Цельлабораторной работы
Целями данной лабораторной работы являются получение практических навыков разработки программ, изучение синтаксиса языка Java, освоение основных конструкций языка Java (циклы, условия, создание переменных и массивов, создание методов, вызов методов), а также научиться осуществлять стандартный ввод/вывод данных.
В классе, который мы создали, обязательно должен быть статический метод main(String[]), который принимает в качестве аргументов массив строк и не возвращает никакого значения. Чтобы добавить этот метод, необходимо в теле класса (в фигурных скобках) прописать аббревиатуру “psvm” и нажать Enter. Появится строка: “public static void main (String args []) {}”.
Пример:
Рис. 12
Такая, на первый взгляд, чрезмерно сложная строка примера является следствием важного требования, заложенного при разработке языка Java. Дело в том, что в Java отсутствуют глобальные функции. Рассмотрим каждый элемент этой строки.
· public – модификатор доступа, который позволяет программисту управлять видимостью любого метода и любой переменной. В данном случае модификатор доступа public означает, что метод main виден и доступен любому классу.
· static – ключевое слово, с помощью которого объявляются методы и переменные класса, используемые для работы с классом в целом. Методы, в объявлении которых использовано ключевое слово static, могут непосредственно работать только с локальными и статическими переменными.
· void – модификатор, позволяющий вывести на экран строку.
· main – метод, собирает на своей платформе по частям объекты и методы, строя при этом функциональность всей программы.
Переменные
Чтобы объявить переменную, необходимо указать тип переменной и ее имя.
Например:intExample (где, int -тип переменной, Example – имя переменной)
Типы переменной могут быть:
· целочисленный (long, int, short, byte),
· число с плавающей запятой (double, float),
· логический(boolean),
· перечисление, объектный(Object).
Переменным можно присваивать различные значения с помощью оператора присваивания «=». (Например: intExample = 10;, где int -тип переменной, Example – имя переменной, «=» - оператор присваивания, «10» - значение переменной).
Целочисленным переменным можно присваивать только целые числа(например: 0,1,2,3,12,32 и т.д.), а числам с плавающей запятой - дробные.(например: 0.2; 0.3; 1.5 и т.д.) Переменным типа float необходимо приписывать справа букву «f», обозначающую, что данное число типа float. (например 2.5f). Без этой буквы число будет иметь тип double.
Класс String - особый класс в Java, так как ему можно присваивать значение, не создавая экземпляра класса (Java это сделает автоматически). Этот класс предназначен для представления строк. Строковое значение записывается буквами внутри двойных кавычек. Например: String b = "Тут пишется то, что вы хотите записать в строку”.
С целочисленными переменными (тип int) можно совершать различные операции:
· сложение, (обозначается “+”)
· вычитание, (обозначается“-”)
· умножение, (обозначается“*”)
· деление, (обозначается“/”)
· остаток от деления. (обозначается“%”)
Для чисел с плавающей запятой применимы операции:
· сложение, (обозначается “+”)
· вычитание, (обозначается “-”)
· умножение, (обозначается “*”)
· деление, (обозначается “/”)
Для строк применима операция "+", обозначающая конкатенацию, слияние строк. Например:
Stringoper = "Операция"; //объявляем первую переменную «oper» типа String
Stringkonk = "конкатенации"; // объявляем вторую переменную «konk» типа String
//складываем две строки и пробел между ними, чтобы слова не слиплись
Stringfull = oper + " " + konk; // получится Операция конкатенации
Массивы
Массив — это конечная последовательность упорядоченных элементов одного типа, доступ к каждому элементу в которой осуществляется по его индексу.
Массив создается при помощи такой строки:
int[] b = newint[10], где
int[] b – объявление переменной массива b типа int;
new–оператор, который создает новый объект и возвращает ссылку на этот объект
int[10] – int – тип элементов в массиве, 10 – длина массива.
Для того чтобы узнать длину массива, необходимо обратиться к его свойству lengthчерез точку, например b.length.
Для того чтобы получить какой-либо элемент массива, нужно указать после имени массива в квадратных скобках индекс, номер элемента. Массивы нумеруются с нуля. Например, чтобы получить 5 элемент массива, можно написать так: b[4].
Условия
Условие — это конструкция, позволяющая выполнять то или другое действие, в зависимости от логического значения, указанного в условии. Синтаксис создания условия следующий:
if(a==b) {
//Если а равно b, то будет выполняться код, расположенный здесь
} else {
//Если а не равно b, то будет выполняться код, расположенный здесь
}
Скобками "{", "}" обозначается блок кода, который будет выполняться. Если в этом блоке всего 1 оператор, то скобки можно не писать (для условий и циклов). например
if(a==b)
Оператор
else
Оператор
Логическое условие составляется с помощью:
· равенства, "=="
· неравенства, "!=",
· больше, ">"
· меньше, "<"
· больше или равно, ">="
· меньше или равно, "<="
· унарная операция не. "!”(возвращает 0, если условие истинно и 1, если ложно).
Циклы
Цикл — это конструкция, позволяющая выполнять определенную часть кода несколько раз. В Java естьтритипациклов for, while, do while. Цикл for — это цикл со счетчиком, обычно используется, когда известно, сколько раз должна выполниться определенная часть кода.
Синтаксисциклаfor:
for (inti=0; i<10; i++) {
//Действиявцикле
}
В данном примере, в цикле объявлена переменная i, равная изначально 0. После точки с запятой ";" написано условие, при котором будет выполняться тело цикла (пока i<10), после второй точки с запятой указывается как будет изменяться переменная i (увеличиваться на 1 каждый раз с помощью операции инкремента "++"). Т.е. при каждом выполнении цикла переменная i будет увеличиваться на 1 и цикл будет выполняться до тех пор, пока i меньше 10.
Цикл while— это такой цикл, который будет выполняться, пока логическое выражение, указанное в скобках истинно. Истинность логического выражения проверяется перед выполнением цикла. Синтаксис цикла while:
while(логическое выражение) {
//Действия в цикле
}
Цикл dowhile— это такой цикл, в котором, в отличие от while, проверка логического выражения происходит после того, как цикл выполнен.
do {
//Действия в цикле
}while(логическое выражение);