Логическая интерпретация понятий
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Стереотип - прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь.
Социальный стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта - группы, человека, события, явления - складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе.
Гендер - социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).
Гендерное поведение - поведение характерное только для мужчины или только для женщины.
Гендерный стереотип - это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном.
Кинематограф - это область культуры и экономики, объединяющая все виды профессиональной деятельности, связанной с производством, распространением, хранением и показом фильмов
1. Программа социологического пилотажного исследования (опрос)
Объект – россияне различных возрастных групп как потребители кинопродукции
Предмет исследования – влияние гендерных стереотипов современного российского и зарубежного кинематографа на процессы социализации россиян.
Цель исследования – изучить влияние гендерных стереотипов современного российского и зарубежного кинематографа на процессы социализации россиян.
Задачи исследования:
- выявить содержание гендерных стереотипов в представлении россиян;
- определить, какие гендерные стереотипы транслируют отечественные и зарубежные фильмы, по мнению респондентов;
- выяснить, как гендерные стереотипы, транслируемые кинематографом, влияют на процессы социализации.
Гипотезы:
1) в представлении россиян существуют исключительно мужские и исключительно женские роли и занятия (отец, кормилец или мать, домохозяйка);
2) мужчины в зарубежных кинокартинах изображаются успешными карьеристами, в то время как российские фильмы транслируют тружеников; женщина в зарубежных кинокартинах изображена более независимой, чем в российских.
3) положительные гендерные стереотипы, транслируемые кинематографом, перенимаются кинозрителями на подсознательном уровне.
Метод исследования – социологический опрос.
Инструментарий – анкета.
Выборочная совокупность социологического опроса – 30 человек.
Факторная операционализация
1) Личностные характеристики кинозрителя:
- пол, возраст, этничность;
- личностные представления об эталоне гендерного поведения;
- степень информированности о сюжете кинокартины, интерес к фильму;
2) Объективные факторы:
- нормы гендерного поведения, принятые обществом;
- степень успешности, популярности кинокартины, демонстрирующей гендерные стереотипы.
- этнокультурная среда производства кинокартины (страна/сраны)
Эмпирическая интерпретация
Индикатор | Показатель | Шкала | |
Фильтр | 1. Оценка современных российских фильмов | Пожалуйста, выберете из предложенного перечня 5 российских кинокартин, просмотренных Вами. | Номинальная |
Оцените выбранные Вами фильмы по шкале от 1 до 5 (1 – наименее понравившийся фильм; 5 – наиболее понравившийся фильм). | Порядковая | ||
2.Оценка современных зарубежных фильмов | Пожалуйста, выберете из предложенного перечня 5 зарубежных кинокартин, просмотренных Вами. | Номинальная | |
Оцените выбранные Вами фильмы по шкале от 1 до 5 (1 – наименее понравившийся фильм; 5 – наиболее понравившийся фильм). | Порядковая | ||
Содержание гендерных стереотипов в представлении россиян | 3. Гендерные стереотипы о жителях России | Какие типы поведения характерны для россиян? | Номинальная |
4. Эталонные типы гендерного поведения | Какие типы поведения должны быть эталонными для мужчины и женщины? | Номинальная | |
Стереотипы, транслируемые кинематографом | 5. Российские фильмы, демонстрирующие гендерные стереотипы | Какие модели поведения, качества мужчин и женщин демонстрируют отечественные фильмы? | Номинальная |
6. Типы гендерного поведения зарубежной киноиндустрии | Какие образы транслируются в современной зарубежной киноиндустрии? | Номинальная | |
Влияние киноиндустрии на процесс социализации | 7. Подражание киногероям | Стремились ли Вы подражать кому-либо из героев кинокартин? | Номинальная |
8. Импонирующие качества киногероев | Пожалуйста, укажите название фильма, имя персонажа и его качества, которые Вам импонируют | Номинальная | |
| 9. Пол | Пожалуйста, укажите Ваш пол | Номинальная |
10. Возраст | Пожалуйста, укажите Ваш возраст | Номинальная |
2. Программа социологического исследования (контент-анализ)
Объект исследования – российский и зарубежный кинематограф.
Предмет исследования – гендерные стереотипы современного российского и зарубежного кинематографа.
Цель исследования – изучить гендерные стереотипы современного российского и зарубежного кинематографа.
Задачи исследования:
- выявить особенности гендерного поведения героев в современном российском кинематографе;
- выявить особенности гендерных стереотипов в современных зарубежных кинофильмах;
- сравнить гендерное поведение в российских и зарубежных кинофильмах.
Гипотезы:
1) герои кинокартин российского кинематографа являются носителями таких гендерных стереотипов как «любовница», «охотница за удовольствиями», «невеста», «домохозяин», «озабоченный мужчина», «подавляемый муж» и «мамин сын» (на основе проведенного ранее исследования);
2) героини кинокартин зарубежного кинематографа чаще являются носителями поведения «начальницы», «хранительницы домашнего очага»; герои-мужчины изображаются в качестве «авантюриста», «карьериста»;
3) в зарубежных кинокартинах женщина изображается более независимой, эмансипированной, в отличие от героинь российского кинематографа – носителей поведения «матери», «жены». Мужчина в зарубежных кинолентах чаще является целеустремленным «авантюристом», «карьеристом», в то время как в российских фильмах он представляется носителем поведения «озабоченного мужчины», «подавляемого мужа».
Метод исследования – контент-анализ.
Инструментарий – бланк контент-анализа.
Эмпирическая база: 10 современных фильмов: 5 российских кинофильмов и 5 кинофильмов зарубежного кинематографа.
Единицы счета – сочетания слов.
Категории анализа:
1) Особенности гендерного поведения в семье
1.1) Поведение в роли мужа (жены)
1.2) Поведение в роли отца (матери)
1.3) Поведение в роли главы семьи
1.4) Поведение в роли сына (дочери)
2) Особенности гендерного поведения в трудовой сфере деятельности
2.1) Сфера трудовой деятельности героя
2.2) Поведение в роли работника
2.3) Поведение в роли начальника (цы)
3) Особенности гендерного поведения на досуге
3.1) Хобби
3.2) Стиль свободного времяпровождения
3.3) Дружба
4) Особенности личностных характеристик героя
4.1) Манера поведения
4.2) Манера речи
4.3) Стиль одежды
4.4) Черты характера
5) Особенности гендерного поведения в рамках отношений с противоположным полом
5.1) Цель общения с противоположным полом
5.2) Стиль общения с противоположным полом
5 Разработка инструментария пилотажного исследования
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, целью которого является изучение стереотипов мужского и женского поведения. Вам необходимо прочитать вопрос и выбрать вариант ответа, который соответствует Вашему мнению или дописать свой ответ. Все данные, полученные в ходе исследования, используются анонимно.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1. Пожалуйста, отметьте российские кинокартины, просмотренные Вами.
«✔» | Название фильма | «✔» | Название фильма |
Евгений Грищковец: прощание с бумагой | Сибирь: Монамур | ||
Нелюбовь | О чем говорят мужчины | ||
Дурак | Неадекватные люди | ||
Экипаж | Духлесс | ||
12 | Орлеан | ||
Время первых | Горько! | ||
Легенда 17 | Самый лучший день | ||
Шапито-шоу: Любовь и дружба |
Впишите в таблицу выбранные Вами фильмы в порядке убывания их успешности (1 – наиболее успешный фильм, 2 – менее успешный фильм и так далее). Количество фильмов не ограничивается количеством строк в таблице.
№ | Название фильма | № | Название фильма |
1 | 6 | ||
2 | 7 | ||
3 | 8 | ||
4 | 9 | ||
5 | 10 |
2. Пожалуйста, отметьте зарубежные кинокартины, просмотренные Вами.
«✔» | Название фильма | «✔» | Название фильма |
Шерлок: Безобразная невеста | Джанго освобожденный | ||
Темный рыцарь | Ла-Ла Ленд | ||
Алберт-холл | Бесславные ублюдки | ||
Начало | В диких условиях | ||
Дангал | Гран Торино | ||
Интерстеллар | Волк с Уолл-стрит | ||
1+1 | Хатико: самый верный друг | ||
Одержимость |
Впишите в таблицу выбранные Вами фильмы в порядке убывания их успешности (1 – наиболее успешный фильм, 2 – менее успешный фильм и так далее). Количество фильмов не ограничивается количеством строк в таблице.
№ | Название фильма | № | Название фильма |
1 | 6 | ||
2 | 7 | ||
3 | 8 | ||
4 | 9 | ||
5 | 10 |
3. Какие типы поведения характерны для россиян?
ДЛЯ МУЖЧИН | ДЛЯ ЖЕНЩИН |
1) Злоупотребляет алкоголем | 1) Красивая |
2) Выносливый | 2) Хозяйственная |
3) Патриот | 3) Трудолюбивая |
4) Мужественный | 4) Заботливая |
5) Сильный | 5) Женственная |
6) Непритязательный | 6) Добрая |
7) Умный | 7) Образованная |
8) Безынициативный | 8) Умная |
9) Зависимый от женщины | 9) Сильная |
10) Отзывчивый | 10) Независимая |
Другое | Другое |
4. Какие типы поведения должны быть эталонными для мужчины и женщины?
1) Для мужчины________________________________________
2) Для женщины________________________________________
5. Какие модели поведения, качества мужчин и женщин демонстрируют отечественные фильмы? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)
№ | «✔» | МУЖЧИНА | «✔» | ЖЕНЩИНА |
1 | «Мамин сын» | «Хранительница домашнего очага» | ||
2 | «Авантюрист» | «Любовница» | ||
3 | «Труженик» | «Начальница» | ||
4 | «Домохозяин» | «Беззаботная» | ||
5 | «Интеллигент» | «Охотница за удовольствиями» | ||
6 | «Мужчина-кремень» | «Активистка» | ||
7 | «Карьерист» | «Женщина-подарок» | ||
8 | «Сексуально озабоченный мужчина» | «Баба» | ||
9 | «Подавляемый муж» | «Невеста» | ||
10 | Другое__________________________ | Другое______________________________ |
6. Какие образы транслируются в современной зарубежной киноиндустрии? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)
№ | «✔» | МУЖЧИНА | «✔» | ЖЕНЩИНА |
1 | «Мамин сын» | «Хранительница очага» | ||
2 | «Авантюрист» | «Любовница» | ||
3 | «Труженик» | «Начальница» | ||
4 | «Домохозяин» | «Беззаботная» | ||
5 | «Интеллигент» | «Охотница за удовольствиями» | ||
6 | «Мужчина-кремень» | «Активистка» | ||
7 | «Карьерист» | «Женщина-подарок» | ||
8 | «Сексуально озабоченный мужчина» | «Баба» | ||
9 | «Подавляемый муж» | «Невеста» | ||
10 | Другое__________________________ | Другое______________________________ |
7. Стремились ли Вы подражать кому-либо из героев кинокартин?
1) Да
2) Нет
8. Пожалуйста, укажите название фильма, имя персонажа и его качества, которые Вам импонируют
№ | Название фильма | Имя киногероя | Качества киногероя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
9. Пожалуйста, укажите Ваш пол
1) Ж
2) М
10. Пожалуйста, укажите Ваш возраст ______
Бланк контент-анализа
Название фильма | ||||
Имя героя | ||||
Семья | Работа | Отдых, досуг | Личность | Отношения с противоположным полом |
1.В роли мужа/жены 2.В роли матери/отца 3.В роли главы семьи 4. В роли сына/дочери | 1. Сфера деятельности 2. Поведение в роли работника/начальника | 1.Хобби 2.Стиль свободного времяпровож-дения 3.Дружба | 1.Манера поведения 2.Манера речи 3. Стиль одежды 4.Черты характера | 1. Цель общения с противоположным полом 2. Стиль общения с противоположным полом |
6 Аналитический описание результатов исследования
За время прохождения производственной практики были разработаны вышеизложенные рабочая программа (раздел 4 отчета) и инструментарий (анкета и бланк контент-анализа) (раздел 5 отчета) по теме пилотажного исследования «Гендерные стереотипы кинематографа как фактор социализации».
В период с….. по …… сентября (см. план-график и дневник) было проведено пилотажное исследование, результаты которого приводятся в настоящем разделе.
В ходе социологического опроса были опрошены 30 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет:
- 11 мужчин (18-21 лет – 2 человека, 22-25 г – 4 человека, 26-30 лет – 5 человек).
- 19 женщин (18-21 лет – 4 человека, 22-25 г – 6 человека, 26-30 лет – 9 человек).
Анкета состояла из пяти смысловых блоков: вопросы-фильтры, вопросы о содержании гендерных стереотипов в представлении россиян, о стереотипах, транслируемых кинематографом, о влиянии киноиндустрии на процесс социализации, «паспортные» вопросы.
В рамках первого блока респондентам было предложено выбрать из перечня современных российских и зарубежных кинокартин те, что были ими просмотрены. Фильмы были взяты из источника IMDb (Internet Movie Database (IMDb, англ. База данных фильмов в интернете) - крупнейшая в мире база данных и сайт о кинематографе) и отобраны за последнее десятилетие (2007 – 2017 гг). Выяснилось, что многие фильмы из предложенного перечня неизвестны респондентам. Самыми известными российскими кинокартинами оказались следующие: «Экипаж» (80% опрошенных отметили кинокартину в качестве просмотренной), «Горько!» (76,6%), «Духлесс» (66,6%), «Легенда 17» (63,3%), «Самый лучший день» (53,3%).
Также респондентам было предложено расположить кинокартины в порядке убывания, начиная с наиболее понравившегося фильма. Было выявлено, что положительные оценки респондентов отличаются от оценок фильмов в рейтингах, составленных кинокритиками. Ниже приведена таблица, отображающая разницу между официальными и полученными данными о рейтинге российских кинокартин. Это объясняется тем, что не все фильмы были просмотрены опрошенными.
Таблица 1. Оценка российских фильмов кинокритиками и респондентами
№ | Данные IMDb | Полученные данные |
1 | Евгений Грищковец: прощание с бумагой | Экипаж |
2 | Нелюбовь | Горько! |
3 | Дурак | Духлесс |
4 | Экипаж | Легенда 17 |
5 | 12 | Самый лучший день |
6 | Время первых | О чем говорят мужчины |
7 | Легенда 17 | 12 |
8 | Шапито-шоу: Любовь и дружба | Время первых |
9 | Сибирь: Монамур | Неадекватные люди |
10 | О чем говорят мужчины | Дурак |
11 | Неадекватные люди | Нелюбовь |
12 | Духлесс | Орлеан |
13 | Орлеан | Шапито-шоу: Любовь и дружба |
14 | Горько! | Евгений Грищковец: прощание с бумагой |
15 | Самый лучший день | Сибирь: Монамур |
Наиболее известными зарубежными фильмами стали «1+1» (86,6%), «Хатико: самый верный друг» (83,3%), «Волк с Уолл-стрит (63,3%), «Начало» (56,6%), «Интерстеллар» (46,6%). Корреляции между половозрастными характеристиками респондентов и распределением ответов не было выявлено.
Также респондентам было предложено расположить зарубежные кинокартины в порядке убывания, начиная с наиболее понравившегося фильма. Ниже приведена таблица, отображающая разницу между официальными и полученными данными о рейтинге современных зарубежных кинокартин.
Таблица 2. Оценка зарубежных фильмов кинокритиками и респондентами
№ | Данные IMDb | Полученные данные |
1 | Шерлок: Безобразная невеста | 1+1 |
2 | Темный рыцарь | Хатико: самый верный друг |
3 | Алберт-холл | Волк с Уолл-стрит |
4 | Начало | Начало |
5 | Дангал | Шерлок: Безобразная невеста |
6 | Интерстеллар | Интерстеллар |
7 | 1+1 | Джанго освобожденный |
8 | Одержимость | Темный рыцарь |
9 | Джанго освобожденный | Бесславные ублюдки |
10 | Ла-Ла Ленд | Одержимость |
11 | Бесславные ублюдки | Ла-Ла Ленд |
12 | В диких условиях | Гран Торино |
13 | Гран Торино | В диких условиях |
14 | Волк с Уолл-стрит | Алберт-холл |
15 | Хатико: самый верный друг | Дангал |
Таким образом, для контент-анализа были отобраны 10 современных фильмов: «Экипаж», «Горько!», «Духлесс», «Легенда 17», «Самый лучший день», «1+1», «Хатико: самый верный друг», «Волк с Уолл-стрит», «Начало», «Интерстеллар». Корреляции между половозрастными характеристиками респондентов и распределением ответов не было выявлено.
В рамках второго блока анкеты респондентам было предложено выбрать гендерные стереотипы поведения, характерные для россиян. В результате были выявлены следующие типы мужского и женского поведения, характерные для россиян (табл. 3).
Таблица 3. Гендерные стереотипы, характеризующие россиян
Тип поведения /качества | Доля респондентов в % |
Мужские типы поведения | |
Выносливый, мужественный | 63,3 |
Патриот | 53,3 |
Сильный, отзывчивый | 43,3 |
Злоупотребляет алкоголем, умный | 40,0 |
Непритязательный, безынициативный, зависимый от женщины | 10,0 |
Женские типы поведения | |
Хозяйственная | 76,6 |
Красивая | 63,3 |
Трудолюбивая, заботливая, женственная | 56,6 |
Образованная, независимая | 50,0 |
Сильная, добрая | 46,6 |
Умная | 33,3 |
Таким образом, более половины опрошенных характеризуют россиянина с положительной стороны, называя его мужественным, выносливым мужчиной, наделенным чувством патриотизма. Качество «ум» уступает вышеупомянутым характеристикам. При этом, по мнению респондентов, россиянин имеет склонность к злоупотреблению алкоголя. Всего 10% респондентов указали такие отрицательные характеристики как безынициативность, зависимость от женщины и склонность довольствоваться малым.
Характеризуя россиянок, большинство респондентов отмечали, в первую очередь, ее хозяйственность, затем красоту, трудолюбие, женственность, образованность и независимость. Также россиянка представляется сильной и доброй женщиной. Вышеперечисленным характеристикам в значительной мере уступает ум.
На вопрос о том, какими эталонными качествами должны обладать мужчины и женщины, 3% респондентов ответили, что эталонов поведения не существует (при этом гендерная принадлежность не должна определять поведение человека). Остальные ответы распределились следующим образом. Мужчина, в первую очередь, должен быть работящим (23,3%), умным (20%), мужественным и отзывчивым (13,3%); патриотом, добрым, сильным, выносливым, ответственным, смелым (10%), спокойным и верным (6,6%). Среди прочих характеристик респондентами отмечались уверенность и богатство. Женщина, по мнению опрошенных, при идеальных условиях должна обладать следующим набором качеств: хозяйственность (40%), забота (23,3%), доброта (13,3%); женственность, красота, ум, независимость (7,5%); мудрость, трудолюбие, образованность, сила (6,6%), а также уравновешенность, ответственность, верность и чувство юмора. Корреляции между половозрастными характеристиками респондентов и распределением ответов не было выявлено.
На вопрос о том, какие гендерные стереотипы поведения транслируются российским кинематографом, большинством респондентов были отмечены следующие варианты ответа:
- «труженик» и «сексуально озабоченный мужчина» (56,6%), «мужчина-кремень» (46,6%) – для мужчин;
- «баба» (60%), «хранительница домашнего очага» и «невеста» (53,3%), «любовница» (50%) – для женщин.
Менее популярными оказались такие мужские стереотипы поведения как «мамин сын» и «карьерист» (43,3%), «авантюрист» (36,6%), «домохозяин» и «подавляемый муж» (23,3%) и «интеллигент» (20%). Остальные ответы между женскими стереотипами поведения, транслируемыми российским кинематографом, распределились следующим образом: «начальница» (40%), «охотница за удовольствиями» (33,3%), «беззаботная» (26,6%), «активистка» (20%) и «женщина-подарок» (16,6%).
Зарубежный кинематограф, по мнению респондентов, чаще транслирует такие типы мужского поведения как «карьерист» (63,3%), «авантюрист» и «интеллигент» (56,6%), «сексуально озабоченный мужчина» (53,3%); также демонстрируются такие типы поведения как «домохозяин» (33,3%), «мужчина-кремень» (30%), «труженик» (26,6%) и «подавляемый муж» (23,3%). Наиболее распространенными женскими стереотипами поведения зарубежных кинокартин являются «начальница» (76,6%), «любовница» (50%), также представлены «активистка» (43,7%), «охотница за удовольствиями» и «невеста» (40%), «беззаботная» (33,3%) и «хранительница очага», «женщина-подарок», «баба» (30%). Корреляции между половозрастными характеристиками респондентов и распределением ответов не было выявлено.
Таким образом, более половины опрошенных считают, что в российских кинолентах мужчина чаще всего представлен в ролях добытчика, работающего во благо семьи, и мужчины, находящегося в постоянном поиске метода удовлетворения сексуальных потребностей. В зарубежном кино мужчине отводится более широкий спектр ролей, при этом статус простого «труженика» подкрепляется успехом и амбициями, превращая героя кинокартины в карьериста. Женщина в зарубежных кинокартинах изображена более независимой, чем в российских, где ей отводится роль жены, матери, домохозяйки и любовницы.
Таким образом, наблюдается соотношение идеальных представлений о гендерном поведении и кинообразами, транслируемыми в кинематографе. Так, например, мужское качество «выносливый» раскрывается в кинообразах «труженик», «карьерист», «мужественность» - в кинообразе «мужчина-кремень». Идеальные представления о женщине «хозяйственная», «трудолюбивая», «заботливая» характерны для кинообразов «баба» и «хранительница домашнего очага», «умная» - в кинообразе «начальница» и так далее.
На вопрос о том, стремились ли респонденты когда-либо подражать персонажам кинокартин, большинство ответили «нет». Так поступила одна треть опрошенных. Всего 30% респондентов ответили на вопрос утвердительно. Однако это может быть связано с нежеланием респондентов признаваться в подобного рода стремлениях в силу их возраста, когда подражание героям фильмов считается детским, подростковым занятием. Среди качеств, демонстрируемых импонирующими киногероями, назывались самоуверенность, активность; стремление к путешествиям, знаниям, модернизации, семейному благополучию; стойкость, забота, инициативность, доброта, храбрость, честность, чувство юмора, общительность, отзывчивость, ответственность, верность, саркастичность, богатство, наглость, ловкость, разносторонность характера, искренность, выносливость. Таким образом, по мнению респондентов, гендерные стереотипы в кинематографе не оказывают влияния на процесс социализации, однако, опрошенные указывают характеристики киногероев, импонирующие им. Полученные данные являются предварительными и нуждаются в проверке.
Список использованных источников