 

Нет

Как связаны читательская грамотность и критичность мышления?

 

Да

 

Нет

Является ли читательская грамотность обязательным компонентом умения учиться?

 

Да

Нет

 

 

Читательские умения

В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).

2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать.

3. Осмыслить и оценить (сообщение).

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. На рис. 1 представлены связи всех названных выше читательских умений.


Рис. 1. Связи читательских умений.

УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)

Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. Таким фрагментом может быть, к примеру, качество работника, требуемое работодателем, или местный телефонный код, или факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения.

В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано, – что (какую именно информацию) требуется найти.

Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимичном виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счет систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность.

Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям.) При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.

УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.

Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте умозаключать о предшествующем событии.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т. п.

И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.

И связывание единиц информации, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, пояснить значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.

В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста.

УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.

Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, – согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом (например, ходили в кино).

Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Например, полезно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию.

Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, употребив конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение, скажем, к героине повествования.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.

 

Ниже представлены задания для самостоятельного изучения.

Попробуйте применить информацию текста о читательских умениях и их уровнях к заданиям теста PIRLS – 2006. Эта работа состоит из двух частей:

1. Сначала выполните работу ученика четвертого класса: прочитайте текст «Невероятная ночь» и письменно ответьте на вопросы к этому тексту.

2. После этого выполните работу профессионала, анализирующего умения, необходимые читателю для ответа на вопросы к тексту.

Невероятная ночь

Франц Хохлер

Ане было уже десять лет, и, даже не проснувшись до конца, она могла пройти из своей комнаты в ванную. Дверь её комнаты обычно была приоткрыта, а света ночной лампы в коридоре хватало, чтобы, минуя столик с телефоном, дойти до ванной.

Однажды ночью, когда Аня проходила мимо столика с телефоном по пути в ванную, она услышала что-то похожее на тихое шипение. Но в полусонном состоянии она не обратила на шипение никакого внимания. В любом случае, этот звук доносился издалека. Только на обратном пути в спальню она поняла, откуда он раздавался. Под телефонным столиком лежала большая кипа старых газет и журналов, и эта кипа начала двигаться. Именно оттуда раздавалось шипение. Внезапно кипа начала разваливаться – вправо, влево, вперед, назад – журналы и газеты разлетелись по всему полу. Аня не поверила своим глазам, когда увидела, как, ворча и фыркая, из-под столика с телефоном показался крокодил.

Аня застыла на месте. Её глаза стали большими как блюдца – она увидела, как крокодил полностью вылез из-под газет и начал медленно оглядываться по сторонам. Казалось, он только что вылез из реки, так как с его туловища стекала вода. Куда бы ни ступал крокодил, ковер под ним тут же становился мокрым. Крокодил вращал головой, издавая громкое шипение.

У Ани перехватило дыхание, когда она увидела его пасть с длинным рядом ужасных зубов. Крокодил медленно двигал хвостом вверх и вниз. Аня читала в журнале про животных, что так крокодил бьёт по воде хвостом, когда преследует добычу или атакует своих врагов.

Её взгляд упал на последний номер журнала про животных, который вывалился из кипы и лежал у её ног. Её снова затрясло.

На обложке журнала прежде был изображён большой крокодил на речном берегу. Теперь берег реки был пуст! Аня нагнулась и подняла журнал. В этот момент крокодил так сильно ударил хвостом, что разбил большую вазу с подсолнухами, стоявшую на полу, и подсолнухи разлетелись во все стороны. Одним прыжком Аня оказалась в своей комнате.

Она захлопнула дверь, ухватилась за свою кровать и придвинула её к двери. Так она построила баррикаду, которая должна была защитить её от крокодила, и после этого облегчённо вздохнула.

Но затем она задумалась. Что, если крокодил просто голоден? Может, для того чтобы заставить крокодила уйти, ему надо дать что-нибудь съесть? Аня посмотрела ещё раз на журнал про животных. Если крокодил смог выползти из картинки, то, может быть, и другие животные могут сделать это? Аня быстро пролистала журнал и остановилась на фотографии фламинго на болоте в джунглях.

«Это то, что нужно», – подумала она. Фламинго выглядели как именинный пирог для крокодила.

Внезапно раздался громкий треск – это крокодил своим хвостом пробил дыру в двери.

Аня быстро приставила картинку с фламинго к дыре в двери и закричала во весь голос: «Прочь с болота! Кыш! Кыш!» Потом через дыру она бросила журнал в коридор, хлопнула в ладоши и пронзительно закричала.

Она с трудом поверила в то, что затем произошло. Внезапно весь коридор заполнился фламинго, которые кричали, хлопали крыльями и бегали повсюду на своих длинных, тощих ногах.

Аня увидела одну птицу с подсолнухом в клюве и заметила, что другая стаскивала мамину шляпу с крючка. Она также увидела, как один фламинго исчез в пасти крокодила. Два раза щёлкнув челюстями, крокодил быстро проглотил его и тут же схватил другого, того, что был с подсолнухом в клюве.

По-видимому, крокодилу хватило двух фламинго, и он довольный улегся посередине коридора. Когда он прикрыл глаза и более не двигался, Аня тихо открыла свою дверь и проскользнула в коридор. Она положила журнал с пустой обложкой перед самым носом крокодила.

«Пожалуйста, – прошептала она, – пожалуйста, возвращайся обратно домой». Затем она прокралась обратно в свою спальню, посмотрела через дыру в двери и увидела, что крокодил вернулся на обложку журнала.

После этого Аня осторожно прошла в гостиную, где фламинго толпились вокруг софы, стояли на телевизоре. Она открыла журнал на странице с пустой картинкой. «Спасибо вам, – сказала она, – большое вам спасибо. Теперь вы можете вернуться на ваше болото».

Утром ей было очень трудно объяснить родителям, откуда взялось громадное мокрое пятно на полу и почему разбита дверь.

Они так и не поверили в историю с крокодилом, даже несмотря на то, что мамина шляпка бесследно исчезла.

Вопросы к тексту «Невероятная ночь».

Начало формы

o 1. Что было первым признаком того, что происходит что-то необычное?

A. Стопка газет начала двигаться.

B. Аня увидела обложку журнала.

C. Дверь в её комнату была сломана.

D. Аня услышала тихое шипение.

o 2. Откуда появился крокодил?

A. Из ванной.

B. С обложки журнала.

C. Из-под кровати.

D. Из ближайшей реки.

o 3. Какие слова говорят о том, что Аня испугалась?

A. «Застыла на месте».

B. «Не поверила своим глазам».

C. «Облегчённо вздохнула».

D. «Похожее на тихое шипение».

o 4. Почему Аня решила, что крокодил собирается атаковать?

A. Он показал длинный ряд зубов.

B. Он издал громкое шипение.

C. Он начал ворчать и фыркать.

D. Он двигал хвостом вверх и вниз.

o 5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они произошли в рассказе

Аня увидела крокодила

Крокодил съел двух фламинго.

Аня попыталась объяснить своим родителям, почему разбита дверь.

Аня пошла в ванную комнату.

 Аня вбежала в свою комнату и захлопнула дверь.

· 6. Для чего Аня позвала фламинго?

o 7. Как была сломана дверь в спальню?

A. Крокодил хвостом пробил дверь.

B. Большая ваза разбилась о дверь.

C. Фламинго острым клювом ударил в дверь.

D. Кровать ударилась в дверь.

· 8. Как журнал помог Ане? Запиши два примера.

o 9. Какое чувство испытывала Аня по отношению к фламинго в конце истории?

A. Чувство вины.

B. Настороженность.

C. Благодарность.

D. Раздражение.

· 10. Напиши одно из последствий происшествия, которое Ане трудно было объяснить своим родителям.

· 11. По поступкам Ани ты узнал, какой у нее характер. Запиши одну черту характера Ани. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи два примера того, что она делала.

· 12. Автор рассказа не сказал нам, приснилось Ане её приключение или это было наяву.

o Приведи одно свидетельство того, что это мог быть сон.  

o Приведи одно свидетельство того, что это мог быть не сон.

Вы завершили первую – ученическую часть работы. Для выполнения следующего задания заполните таблицу или в свободной форме проанализируйте каждый вопрос к тексту «Невероятная ночь» по следующей схеме:

1. Номер вопроса

2. Какое читательское умение преобладает при ответе на этот вопрос?

3. Докажите свое мнение, опираясь на текст о читательских умениях.

4. Каков уровень трудности этого вопроса (легкий, средний, трудный)?

5. Объясните свое мнение, опираясь на текст о читательских умениях.

ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА:

1) Вопрос №7

2) Умение читателя найти в тексте нужную информацию, сообщенную напрямую и не требующую логического переосмысления.

3) Для того чтобы дать верный ответ (А), читателю надо было проделать две работы;

(1) вспомнить или найти в тексте прямой ответ, который даже не надо существенно переформулировать: «это крокодил своим хвостом пробил дыру в двери»;

(2) не пускаться в свободное фантазирование по мотивам рассказа, в котором упоминаются и ваза, и фламинго, и кровать, но в других контекстах, не в прямой причинной связи со сломанной дверью. Иными словами, самая, казалась бы, элементарная работа читателя: извлечь из текста информацию, сформулированную прямо и открыто, всегда сопровождается далеко неэлементарным действием освобождения от случайных ассоциаций. Ввести свою фантазию в некоторые границы, не действовать наугад, случайно, соблюдать минимальные требования точности следования авторскому повествованию – вот что должен освоить маленький читателя для того, чтобы подняться хотя бы на низкий уровень понимания текста.

4) Легкий.

5) См. выше: ответ даже не надо существенно переформулировать: в тексте сказано «это крокодил своим хвостом пробил дыру в двери», в вопросе – «Крокодил хвостом пробил дверь». Поиск по ключевым словам – это самый элементарный уровень умения извлекать из текста информацию, сообщенную в явном виде.

Обратитесь к инструкции для оценки ответов учеников на вопросы к тексту «Невероятная ночь» и результаты ответа на эти вопросы в тесте PIRLS 2006. Эта информация позволит Вам соотнести свои мысли с мнениями экспертов и с экспериментальными данными, позволяющими оценить трудность вопроса.

· 1. Что было первым признаком того, что происходит что-то необычное?

· 2. Откуда появился крокодил?

· 3. Какие слова говорят о том, что Аня испугалась?

· 4. Почему Аня решила, что крокодил собирается атаковать?

· 5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они произошли в рассказе

· 6. Для чего Аня позвала фламинго?

· 7. Как была сломана дверь в спальню?

· 8. Как журнал помог Ане? Запиши два примера.

· 9. Какое чувство испытывала Аня по отношению к фламинго в конце истории?

· 10. Напиши одно из последствий происшествия, которое Ане трудно было объяснить своим родителям.

· 11. По поступкам Ани ты узнал, какой у нее характер. Запиши одну черту характера Ани. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи два примера того, что она делала.

· 12. Автор рассказа не сказал нам, приснилось Ане её приключение или это было наяву.

Конец формы

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2921 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2524 - | 2222 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.