Владимир Петрович Филатов (1875-1956) был крупным офтальмологом, одним из корифеев этой отрасли медицины в ХХ в. Однако во многих научных исследованиях он «перешагнул» рамки этой специальности, обогатил медицинскую науку и практику крупными открытиями и достижениями. Особенно большой вклад внес Филатов в развитие хирургии.
Врачебный диплом Московского университета Филатов получил в 1897 г., затем в течение нескольких лет он был ординатором клиники глазных болезней Московского университета и Московской глазной больницы. С 1903 г. он жил и работал в Одессе. В 1908 г. Филатов защитил докторскую диссертацию, а в 1911 г. возглавил клинику глазных болезней Новороссийского (Одесского) университета. Эту клинику, а также созданный в Одессе институт офтальмологии Филатов возглавлял до конца жизни.
Мировую известность принесли Филатову исследования по пересадке роговой оболочки глаза как методу лечения слепоты при бельмах. Эти исследования он начал еще в 1912-1914 гг., когда произвел первые пересадки роговицы и возобновил в 1922-1924 гг. Творчески используя опыт отечественных и зарубежных офтальмологов, и, в частности, чешского офтальмолога А. Эльшнига, Филатов привнес много новых оригинальных идей к вопросу трансплантации роговицы. Так, в 1924 г. при стафиломах он предложил новый метод полной пересадки роговой оболочки с созданием так называемой решетки из самой стафиломы.
В 1927 г. Филатов разработал усовершенствованную технику частичной сквозной пересадки роговицы, а кроме того, разработал специальные трепаны для иссечения отверстия в бельме во время пересадки (трепан Филатова-Марцинковского). Филатов первым применил и внедрил в практику трансплантацию кадаверной роговицы. Благодаря его трудам уже в 30-е гг. трансплантацию роговицы начали широко применять в нашей стране.
показано 42 из 147 |
вместно с Н.К. Лысенковым Филатов разработал операцию орбитосинусальной экстраорбитальной экзентерации орбиты при злокачественных опухолях с поражением придаточных синусов. Это эффективное вмешательство нередко спасало жизнь больных в уже, казалось бы, безнадежных, неоперабельных состояниях.
Еще в 1914 г. в Одессе, в глазной клинике Новороссийского университета, Филатов впервые в мире клинически применил
метод пластики на круглом стебле, который прежде он изучал в эксперименте на кроликах. 9 сентября 1916 г. Филатов вновь применил пластику на круглом стебле. Операция была сделана больному 62 лет с целью восстановления нижнего века после удаления раковой опухоли. Стебель был образован из кожи шеи. Была выкроена лента кожи от сосцевидного отростка до грудинного конца ключицы, а ее края сшиты друг с другом: лента превратилась в круглый тяж-стебель. Через три недели у нижнего конца стебля был образован лоскут кожи, который своим основанием примыкал к концу стебля. Предназначенный для замены века лоскут был покрыт слизистой, взятой с губы. Через несколько дней, когда пораженное опухолью веко было удалено, нижний конец стебля был отделен вместе с лоскутом, перенесен на дефект века и пришит к его краям.
Об этой успешной операции Филатов сообщил 22 ноября 1916 г. на заседании Одесского офтальмологического общества. Очевидно, именно эту дату следует считать датой рождения круглого стебля. Через несколько месяцев в журнале «Вестник офтальмологии» (? 4-5, 1917) Филатов опубликовал статью «Пластика на круглом стебле».
Круглый стебель быстро получил известность, открыв новую эру в истории пластической хирургии. Уже в ближайшие месяцы и годы этот метод использовали для ринопластики, пластики нижней губы, дефекта щеки, локтя, плеча и предплечья, передней стороны шеи и т.д. В 20-30-е гг. круглый стебель (в эти годы его назвали «филатовским») стал основой многих восстановительных операций и получил самое широкое распространение в хирургической практике.
показано 43 из 147 | стр. 43 | из 147 |
Внимание Филатова привлекали и другие методы восстановительной хирургии, прежде всего трансплантация (свободная пересадка) кожи, которую он неоднократно применял. Проводил он и исследования по трансплантации кадаверных и консервированных тканей.
В.П. Филатов вввел в клиническую медицину (1933) новый метод лечения - тканевую терапию. Он выдвинул предположение, что в ткани, сохраняемой на холоде, в процессе адаптации к неблагоприятным условиям накапливаются вещества, обладающие высокой биологической активностью, так называемые биогенные стимуляторы. Именно они обусловливают лечебный эффект тканевой терапии как неспецифического метода лечения. Филатов
предложил использовать для тканевой терапии консервированные при пониженной температуре различные трупные ткани - роговицу, кожу, плаценту и т.д. Новый лечебный метод (сначала в виде имплантаций, а затем в виде подкожных инъекций экстрактов и органов из консервированных тканей животного и растительного происхождения) с успехом применялся в хирургической практике. Например, при лечении трофических язв, спаечной болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д.