Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная культурная ситуация




 

Характерными чертами современности являются: рационализм; отчуждение человека от природы; урбанизация; признание абсолютной значимости техники и технического прогресса; жесткая специализация; убыстрение прогресса; демократизация; превращение человеческой жизни в процесс коммуникации. Важную роль в современном обществе сыграла смена модели познания – отказ от традиционной ориентации на знание и переход к модели информации, трансформация знания в унифицированную и обезличенную информацию. "Диагноз нашего времени" (Карл Мангейм) – это становление глобального информационного пространства, где господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры поведения.

Европоцентризм и вестернизация – основа мировой культуры. Американоцентризм – экспансия норм и ценностей американской культуры. Тенденция универсализации мировой культуры и партикуляризм. Стремление к глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека.

Прагматизм – все, что делается, должно иметь практическую направленность, мера соизмерения современности – расчет, польза и выгода. Экономикоцентризм – стремление видеть в экономических процессах самое существенное.

Субъективизм, индивидуализм. В отношении к миру преувеличивается значение субъекта, культ индивидуального успеха.

Культурный плюрализм – сосуществование разных культурных ценностей.

В оценке современной социокультурной ситуации существуют две полярные точки зрения

Оптимистическая, информационного общества и культуры.

Оценка как глубоко кризисной, из которого нет выхода. 

Японский исследователь Й. Масуда в середине 40-х гг. ХХ в. предложил идею информационного общества, которая не нашла поддержки. Т. Адорно, немецкий философ, культуролог отмечает регрессивные социально-антропологические изменения, связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистически «управляемом обществе»: отмирание рефлексии; замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.

Г. Маркузе, немецко-американский философ, культуролог, обосновал «Критическую теорию" культуры индустриального общества (любое современное цивилизованное общество), как несущей угрозу индивидуальной свободе. Наибольшую опасность представляли социалистические общества, т. к. они исключали возможность изоляции, в которой индивидуум обращен к себе, может найти самого себя. Ввел понятия "одномерное общество" и "одномерный человек". Одномерное общество у него это – лишенная всех прежних нравственных ценностей тотальная система, главная ценность которой - индустриальное развитие; ущемляет проявления свободы внутри системы; борется за "внешнюю свободу»; породило опасную тенденцию политического и духовного уравнивания; отсутствие критики и оппозиции; рост инстинктов агрессии как порождение социальных условий.

"Одномерный человек" – сформированный под воздействием развития науки, просвещения, образования; безразличный, потерявший смысл, права и свободы; ничего не может и не хочет сказать; полностью зависим от государственных структур; угнетенный и озлобленный механизированным "массовым" обществом потребления. Для выхода из одномерного состояния нужна смена культурных ценностей и обретение "внутренней свободы».

Э. Фромм, немецко-американский философ, антрополог, считает, что понять культуру можно только через философское постижение человеческой природы. Он связывает психоанализ с социальной историей, показывает, как личность вписывается в конкретный общественный фон, оказывающий воздействие на индивида, преображает его потребности, вырабатывает социальные характеры. Культура – не только средство гуманизации истории, но и способ ее обесчеловечивания.

Э. Фромм выделяет пять форм социализации: мазохизм; садизм; деструктивизм; конформизм; любовь. И пять способов адаптации к социуму: рецептивный; эксплуатирующий; накопительский; рыночный; продуктивный.

К. Ясперс, немецкий философ-экзистенциалист проводит ось мировой истории. Осевое время –первая пограничная ситуация в рамках развитой культуры. 800-200 гг. до н. э. – единобожие. Все мировые культуры связывает единство происхождения и перспектива их слияния в общечеловеческую культуру на основе общих ценностей. Возникает человек современного культурного типа – подлинный, экзистенциальный человек, который не подчиняется потоку истории, а преодолевает его, проживает, как свою судьбу. Делит историю на: «доосевую» – человек еще не познал свое предназначение; "осевую", когда усваиваются теологические предначертания развития культуры. Культурно-исторический процесс – соотнесенность всех его элементов, их всеобщая коммуникация и беспрерывное преобразование.

 В преобразовании культуры отмечает роль нигилизма – антидогматическое средство, предохраняет от абсолютизации и обеспечивает свободный выбор развития культуры. Западная культура слишком сильно пропитана нигилистическим духом, что лишает ее необходимой конструктивности.

Н. Бердяев размышлял о путях русской и мировой истории в связи с углубляющейся секуляризацией духа и наступлением массового общества в Европе; критиковал современное искусства за признаки дегуманизации. Современные социокультурные процессы не укладываются в жесткие рамки схем, т. к. культура не только технологически детерминирована, она имеет этнические, религиозные и иные характеристики.

 

 

Взаимодействие культур

Культурная экспансия запада – это перенесение образа жизни и ориентаций буржуазного Запада, насаждение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур, стремление достичь политических целей на основе культурных связей, формирование в зависимых странах прозападной культурной элиты.

Типы взаимодействия культур. Ассимиляция – уподобление, полное или частичное поглощение более слабых культур через завоевание, смешанные браки, целенаправленное растворение. Чем богаче культура народа, чем многочисленнее этот народ, тем сложнее его ассимилировать. Так, ассимиляция культуры ацтеков с испанской культурой привела к возникновению новой, гибридной культуры Мексики. Транскультация – перемещение этнокультуры в отдаленный регион, где почти отсутствует культурная среда добровольно или насильственно. Например, в период заселения Северной Америки, где племена аборигенов не оказали заметного влияния.

Миграция – передвижение этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другой район, вторжение в чужую культурную область. Интеграция – процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности. Консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупнейших подразделений, обычно родственных по языку, в единую этническую общность.

На диалог культур оказывают влияние объективные факторы, к которым относятся: географический фактор (Россия и Китай, Япония и США); этнически-языковой; исторический (благоприятный или неблагоприятный ход истории); политический фактор (железный занавес, геноцид); технологический фактор.

 

 

Межэтнический конфликт

 

Межэтнический конфликт – форма гражданского, политического или вооруженного противостояния, в котором стороны действуют и страдают по признаку этнических различий. Причины: территориальные (миграция в прошлом, завоевания привели к изменениям границ этноса). Споры неразрешимы, включение их в программы политиков является признаком назревающего этнического конфликта; политические (например, получение суверенитета); экономические. Например, борьба за материальные (природные) ресурсы и собственность. Обоснование естественного права на пользование имеет тупиковый характер, приводит к противостоянию интересов местной элиты и центра; социальные. Конкуренция между титульным и основным этносом за престижные и привилегированные рабочие места и власть, перевод социального взрыва в русло межэтнической борьбы.

В своем развитии конфликт проходит несколько стадий: латентный (скрытый) период; проявление – усиление обвинений в злонамеренности, требований чрезвычайных мер; активное течение; последствия.

Учеными выделяется три способа его решения: полная победа одной из сторон, т. е. решение силой. Конфликт консервируется, у побежденных – чувство обиды, которое позже может обостриться; взаимное поражение. Обе стороны обессилены, обращаются к посредникам, решение никого не устраивает, но конфликт переходит в латентное состояние; взаимный выигрыш в виде достижения позитивного согласия по основным вопросам, установление конструктивного взаимодействия.

 

В ответ на глобализацию и универсализацию мира развивается культурный национализм. Д. Нэсбитт, П. Эбурдин считают, что это реакция на унифицированный, универсальный образ жизни в современном мире. В национализме отражается стремление утвердить уникальность своей культуры, языка, своих собственных традиций. Он определяет характер общественного развития, политических и культурных контактов и социальных конфликтов современности.

Партикуляризм – мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности. В истории сосуществуют одновременно разные культуры, находящиеся на разных стадиях. В основе – этнообразующий миф. Возвеличивание этноса через соотнесение его с великими предками.

Этноцентризм – свойство сознания определенной этнической общности воспринимать себя в качестве образца, находящегося в центре вселенной. Например, пангерманизм (пан – все) – национальная доктрина, выдвигающая требования создания великого древнего государства, объединенного по национально-расовому признаку.

Универсализм – мировоззренческая установка на всемирность истории, схожесть культур. Сегодня более 1000 народов, более 200 государств, больше 5 млрд, объединено общими ценностями. Защита прав человека, гуманизм, творческое развитие личности, распространение научного знания, передовые технологии, экологическое отношение к жизни, взаимообогащение культур.

Космополитизм – идеология мирового гражданства, возникшая в античности, в основе которой лежит сознание единого мирового государства. Основой идеологии космополитизма является возникновение и развитие общечеловеческой культуры и нарастание глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество.

Правила межэтнического общения:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1199 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2300 - | 2053 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.