Образ Наташи Ростовой по 1-2 томам
«И девочка ликует и смеется, охваченная счастьем бытия…» (Н. Заболоцкий)
1. Какое впечатление производит Наташа на окружающих людей?
Основные (доминантны) черты характера Наташи Ростовой
- Н.Р. переполнена жизнью. Она заражает оптимизмом.
-«Сущность ее жизни – любовь», любовь к родным, к людям, окружающим ее. Она воплощение живой, естественной жизни, далека от размышлений о смысле жизни. Весь смысл жизни в ней самой.
-Н.Р. обладает естественными природными качествами, которые делают ее носительницей живой жизни с ощущением ее радостей, она интуитивно тянется к красоте, добру, правде, природе, ей близка стихия народной жизни (Сцена в Отрадном, первый бал, ряженые на святках, танцует русскую плясовую у дядюшки после охоты).
-Наташа непосредственна(кричит при гостях через весь стол, целует приехавшего брата и незнакомого Денисова). Нарушая условности, она вскрывает их искусственность.
-Она отдается чувству без остатка (ежеминутная полнота жизни), ощущает неповторимость каждого мгновения (лунная ночь в Отрадном – хочет улететь в небо, так как такой ночи никогда не было и не будет; ее счастье зависит, пригласят ли на балу ее на танец).
-Тонко чувствует людей.
- Присутствие Н.Р. в романе часто сопровождает слово прелесть, это ее любимое слово, с которым связано представление о ней самой.
- Она чужда интеллектуальной жизни., нельзя сказать, умна она или нет (как княжна Марья). «Не удостаивает быть умной», - говорит о ней Пьер Княжне Марье, но в то же время она оказывает влияние на нравственную и умственную жизнь Болконского и Безухова.
- Образ Н.Р. более других соответствует замыслу Толстого – заставить читателя любить жизнь.
- В Н. Р. Воплощена норма душевной жизни, но это не значит, что Т. Не будут интересовать отклонения от нормы. Прослеживая процесс истории души героини, Т. Проведет ее, как и Пьера, князя Андрея через ряд испытаний, жизненных ударов, катастроф. Но Н. Р. Выстоит, она обладает умом сердца, она не потеряет чистоты нравственного чувства.
Анализ эпизодов:
-Что полюбил в Наташе князь Андрей? (Бал, стр. 620, кн.2 ч3, гл.16)
-Причины недовольства отца Болконского (гл.23), стр. 640
Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?
Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.
- Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.
-Святки, что чувствует Н.Р. в отсутствие князя Андрея?, ч.4, гл.8-9, стр.693
-О чем говорит пение Наташи на святках, с точки зрения матери, стр. 700, гл.10
Состояние Н.Р., в ожидании Болконского гл.13, стр.714
-Знакомство Ростовых и Болконских, что возмутило Н.Р.? ч.5, гл.6, стр 740
Еще до истории с Анатолем Н.Р. задумалась о том, «что никто никак не может понять всего, что она понимает и что в ней есть».
-Почему история с Анатолем Курагиным – один из важнейших узлов в понимании характера Н.Р.? Как развивались их отношения? Гл.11-12-13до конца 5 части, стр758
- Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?
Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.
- Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.
Далее – вставка
«Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Но мы пока оставим Наташу Ростову наедине с ее Аустерлицем в конце второго тома.
Полная таблица по образу Н.Р.
Первая встреча с Н. Ростовой | «…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…». «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». |
Характер Наташи | Искренность, естественность в обращении с родными, восторг при виде красоты окружающего мира (эпизод «В Отрадном»), умение бессознательно передать ощущение красоты другим (князю Андрею); умение понять состояние других людей и прийти им на помощь. |
Первый бал Н. Ростовой | «Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась. Хозяин тоже проводил ее глазами …». «Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». «Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». |
Народные, национальные черты в характере Наташи | Танец Наташи во время охоты. «Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … - Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. «Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери. - Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже… Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…» |
Ошибки, цена испытаний | Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить, и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Наташа будет долго болеть – ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. |
Наташа – воплощение любви | Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. «Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». |
Замужество | «Наташа вышла замуж весной 1813г., и у ней в 1820 г. было уже три дочери и один сын». Любовь Наташи к Пьеру дает герою понять возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. |