Российский государственный гуманитарный университет
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Социология права» на тему:
«Правосознание, его структура, связь с общественным сознанием и правовой культурой»
Направление подготовки: «Юриспруденция»
Магистерская программа: «Международное право в отечественной юридической практике»
Магистрант: Сидорков Д.В.
Москва, 2018 г.
Введение..................................................................................................................3
1. Понятие правосознания, его связь с общественным сознанием.................................................................................................................4
2. Структура, виды, уровни и функции правосознания, варианты его деформации..............................................................................................................6
3. Правосознание и правовая культура......................................................... 10
Заключение........................................................................................................... 14
В ведение
Развитие человеческого общества доказало, что правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующими мотивами присутствует и сознательное творчество. При изучении этих процессов в правотворчестве и правоприменении, теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Именное исследование этих вопросов раскрывает механизм осмысленного, сознательного отношения общества и личностей к праву, процесс зарождения и развития мотивов и деятельности по реализации действующих правовых норм и к появлению новых правовых норм, показывает в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение.
Правовое сознание общества, отдельных групп, личностей органично связано с правом как социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами быта общества.
Тема правосознания и правовой культуры, несомненно, остаётся актуальной в настоящее время, именно поэтому важно её изучение.
Понятие правосознания, его связь с общественным сознанием
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующей правовой системе, и желаемой ими системе права. Правосознание — это положительная или отрицательная реакция людей на действующие и принимаемые законы. Правосознание представляет собой систему поступков, переживаний и идей, в которых выражается отношение людей к праву, как норме общественного поведения, и конкретным явлениям правоприменения.
Правосознание соответственно является особой формой общественного сознания, то есть совокупностью взглядов, идей, представлений, убеждений, эмоций и чувств человека и объединений людей или всего общества относительно права и его роли в порядке регулирования общественной жизни.
Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, а взаимосвязано с другими видами и формами осознания окружающей реальности и вступает во взаимодействие с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом. Так правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами, установками политической идеологии, а также религиозными ценностями.
Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают и сознательно отражают окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание. Фактически это новый этап состояния общественного сознания, достигаемый на определенном уровне развития человеческого социума.
Правосознание представляет собой внутреннюю детерминанту юридической деятельности: в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний; в правоприменительной практике при разрешении конкретных ситуаций. При незнании конкретных правовых предписаний, именно правосознание способствует выбору законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений. В ситуациях же отсутствия или конфликта (коллизии) правовых норм, регулирующих те или иные отношения, субъект, принимая решения, руководствуется именно своим правосознанием.
Специфика правосознания состоит в том, что оно позволяет воспринимать жизненные реалии, и руководствоваться действиями через призму права. Соответственно оно требует установления общеобязательных норм поведения, очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Для реализации этого оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания, правосознанию в большей степени присущи формализованность, определенность, категоричность, требование контроля. Правосознание сориентировано на создание условий для осуществления прав человека и реализации им своих гражданских обязанностей.
В ходе правоприменения правосознание является дополнительным фактором оценки фактических обстоятельств и разрешения юридического дела, однако граждане правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы закона в силу личной заинтересованности, ориентации на асоциальные ценности.
Уровень развития правосознания общества говорит о том, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„ насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д..
Из российских ученых, занимавшихся разработкой концепции правосознания, следует выделить, прежде всего, И.А. Ильина (1882-1954), хотя его концепция правосознания и отличается от широко распространенного понимания правосознания как понимания и отношения к закрепленным в законодательстве правовым нормам. По мнению И.А. Ильина, правосознание является «естественным чувством права и правоты», а «человек, имеющий здоровое правосознание, - есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства».
Таким образом, И.А. Ильин указывал на естественный характер происхождения правосознания, и подчеркивал социальную, культурную и политическую ценность правосознания.
Структура, виды, уровни и функции правосознания, варианты его деформации
По своей структуре правовое сознание включает следующие основные компоненты:
Правовую идеологию, олицетворяющую результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Это наиболее видимая, активная часть правосознания;
Правовую психологию, состоящую преимущественно из познавательной деятельности, психологического восприятия правовых реалий: чувств и эмоций людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания Правовая психология также состоит из нескольких элементов: стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки, подвижные компоненты – настроения, эмоции;
Эти факторы, выражаются в понимании, оценке права, и в мотивах, целях, внутренних установках, а затем в конкретных волеизъявлениях в ходе участия субъекта в регулируемых правоотношениях, что собственно и определяет правомерность поведения субъектов права.
Социальное назначение правосознания выражается в его функциях:
познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением знаний;
оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается субъектом через его личную призму норм справедливого и правового. Именно оценочная функция является основным условием целеполагающей деятельности субъекта;
регулятивной, определяющей ориентиры поведения и выработку шаблонов поведения в определенных ситуациях;
прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;
коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в юридической сфере;
интегративная функция заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.
Термин «источник права» в идеальном смысле означает правосознание. Под правосознанием в данном случае понимается желаемое право, представления субъектов о будущем праве. В действительности идеальный смысл неотделим от материального, так как пожелания определенного права связаны с имеющимися условиями. В формальном, юридическом смысле источником права являются формы выражения нормативной воли. Именно формальный смысл термина «источник права» уравнивается с термином «форма права». Таким образом, источник (форма) права — это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник права.
Таким образом, правосознание предшествует изданию юридических норм и сопровождает их на всем протяжении их действия.
С точки зрения субъектов правосознание делится на массовое, групповое и индивидуальное. Некоторые исследователи выделяют еще общественное. Однако надо понимать, что общественного, массового и группового правосознания не существует без индивидуального. Общественное правосознание - это усредненное состояние правовых взглядов, идей населения, групповое — индивидов с однородными интересами в рамках трудовых, профессиональных, учебных коллективов, социальных и политических групп, массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей, таких как митинги, демонстрации, бунтующая толпа. Роль этих разновидностей правосознания различна. На правотворчество решающее влияние оказывает общественное правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческими и правоприменительными органами в усредненном виде.
Общественное правосознание влияет как на правотворчество, так и на практику правоприменения. Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на создание и реализацию права, например в ходе деятельности профессиональных групп отстаивающих свои интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Некоторые специалисты выделяют особым видом группового правосознания - профессиональное правосознание юристов. Эти взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву и психологическую готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Правосознание, как сложное социальное явление может быть рассмотрено с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.
Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии, выражающейся в основном в эмоциональном отношении человека к праву.
Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди. Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология. Иногда теоретическое правосознание подразделяют на профессиональное и научное.
Ряд специалистов также указывают, что по своей направленности правосознание делится на: обращенное к прошлому (ретроспективное); обращенное к настоящему; и обращенное к будущему (перспективное).
Выделяют следующие формы деформации правосознания:
правовой инфантилизм, заключающийся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок;
правовой идеализм – преувеличение регулятивных возможностей права, его роли в жизни общества;
правовой дилетантизм – небрежное отношение к праву, вызванное не умыслом на достижение противоправных целей, а отсутствием глубоких, содержательных знаний права;
правовой нигилизм - осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел, одна из самых распространенных форм деформации правосознания граждан;
Как правило, выделяют следующие формы выражения правового нигилизма:
- прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
- массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
- издание противоречивых, некачественных нормативных актов;
- несогласованные действия государственных органов на всех уровнях;
- нарушения прав человека по политическим, религиозным, корыстным и иным мотивам;
-подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью.