Мы подробно рассмотрели эволюцию человеческого общества в мезолите; как общество пришло к неолиту. Неолит начался с неолитической революции. Она заключалась в том, что люди перешли от присваивающего хозяйства к производительному, овладели земледелием. Садоводством, огородничеством, и в первую очередь – зерновым земледелием. Выше был сделан акцент на том, как земледелие из магического ритуала превратилось в хозяйственную деятельность. То, что это кардинально изменило человеческую жизнь понятно. Давайте разберём более конкретно.
Люди стали менее зависеть от сезонов погоды. Они стали сами выращивать себе пищу, и начали вести оседлый образ жизни. К неолиту должны были сформироваться значительные города. Земледелие позволило заняться и племенным скотоводством. Люди научились создавать орудия труда и тару для хранения излишков продуктов. Появилась собственность. Всё, что раньше росло и бегало в лесу, было ничьё, каждый мог ловить и собирать на земле рода. Продукты же труда уже являлись собственностью производителя. Были разработаны новые правила общежития, в первую очередь правила пользования землёй. Постепенно земля так же стала делиться на частные доли, и закрепляться за отдельными семьями. Появилось разделение труда и обмен продуктами труда, это ещё толкнуло вперёд производительность. Повысилась рождаемость, уменьшилась детская смертность от голода. Случился демографический взрыв. Резко выросла плотность населения на квадратный километр. Уже одного этого достаточно для роста конфликтности. А ведь участки земли разные – одни более плодородные, другие менее; одни ближе к источникам воды, другие дальше. Физические возможности людей разные. Появилось экономическое расслоение. Появились бедные и нищие. А если случалось какое-либо бедствие общее? Засуха или наводнение, мор или заболевание окультуренных растений. Социальные конфликты неизбежны. А ведь системы государственного принуждения ещё не создано. Система общественного жития пришла из мезолита, и она строилась на авторитете. Помните, чем закончился мезолит? Формированием религий и теократического общества. Последнее многие называют теократическим государством. А когда в Европе было теократическое общество? Ба! Так это же Средневековье. Или эту эпоху ещё называют Тёмные века. Ещё раз ба! А как же Древняя Греция и Древний Рим? С их великими армиями, и высочайшим воинским искусством? К чему я вспомнил об их армиях? К тому, что как только возникло первое серьёзное испытание для теократического общества, выяснилось, что о воинской науке ему совершенно не известно.
Итак, перенаселённость. Два подряд года (1093-1094) неурожай. На территориях современных Франции и Германии голод. Папа Урбан II (тот самый теократ, стоящий во главе теократического общества, представитель бога на земле) начинает пламенные проповеди о том, что неверные глумятся над божьим гробом в Иерусалиме. Заодно ещё впервые в истории обвинил в смерти Христа евреев (о них мы отдельно напишем). И всякому, кто будет участвовать в отвоевании гроба, пообещал прощение всех грехов, и царствие небесное. Сотни тысяч голодного народа с вилами и дубинами без всяких доспехов двинулись отвоёвывать Иерусалим. По дороге грабили всё, что ни попадётся. Там-то народ жил совсем мирный, ещё мезолитный. Где-то им пытались давать отпор, как правило, неудачно. Но и эти стычки дали первый опыт боестолкновений. Остатки дошли до захудалого Эль-Кудса. Дальше идти кому-то надоело, и он объявил Эль-Кудс Иерусалимом. Главная цель достигнута – сотни тысяч лишних ртов покинули Европу. Народ радостно начал бить и грабить местное население. Многие вернулись домой с отпущенными грехами и с награбленным. Кусочков гроба господня было привезено столько, что их хватило бы на несколько гробов. Да, и ещё с опытом боевых действий. А дома уже нашли почёт и славу. Это возбудило желание уже богатых, сытых и сильных на второй и последующие крестовые походы. Нашествие христиан на ближний восток спровоцировало усиление религиозного чувства и воинственного духа мусульман. Именно в этих боях и развились первоначальные воинские искусство и наука, тактика и стратегия, вооружение и доспехи. Дамы и господа, акцентирую внимание - это XII-XIII века
Но и это не всё. Помните, сколько богов было в мезолите? На территории каждого рода свой. Но теократическое общество потому и имеет некоторое право называться государством, что в нём складывается некая унификация. Для всего общества один бог, остальные объявляются демонами. С ними начинается борьба. И ещё напоминаю – земледелие развилось из магического ритуала (мистерии плодородия). Но если в нижнем мезолите каждый был сам себе маг, а в верхнем царь ещё оставался не субъектом мистерии, а её объектом, и на общественных мистериях мог быть даже принесён в жертву. То в теократическом обществе мистериями мог заниматься только теократ – представитель бога на земле, или же представители теократа в каждом приходе (священники). Поэтому христианство – это религия (идеология) земледельца, крестьянина. Любые самостоятельные магические действа, мистерии (колдовство) подрывают авторитет теократического общества (Церкви), с ними так же начинается борьба; организуется первая система государственного принуждения – Святая Инквизиция. Резюме: теократическое общество есть результат возникновения земледелия как хозяйственной деятельности. Святая Инквизиция есть следствие формирования теократического общества (протогосударства), и средство унификации. И это тоже XII-XIII века. Получается, неолит в Европе наступил не ранее X века н. э. Таким образом, когда вы видите некий письменный источник, в котором описывается языческое (многобожное) общество при развитом земледелии, при развитой государственности можете смело считать его подделкой.
Мифы же о Древних Греции и Риме сложились в, так называемую, Эпоху Возрождения в спорах гуманистов (критиков теократии) и церковников. Именно гуманисты под именами вымышленных древних греков и римлян описывали и плюрализм религий в империи, и даже республиканское устройство. Это всё фантастика о прошлом как могло бы быть в будущем. Так же как и о Древнем Египте, Шумере, и прочем, и прочем. Строительство «Древнего Египта» началось римским Папой СикстомV в XVI в. Но это уже другая история.