Подпрограмма (англ. subprogram) — поименованная или иным образом идентифицированная часть компьютерной программы, содержащая описание определённого набора действий. Подпрограмма может быть многократно вызвана из разных частей программы. В языках программирования для оформления и использования подпрограмм существуют специальные синтаксические средства
Подпрограммы изначально появились как средство оптимизации программ по объёму занимаемой памяти — они позволили не повторять в программе идентичные блоки кода, а описывать их однократно и вызывать по мере необходимости. К настоящему времени данная функция подпрограмм стала вспомогательной, главное их назначение — структуризация программы с целью удобства её понимания и сопровождения.
Выделение набора действий в подпрограмму и вызов её по мере необходимости позволяет логически выделить целостную подзадачу, имеющую типовое решение. Такое действие имеет ещё одно (помимо экономии памяти) преимущество перед повторением однотипных действий: любое изменение (исправление ошибки, оптимизация, расширение функциональности), сделанное в подпрограмме, автоматически отражается на всех её вызовах, в то время как при дублировании каждое изменение необходимо вносить в каждое вхождение изменяемого кода.
Даже в тех случаях, когда в подпрограмму выделяется однократно производимый набор действий, это оправдано, так как позволяет сократить размеры целостных блоков кода, составляющих программу, то есть сделать программу более понятной и обозримой
Подпрограммы часто используются для многократного выполнения стереотипных действий над различными данными. Подпрограмма обычно имеет доступ к объектам данных, описанным в основной программе (по крайней мере, к некоторым из них), поэтому для того, чтобы передать в подпрограмму обрабатываемые данные, их достаточно присвоить, например, глобальным переменным. Но такой путь не особенно удобен и чреват ошибками.
Для обеспечения контролируемой передачи параметров в подпрограмму и возврата результатов из неё используется механизм параметров. Параметры описываются при описании подпрограммы (в её заголовке) и могут использоваться внутри процедуры аналогично переменным, описанным в ней. При вызове процедуры значения каждого из параметров указываются в команде вызова (обычно после имени вызываемой подпрограммы)
В языках программирования высокого уровня используется два типа подпрограмм: процедуры и функции.
Функция — это подпрограмма специального вида, которая, кроме получения параметров, выполнения действий и передачи результатов работы через параметры имеет ещё одну возможность — она может возвращать результат. Вызов функции является, с точки зрения языка программирования, выражением, он может использоваться в других выражениях или в качестве правой части присваивания. Подробнее см. в статье Функция (программирование).
Процедура — это любая подпрограмма, которая не является функцией.
Подпрограммы, входящие в состав классов в объектных языках программирования, обычно называются методами. Этим термином называют любые подпрограммы-члены класса, как функции, так и процедуры; когда требуется уточнение, говорят о методах-процедурах или методах-функциях.
Операционные системы
1.Основные и дополнительные функции операционных систем.
Операционная система. Операционная система – программа, которая загружается при включении компьютера. Она осуществляет диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, местом на дисках и т.д.), запускает другие (прикладные) программы на выполнение. Операционная система обеспечивает пользователю удобный способ общения (интерфейс) с устройствами компьютера. В настоящем учебном пособии рассматривается ОС Windows.
Windows - многозадачная операционная система, позволяет работать с несколькими программами одновременно. ОС Windows создана для персональных компьютеров IBM PC. Дружественный, интуитивный интерфейс программы способствует ее быстрому освоению.
Windows представляет собой программу графического пользовательского интерфейса, разработанную фирмой Microsoft. Графический интерфейс ОС Windows обеспечивает:
Интерфейс с пользователем, создающий у него эффект работы за рабочим столом с папками, документами, электронной почтой, калькулятором, записной книжкой и т.д.;
Управление ресурсами компьютера;
Планирование выполнения задач в мнозадачном и многооконном режиме.
Windows оперирует с объектами обычными для пользователя:
Документ;
Папка – множество документов;
Рабочий стол – среда расположении папок и документов, с которыми пользователь в настоящий момент работает;
Окно – раскрытая папка или документ;
Задача – множество раскрытых папок или документов в процессе обработки прикладной программы;
Ярлык – кнопка для быстрого вызова задачи, папки или документа на рабочий стол.
Набор средств, с помощью которых вы взаимодействуете с операционной системой называется интерфейсом пользователя. В это понятие входят окна и пиктограммы, а также все операции, выполняющиеся через позиционирование курсора мыши на пиктограмме или окне. Для выполнения операции в Windows вам достаточно указать курсором мыши на тот или иной пункт.