Данная методика используется как инструмент при проведении уроков в групповой, достаточно эффективной форме работы современного учителя.
В основе лежит понятие: «Коллективное творческое дело» – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Возникает вопрос: как на уроке можно детям что-то планировать? Есть учебный план. Учебник. Программа. Как выйти за эти рамки?
Никуда не надо выходить. Меняется роль учителя. Он – не единственный источник информации. Учебник – лишь средство получения знаний. Не смотря на то, что учёба и обучение – вещи индивидуальные, идти к знаниям легче вместе. Учитель создаёт условия для изучения материала, темы, раздела и т.д. Как, рассмотрим позже.
Вместе с тем процесс урока, на котором вырабатывается актуализация темы занятия, как раз то самое место, где можно методом создания проблемной ситуации прийти как к теме урока, так и нужным установкам. Однако в групповой работе дети ставятся в условия, в которых вместе с учителем добывают новые знания. Делают открытие. Получают радость от совместного труда. Можно сказать, так всеучастники образовательного процесса вступают в субъект-субъектные отношения. Все заинтересованы в познании нового, в достижении поставленных целей, в успешном решении образовательных задач.
Коллективное оно потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников, учителя и учеников.
Для нас сегодня коллектив – это класс. Выстраивания отношений для комфортной учёбы – дело любого учителя. Для того чтобы учиться с увлечением необходимо создать такие условия, при которых внутренняя мотивация каждого участника процесса обучения будет осознанной и закономерной. В таком процессе уходят ситуации стрессов, боязни вызова к доске, где предстоит «один на один» предстать перед классом и учителем, не видя поддержки ни от кого. Могут ли возникнуть чувства плеча, поддержки в классе, где каждый только сам за себя, где некому протянуть руку помощи, где это просто отсутствует.
Если же ученик выходит к доске и доводит мнение группы, своих одноклассников, которое выработалось совместно, он испытывает совершенно другие чувства. Не учитель будет толкать всех и каждого в отдельности, и принуждать к работе, а в каждой группе создадутся (или надо создать) условия для познания, опыта, совместного поиска, постановки цели, задач и их реализацию и достижение. Это мастерство. Это сложно. Без практики использования этого метода, анализа успехов и ошибок дело не пойдёт.Методика за счёт правильной организации работы даёт такую возможность.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем»?
Творчество будет заключаться как в организации процесса познания, так и в содержании нового материала. Опыт участия в коллективном поиске позволит с новым рвением включаться в очередные уроки, которых они уже будут ждать от Вас!
Урок не будет по содержанию похож на предыдущий, будет организована работа по новому материалу, может быть и сновым составом группы. Однако сама форма организации и проведения урока за счёт имеющихся приёмов и методов позволит дать желаемый результат. Какие это приёмы?
- деление на микрогруппы;
- мозговая атака, мозговой штурм;
- работа в микрогруппе от 5 до 7 человек;
- пять минут на шум;
- работа в круге;
- распределение обязанностей в группе;
Каждый из этих инструментов требует отдельного рассмотрения и аргументации. Об этом чуть ниже.
Сама работа не пойдет, если школьников не инструктировать. Инструктаж может проходить и в процессе работы, тем не менее, надо вначале сообщить основные принципы работы. Есть определенные законы, которые должен знать педагог, и которые должны узнать и ученики. Поначалу необычно не сидеть за традиционной партой, смотря в затылок одноклассникам. Но архитектура класса изменится. Столы расположатся так, чтобы все участники сидели по микрогруппам 5-7 человек, по кругу, смотря друг другу в глаза. Отсюда и законы данной методики.
И так, например:
«Глаза в глаза» (дети общаются, смотря друг на друга, а не взатылок), «Распределение полномочий» (выбор основного ведущего для начала),
«Не перебивай говорящего»,
«Право голоса имеют все»,
«Любое предложение имеет место, относись к нему с уважением»,
«Даже чушь, на первый взгляд, может быть ключиком к решению задачи и достижению цели»,
«Общая ответственность за результат», (С ней легко, т.к. от имени всех говорить не страшно, даже если это и не совсем то, что надо, и отвечать у доски только от себя – стресс, а от всех – нормальная житейская ситуация. Если что, микрогруппа не даст в обиду, поддержит. И таких не видимых детям, но известных взрослому «узелков» много. Они создают определённую психологическую атмосферу процесса общего поиска знаний.)
«Записывай любые предложения – пригодится»,
«Выберите главное и договоритесь об общей линии и подходах».
Можно было бы продолжить. Однако с применением этой методики Вы сами увидите удивительно тонкие инструменты настройки, которые дополнят этот список, может не сразу, но станут очень понятны Вам и близки. Вы «обрастёте» педагогическим инструментарием и определите наиболее действенные и результативные инструменты.
Дело – потому, что все включены в реальную образовательную деятельность,оно имеет результат – общую пользу и радость. «Дело, а не мероприятие!» Так трактует автор.
Поскольку дела могут быть трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно-политические, организаторские дела (по автору). Нам это даёт понимание того, что на любом уроке возможно это сделать. На любом предмете это применимо. Практика подтверждает это.Цитируя известную китайскую пословицу:
Скажимне - иязабуду.
Покажимне–иязапомню.
Даймнедействоватьсамому–иянаучусь»
Наверное, древние китайцы предполагали, что когда-то в России создадут стандарты, и эта их мудрость пригодится нам сегодня для того, чтобы мы увидели простые извечные законы, которые способствуют процессу образования. И уже много лет спустя в унисон с китайцами об этом говорили известные на весь мир учёные. Например:
«Искусствопедагога–
впробужденииприродныхсил
ребёнкаиегосамодеятельности»
Ж.Ж.Руссо
Или....