Спицына Евгения Васильевна, методист по научной работе МБУ ДО «ЦДТ №2» г.Ульяновска
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру ценности, формируются вредные привычки у детей.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Духовно-нравственное воспитание современных школьников в отечественной системе дополнительного образования осуществляется в последнее десятилетие наряду с возрождаемым в России религиозным воспитанием (А.В. Мудрик, Т.В. Склярова). нравственность, как форма духовности, имеет собственное содержание, выраженное в ориентации человека на самостоятельно принятые принципы и ценности, соотносимые с абсолютными (Т.Г. Русакова). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации, вследствие чего духовность личности обнаруживается в её сознательном устремлении к абсолютному идеалу в процессе культурного развития. Важнейшей составляющей «российской идеи» в образовании по мысли В.А. Сластенина, является принцип соборности, означающий свободное единение свободных личностей на основе их любви друг к другу, к семье, к народу, к малой и большой Родине, к абсолютным ценностям. Духовно-нравственное воспитание имеет своей целью содействие в восхождении школьника к Идеалу посредством приобщения его к традиционным ценностям. Направленное на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности воспитанника, духовно-нравственное воспитание способствует формированию его внутренней работы над собой и нацелено на взращивание у школьника чувства любви к людям, семье, своему городу, Родине.
На фоне финансовых и кадровых проблем в образовательных учреждениях усилилось противоречие между сложившимся стереотипом понимания воспитания как набора мероприятий, с одной стороны, и отсутствием должного качества в воспитательной работе, с другой (Л.Б. Иваниченко, С.Б.Серякова и др.).
Одним из важнейших социокультурных факторов процесса духовно-нравственного воспитания является среда жизнедеятельности школьника. Исследователи (С.Г. Корниенко, А.В. Мудрик, М.В. Никитский и др.) указывают на отличие воспитательного потенциала малого города, как от деревни, так и более крупных городов. Это обусловлено историей, социокультурными традициями и социально-психологическим климатом малого города. В духовно-нравственном аспекте влияние малого города на воспитательный процесс определяется его географией, историей, этническими и социальными особенностями и обладает следующими функциями: ценностно-ориентационной, коммуникативной, рекреационной, культурообразующей. В настоящее время большинство малых городов России не имеют инфраструктуру, необходимую и достаточную для духовно-нравственного развития растущей личности (В.Л.Глазычев, А.Г.Зосимов, М.К.Левитин и др.). Наличие этих проблем осложняет достижение желаемого результата в духовно-нравственном воспитании школьников и обусловливает необходимость в координации и направленности усилий всех образовательных, культурных и социальных учреждений, семьи и Церкви по созданию воспитательного пространства (Л.И.Новикова, А.Т.Куракин) малого города. Структура воспитательного пространства малого города в контексте входящих в него образовательных и социокультурных учреждений может представлять собой один из трех выделенных исследователями (Н.Л.Селиванова, А.В.Мудрик) вариантов:
· «центром кристаллизации» воспитательного пространства является школа или группа школ;
· все заинтересованные учреждения – равноправные создатели воспитательного пространства;
· «центром кристаллизации» воспитательного пространства становится любое учреждение, но не школа.
В проведенном нами исследовании духовно-нравственного воспитания в условиях малого города нашли подтверждение результаты работ Е.И. Власовой, Л.Н.Ходуновой и др., о том, что учреждение дополнительного образования (УДО) становится «центром кристаллизации» воспитательного пространства, являясь сферой наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств личности, ее ценностных ориентаций и духовных потребностей. Широкие возможности для развития духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования подтверждаются имеющейся законодательно-нормативной базой, которая обеспечивается рядом постановлений Правительства РФ и приказов Министерства образования и науки РФ (Национальная доктрина образования, Концепция модернизации Российского образования и др.).
Эти возможности реализуются в основном в трех направлениях учебно-воспитательной работы, которые можно условно разделить на: «этическое» (Т.Г. Человенко, О.Л. Янушкявичене, и др.), «культурологическое» (Е.В. Бондаревская, Е.А. Ямбург и др.) и «теологическое» (о. Б.Ничипоров, Е.А. Никитская, Т.П. Белова и др.) (они подробно описаны в диссертации).
Воспитательное пространство малого города имеет максимальный педагогический эффект если соблюдаются следующие организационно-педагогические условия (Ю.В. Воронкова, Е.Б. Евладова): имеется реальное взаимодействие учреждения дополнительного образования со школой, учреждением культуры, с социальными, силовыми и производственными организациями; осуществляется сотрудничество с родителями, их органичная включенность в совместное с детьми творчество; учитываются традиции населенного пункта, региона, социокультурные интересы его жителей, этнокультурные особенности; поддерживается связь с природным комплексом населенного пункта и региона.