(семинар – 4 часа)
План семинарских занятий
(СЕМИНАР № 1)
1. Понятие и предмет истории учений о государстве и праве. Место в системе юридических наук.
2. Методы истории учений о государстве и праве.
3. Общие особенности политико-правовой мысли и мировоззрения древнего мира.
4. Учение о государстве и праве Древнего Востока.
(СЕМИНАР № 2)
1. Политические и правовые учения Древней Греции:
1.1. Политико-правовое учение Платона;
1.2. Политико-правовая теория Аристотеля;
1.3. Политико-правовое учение Эпикура и стоиков;
2. Учение о государстве и праве Древнего Рима:
2.1. Политико-правовая теория Цицерона;
2.2. Правовые учения древнеримских юристов.
Ключевые термины и понятия:
Мифологическое мировоззрение – комплексное представление человека о мире, некой субстанции, которая является связующим звеном между сознанием и познанием.
Веды – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
«Артхашастра» –древнеиндийский трактат, собрание наставлений по управлению государством.
«Упанишады» – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути.
«Законы Ману» – памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга.
Брахманизм – религия древней Индии, появившаяся и сформировавшаяся в первом тысячелетии до н.э. на территории полуострова Индостан; религия с множеством богов (политеизм), переходная форма от Ведической религии к Индуизму.
Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии.
Даосизм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.
Легизм – принятое в западной науке обозначение школы фа цзя — «законников», одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли.
Стоицизм – рационалистическое философское учение, которое в своем объяснении законов движения мира, человеческого познания, общественных отношений и этических норм соединяло материалистическую основу с идеалистическим толкованием явлений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. История политических и правовых учений: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Валерий Петрович Малахов и др.]; под ред. В.П. Малахова, Натальи Владимировны Михайловой. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 12-76.
2. Михайлова Н.В., Опалева А.А., Олимпиев А.Ю. История политических и правовых учений.Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –С. 5-55.
3. История политических и правовых учений: учебник / под ред. Михаила Николаевича Марченко. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – С. 11-88.
4. Березняков Дмитрий Владимирович. История политических и правовых учений.Курс лекций. – Новосибирск: Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, 2016. – С. 8-69.
5. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. Валерий Васильевич Лазарев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – С. 16-190.
6. Павленко П.И., Грабельников В.А., Остапец В.А., Писаренко М.Г. История политических и правовых учений: курс лекций (учебное пособие) / под общей редакцией к.ю.н., доцента П.И. Павленко; Донбасская юридическая академия. – Донецк: Цифровая типография, 2018. – С. 8-48.
7. Переломов Леонард Сергеевич. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. –М.: Наука, 1981. – 334 с.
8. Бонгард-Левин Григорий Максимович. Древнеиндийская цивилизация. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 320 с.
9. Нерсесянц Владик Сумбатович. Политические учения Древней Греции. – М.: Наука, 1979. – 264 с.
10. Утченко Сергей Львович. Политические учения древнего Рима. – М.: Наука, 1977. – 257 с.
___________________________________________________________________
Тема 2. Политико-правовые