Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Классицизм как художественный метод




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ X – XVIII вв.»

Наименование темы Всего часов Лекции Практические занятия
Раздел 1. Русская литература X – XVII вв.      
1.1. Возникновение древнерусской литературы 2 2 -
1.2. Литература Киевской Руси 4 2 2
1.3. Литература периода феодальной раздробленности Руси 4 2 2
1.4. Литература периода татаро-монгольского нашествия 2 2 -
1.5. Литература централизованного Русского государства 2 2 -
1.6. Литература формирующейся русской нации 2 2 -
Итого по разделу 16 12 4
Раздел 2. Русская литература XVIII века      
2.1. Введение в историю русской литературы XVIII века 2 2 -
2.2. Литература Петровского времени 2 2 -
2.3. Классицизм как художественный метод 4 2 2
2.4. Жанры «высокой поэзии» в русской литературе XVIII века 2 2 -
2.5. Просветительский классицизм 2 2 -
2.6. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина 2 2 -
2.7. Сентиментализм как литературный метод 4 2 2
Итого по разделу 18 14 4
Всего 34 26 8

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ X – XVIII вв.»

Раздел I. Русская литература X – XVII вв.

Тема 1. Возникновение древнерусской литературы (конец X – первая половина XI вв.)

Исторические предпосылки возникновения литературы, периодизация литературного процесса X – XVII вв. Жанры и стили средневековой литературы. Специфические особенности литературы: этикетность, историзм, рукописный характер, анонимность, символизм, связь с культом.

Тема 2. Литература Киевской Руси (сер. XI- перв. треть XII вв.)

Основные жанры литературы этого времени. Русское летописание. Летопись как жанр, ее специфические особенности (историзм, ансамблевый характер, погодный принцип изложения событий). «Повесть временных лет». Формирование первой русской летописи (гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева), идеи летописи, связь с фольклором. Значение «Повести...» в развитии русской литературы.

Ораторское красноречие. Торжественное и учительное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как образец ораторской прозы XI века. Время написания памятника. Композиция «Слова...». Символический параллелизм как композиционный прием, использованный автором. Стиль памятника. «Поучение» Владимира Мономаха как историко-литературный памятник учительного красноречия XI-XII вв. Художественная идея произведения, дидактизм и автобиографизм как характерные особенности произведения.

Тема 3. Литература периода феодальной раздробленности Руси (вторая треть XII - первая половина XIII вв.)

«Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник литературы Древней Руси. История открытия, опубликования и изучения. Историческая основа. Идея произведения и ее раскрытие в сюжете и композиции. Жанровое своеобразие памятника. Значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры.

Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе» как агиографическое произведение. Публицистичность и психологизм в произведении.

Тема 4. Литература периода татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII -XV вв.)

Повести о монголо-татарском нашествии. «Повесть о разорении Рязан и Батыем». Герои повести. Композиция повести. Эпическая традиция при изображении событий и героев. «Житие Александра Невского». Традиции воинской повести и жития в произведении. Образ А. Невского. «Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве. Использование в памятнике литературных традиций Киевской Руси. Связь со «Словом о полку Игореве». Стиль произведения.

Творчество Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского». Художественное своеобразие агиографической литературы конца XIV - начала XV вв. Экспрессивно-эмоциональный стиль (стиль «плетения словес»), абстрактный психологизм.

Тема 5. Литература централизованного Русского государства (конец XVXVI вв.)

«Сказание о Дракуле воеводе» и проблема характера власти. Образ героя, авторская позиция в повести. Жанр «хожения» в русской литературе, его специфические черты. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Образ путешественника в произведении, язык, стиль, композиция произведения. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. Иван Грозный как писатель. Индивидуально-авторский стиль сочинений Ивана Грозного. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Книжная и фольклорная традиции в повести. Образы героев.

Тема 6. Литература формирующейся русской нации (XVII век)

Русские повести XVII века, их новизна. Беллетризация повествования, вымышленный сюжет, герой-авантюрист, секуляризация повествования. Русские сатирические повести. «Житие» протопопа Аввакума. Эволюция агиографической литературы. Новаторство Аввакума как писателя. Проблема жанра и стиля произведения. Автобиографизм повествования. Художественное время в «Житии». Литература XVII столетия как переходный этап от средневековой книжности к литературе Нового времени.

Раздел II. Русская литература XVIII века

Тема 1. Введение в историю русской литературы XVIII века

Специфика литературы XVIII века, периодизация литературного процесса. Роль петровских реформ в развитии русской литературы. Проблема преемственности с древнерусской литературой. Новые черты в литературе XVIII века.

Тема 2. Литература Петровского времени

А.Д. Кантемир. Поэтика жанра стихотворной сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Жанровые разновидности сатиры, образы сатир, идейная установка, картина мира в сатирах Кантемира. «На хулящих учения. К уму своему».

Тема 3. Классицизм как художественный метод

Понятие классицизма, философия и эстетика классицизма, национальное своеобразие русского классицизма. Жанровый состав. Нормативные акты русского классицизма. А.П. Сумароков как теоретик русского классицизма.

Тема 4. Жанры «высокой поэзии» в русской литературе XVIII века

М.В. Ломоносов. Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова. Поэтика жанра. Разновидности оды в творчестве Ломоносова. Торжественная ода. «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 г.». Философские оды, анакреонтическая поэзия, научные оды. Понятие «лирического беспорядка» в применении к одам Ломоносова. Роль Ломоносова в реформировании русского языка и стихосложения.

В.К. Тредиаковский. Роль Тредиаковского в развитии русской литературы. Тредиаковский как переводчик. Тредиаковский и проблема реформирования русского стихосложения.

А.П. Сумароков и его роль в развитии русского классицизма. Жанровый состав литературного наследия А.П. Сумарокова. Место трагедии в творчестве Сумарокова. «Димитрий Самозванец».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 479 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2145 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.