Первый из этих приказoц изложен так:
«Маршал Суды двинулся на Аугсбург; следовательно, весьма ваяшо, чтобы вы быстро прибыли в Гюнцбург, с целью прервать всякие передвижения противника между Ульмом н Дояаувертом; будьте очень внимательны, если неприятель будет маневрировать на нравом (южном) берегу, чтобы быстро и параллельно двинуться на пего. Перебросьте дивизию Газана на правый берег; наконец, не упускайте из виду, что по планам императора, заключающимся в том, чтобы окружить противника и отрезать ему отступление, он (император) окажется вы ну яг денным немного скрыть свои силы... Вам поручается наблюдать за ульмским корпусом; если он направится па Донауверт, вы должны будете следовать -за ним; если он направится на Аугсбург, вы также должны будете следовать за ним, все время держась между ним и Донаувортом».
Таким образом «априорное > решение — отрезать отступление еще не разбитому противнику — 'и очень логичная, ноне' оправдавшаяся гипотеза, что этот противник, просто под угрозой широкого обходного движения, будет отступать на Аугсбург, побуждают Наполеона приказать лишь тайно «наблюдать» за Ульмом. Неизвестность, которая существует в этом на-
Взаимосвязь маневра и сражения
229
правлении, не будет рассеяпа путем.наступления, 'единственно дей'ств'ителътото способа, а лишь посредством демонстраций, которым, конечно, поддастся оставленный на свободе противник. Ней, чтобы выполнить свою задачу, будет принужден распределить свои силы по различным путям, по- которым мот бы ускользнуть противник, подвергаясь опасности быть разгромлен-В'ым превосходными силами 1.
Еще более характерным является приказ, отданный в полдень 9 октяйря, которым прежде ж его прсдопюышается Нею:
«Прикажите дивизии Гаэапа и дивизии пеших драгун направиться в Аугсбург; необходимо, чтобы они прибыли туда завтра днем».
Дале«приказ изложен так:
«Что касается Ульма, то невозможно, чтобы противник занимал его незначительными силами; если он его занимает 3 000—4 000 чел., пошлите дивизию, чтобы прогпать его оттуда; если он его занимает гораздо более значительными силами, двиньтесь туда со всей вашей армией, снимите этот пост и возьмите побольше пленных. Немедленно после., этого направьтесь, сообразно движениям противника, либо на Аугсбург, либо на Ландсберг, ni.Jo ira Мемминген».
Во пополнение' первого из двух приведенных выше приказов Ней посылает ж Ульму через Альбек разведывательный разъезд из трех родов.войск, за которым па известном расстоянии следует дивизия Дюпона, двигает на Эльхипгеп дивизию Луазояа, па Гюи'цбур.- — дивизию Малера и т. д.
В тот момент, когда он получил второй приказ, его разведывательный разъезд был отброшен от Альбека, куда Дюпон прибыл вечером (9 октября), Луазон 'захватил несколько плеияых в ЭлъХ'Птпге'Но а завладел мостом. Малер к 3 час. дня дал бле-сгщий, но стоявший больших потерь бой.
Вечером командующий 6-м арм. корпусом доносит:
«Противник в Ульме сильнее, чем можно было думать; он получил в Ггонцбурге подкрепление в 15 000 чел... Подкре-
1 Ульмская дорожная сеть к северо-востоку, востоку и юго-востоку пролегает в следующих направлениях:
1) По левому (северному) берегу Дуная: Ульм, Эльхинген, Альбек, Гербрехтингеп, Гейдеигейм, Аален, Гуидельфингеи, Допау-верт, Нересхейм.
2) По правому (южному) берегу Дуная: Ульм, Ггопцбург, Гупдельфнпгон, Допауверт, Бургау, Цусмархаузея, Аугсбург.
Бургау и Цусмархаузен являются объектами действий, назначенными перед тем для Мюрата и Лаяна.
230
Глава VII
пленил, прибывшие к противнику, идут из Шаффуза; по видимому, Ульм образует левый фланг фронта боевого расположения».
В тог же день (9 октября) в полдень 4-й арт. корпус, сопровождаемый гвардией, прибыл,в Аугсбург, оказавшийся свободным от противника. Путешественники утверждали, что австрий-ская армия находится еще на Иллере, между Ульмом и Меммин-геном. Сульт доносит, что неприятельские войска, замеченные 8-то' в Айшахе, отошли к Швабгаузеяу (к -северо-западу ог Мюнхена), где 'Сосредоточились 15 000 чел., решившихся продержаться до прибытия русских. В Мюнхене должно быть также около О2 000 чел.
Авангард Даву достиг Айшаха. Но «ген,. Кшгмайер ношению отошел на Мюнхен».
Мармон, который, как и Даву, должен направиться на Аугсбург, едва миновал Нейбург.
Беряадотт прибыл;в Интольштадт.
В конечном счете «Великой армии» известно направление движения одного лишь корпуса Кинмайера; но он постоянно ускользает в направлении к Мюнхену. Попрежнему идет слух, что Макк и принц Фердинанд находятся в Ульме; к тому же бой, данный в Гюицбурге днем 9-го, а также установленное в тот яте день соприкосновение с противником доказывают, что в этой стороне, несомненно, имеются скопления войск. Что касается главных австрийских сил, то до сих пор неизвестно, где они находятся.
8 этой обстановке Наполеон замышляет опрокинуть Кинмайера и итти на Мюнхен, который он считает необходимым занять «как центр новостей, сведений О' противнике ж организации страны»; он посылает в эту сторону Бернадотта и баварцев. С другой стороны, убежденный, наконец, донесениями Вея, а может быть и Других, о местонахождении неприятельского корпуса на Иллере, он направляет туда Мюрата, Лапша и Нея.
9 октября в 10 час. Бертье пишет Бернадотту:
«Император приказывает, чтобы вы, не теряя ни одного дня, ни одной минуты, покинули Интольштадт с 12 000—14 000 французов вашей армии и столькими же баварцами; с этим корпусом в 35 000--40 000 чел. вы направитесь прямо па Мюнхен форсированным маршем, идя днем и ночью. Вы завладеете мостом через Изар и всеми, складами н тотчас же начнете оражеиие на дорогах в Ландсберг и в Вену... Император надеется, что ващ авангард будет в Мюнхене завтра (10 октября) вечером.
Взаимосвязь маневра и сражения 231
Вы должны оставить в Инголыптадте корпус в 6 000—8 000 чел.— из них 2 000 французов и 6 000 баварцев, — который укрепится в Инголыптадте и будет держать там отряды вдоль Альтмюля и Редница. Разведайте хорошо передвижения противника на левом бе-рогу, чтобы дать императору время послать армейский корпус для маневрирования и действий на левом берегу Дуная, если бы это явилось необходимым».
Нею отправлен 10-го,в 6 час. вечера следующий приказ:
«Теперь остается овладеть Ульмом, что представляется важ-ныы во всех отношениях. Бго величество предоставляет вам действовать так, как вы сочтете более целесообразным, чтобы окружить завтра днем Ульм.
Немедленно после того как будет взят Ульм, вы, не ожидая новых приказаний, должны действовать; оставьте там офицера инженерных войск, чтобы закончить работы, начатые австрийцами...
Вы можете останить в Ульме дивизию пеших драгун, но, смотря по обстоятельствам, вам разрешается оставить в Ульме только часть этой дивизии и приказать остальной следовать с вами, чгобы еду* жить вам резервом.
Вы направитесь на Меммингея или па какой-либо другой пункт, куда двинулся бы противник, причем должны возможно дольше следовать за ним.
Миндельгейм и Ландсберг должны быть заняты значительными силами: Миндельгейм — маршалом Лаином (и Мюратоы); Ландсберг— маршалом Сультом; если понадобится, следует двинуться на Кем и те н или па Фюссен...1
Император намерен отправиться в Мюнхен, куда наши войска прибывают сегодня вечером, чтобы выждать там русских, которые только что выступили. Он возлагает командование всем правым флангом, состоящим из корпуса маршала Ланна, вашего корпуса и кавалерийского резерва, на принца Мюрата».
Приказы эти свидетельствуют о том, что Наполеон имеет ire-1 те ошибочное, чем 'накануне, представление <о положении в стороне Ульм а. Он не- предписывает больше Нею «наблюдать» за городом; в другом меюте прав еденного выше иисыма он приказывает ему 'направиться туда и предлагает ему «передвинуть и ввести в бой его дивизии целой массой». Но он все еще упорно придерживается своей гипотезы, чтоМакк приведен в замешательство маневром, направленным 'на прямы© сообщения с Веной, и потому принимает расположение, которое
1 См. гл. IV, схема I.
m
Глава Vit
гораздо меньше подготовлено для сражения, чем для широкого охвата.
В самом деле, Ней должен захватить Ульм согласованными действиями своего армейского корпуса, численность которого, впрочем, уменьшилась,—во Ланн и кавалерия.направляются на Миндельгейм, который 'находится в трех переходах к юго-востоку, на дороге из Меммингена в Аугсбурт. Таким образом, правый флавг армии, который должен двинуться на Иллер, имеет плохую связь.
Левый флавг — Бернадотт и баварцы — размещен так: одна треть в Инголынтадте (120 км ниже Ульма), две трети — в 'Мюнхене, чтобы отрезать Кинмайер» и наблюдать за русскими, которые, по слухам, спешно продвигались ©перед.
Посредине — на Леке—Марион, Даву и две кавалерийские дивизии находятся в Аутсбурге. Они образуют центр тяжести всей системы. €ульт расположен отдельно от них — в Ландеберте, в 40 км к югу *.
«"Великая армия» оказывается еще более распыленной, чем в предыдущие дни, хотя главная масса противника еще не была разбита, и расположение ее точно не было установлено. Опасность увеличивается, несмотря на то, что Наполеон обеспечил себе о б щ и й численный, перевес.
Между тем Ней, писавший, что «противник на Ульме сильнее, чем это можн'о было думать», под впечатлением приказов, полученных в течение нескольких дней, поддается иллюзиям Наполеона я дает ген. Дюпону 10 октября, поздво вечером, следующие, указания:
«Потрудитесь, насколько можно, теснее обложить Ульмскую крепость и потребовать сдачи от имени его величества императора французов и короля Италии... Вы должны сговориться с ген. Бараге-д'Илльи относительно наивыгоднейшего размещения его пеших драгун, кото-' рые должны поддержать вашу дивизию и образовать ее резерв... Вы обязаны не подвергать вашу дивизию опасности оказаться протпи превосходных сил противника и не слишком дробить ее...»
11-го утром Ней предлагает Дюпону запастись лестницами и ©семи необходимыми принадлежностями, чтобы взять приступом ульмские крепостные стены:
«Неприятель охвачен беспримерным страхом (?!); он отступает под Биберах, чтобы иметь возможность спастись через верхний Тироль,
1 См. гл. IV, схема I.
Взаимосвязь маневра и сражения
£83
между тем все пути его отступления на Кемптен и Фгоссеп отрезаны; поэтому, вероятно, эрцгерцог Фердинанд оставит в Ульме лишь н е-значительный гарнизон, приказав ему держаться до последней крайности; но наши приготовления и угрозы, несомненно, побудят коменданта сдаться, не подвергая себя риску боя».
Ген. Дюпон отправился в путь 11 октября в 11 чае. утра. Приблизительно через чае после его прибытия в Гаеелах он получил со всех сторон донесения о присутствии противника. Кроме того, он узнает, что австрийский отряд был замечен на высотах к северу от Ульма. У него всего лишь 6 400 чел. и 14 орудий, а геи. Бараге-д'Илльи ее видно 1.
В згой обстановке ген. Дюпон полагает, что, отступая, он побудит противника перейти в наступление и тем обнаружит, что дорога из Нэрдлингена свободна. Поэтому он пригашает бой. Его.смелюе решение относится «категории таких, нрп 'Которых в случае успеха осыпают похвалами, а ш случае неудачи — подвергают жестокой критике. Однако, никто не смог бы порицать энергичную решительность, доказывающую правильный взгляд и свидетельствующую о твердом характере начальника и отличной уверенности его в себе и в обоих войсках. Подобные действия являются характерным признаком морального здоровья армии.
Численно очень слабая дивизия Дюпона, вовсе не поддержанная ни Нюем на другом (южном) берегу Дуная, ни Бараге-д'Илльи, терпит серьезную тактическую неудачу. Она отходит на Альбек и затем па Брснц, оставляя Нзрдлпнтен'Скую дорогу и сообщения армии пезащищенньиш. Однако австрийцы, — и это представляется значительным стратегическим успехом, — принуждены отказаться от намерения пробиться по левому берету Дуная и отходят на Улвм.