Масленица | С понедельника по воскресенье за 50 дней до Пасхи | Древнеславянский праздник, знаменующий прощание с зимой и встречу весны. Обязательный атрибут — блины, символ солнца, олицетворение круговорота в природе и жизни, в прошлом обрядовая поминальная пища. Среди праздничных действий и событий — сжигание соломенного чучела Этапы проведения Масленицы: понедельник 0- встреча праздника. Катание с гор. Пение песен. Вторник – время гуляний. Чествование молодоженов; среда – лакомка. Угощение зятя с женой; четверг – народные гуляния. работали балаганы. Проходили кулачные бои, катания на тройках; пятница – тещины вечерки. Молодожены принимали своих родителей; суббота – праздник молодых женщин. Молодая невестка принимала своих подруг и сестер мужа; воскресенье – проводы масленицы, чучело возили по улице, сжигали или бросали в реку, катания с горок на санях, катание на льду (коньки – деревянные подковы с узкими железными полосками). Принесение извинений за обиды (Прощеное воскресенье). На масленицу в домашнем кругу. пелись песни, рассказывались сказки, загадывались загадки, шутили.Почитание культа усопших, их поминовение. | |||
Весенние праздники | |||||
Сороки | 22 марта | В день весеннего равноденствия и начала астрономической весны праздновалась встреча весны | |||
Благовещение | 7 апреля | Христианский праздник в день, когда Ангел принес Деве Марии благую весть о том, что она родит Христа | |||
Пасха | Первый воскресный день после первого весеннего полнолуния между 22 марта и 25 апреля | Главный христианский праздник, несет идею воскресения,установлен в честь воскресения Иисуса Христа после распятия на кресте. Атрибуты — кулич, пасха и крашеные яйца | |||
Радоница | Вторник следующей после Пасхи недели | Поминание умерших предков. Куличи и крашеные яйца брали с собой на кладбище | |||
Красная горка | Фомино воскресенье (вторая неделя после Пасхи) | Народный праздник весны. Принято было ходить с песнями (веснянки) по улицам, играть, водить хороводы | |||
Летние праздники | |||||
Семик | Четверг на седьмой неделе после Пасхи | Праздник знаменовал окончание весны и приход лета. Жилище украшали свежей зеленью, пахучими травами, ветками березы | |||
Троица (Духов день)) | На 50-й день после Пасхи | В специальных обрядах собравшиеся приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.. праздник делится на несколько периодов. Зеленые святки состояли из завивания венков и похорон русалки. Во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных. Чертей, русалок. Исполнялись песни на любовную и имитативную т.е.подражающую тематику.Исполнялись обряды. обеспечивающие благополучие будущих полевых работ: исполнялись песни. Водились хороводы, изготовлялись венки, на них девушки гадали на свое замужество.Считалось, что в зеленые святки на земле появлялись русалки – души умерших девушек и маленьких детей. | |||
Название праздника | Период празднования | Особенности | |||
| воскресения Христа, после чего они стали понимать все языки. Принято украшать жилища и храмы цветами и зелеными ветвями | ||||
Ивана Купалы (Иоанна Крестителя) | 7 июля (24 июня) | Основные ритуалы —оберегательная магия. Направлена на предохранение от возможных козней. купания,обливания водой, разжигания костров («купальниц») и перепрыгивание через них, выслеживание и сжигание ведьм, изготовление и сжигание чучел, «избавление от зла и нечисти»совместная (купная) трапеза. Главный символ — папоротник Сбор трав, тцетов, пленение венков, украшение зеленью построек, гадания. Избавление от старой обуви. одежды, предметов домашнего обихода (колеса, корзины, рогатины).конского черепа. Ведение хороводов и игр. | |||
Зажинки | Начало жатвы | Первый сноп сжинался священником, знахаркой. Иногда он обмолачивался отдельно и его зерна смешивались с семенами для посева. Жатва сопровождалась песнями, содержащими жалобы на тяжесть труда и обращения к Богу о помощи | |||
Дожинки | Окончание сбора урожая | По обычаю на полосе оставляли несколько несжатых колосьев, завязывали говорили: «Илье на бороду, чтобы святой угодник не оставил нас без урожая на будущий год» | |||
Ильин день | 2 августа (20 июля) | Служил ориентиром для проведения сельскохозяйственных работ, окончания сенокоса, начала жатвы, а также перемены в погоде — начало дождей | |||
Медовый Спас | 14 (1) августа | По народной примете с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов | |||
Яблочный Спас | 19 (6) августа | По всей России начинали собирать яблоки и фрукты, освещали их в храме. До этого дня не принято было есть яблоки | |||
Ореховый Спас (Спас на полотне) | 29 (16) августа | По евангельскому преданию в этот день Иисус Христос вытер лицо полотенцем, и на ткани осталось отображение божественного лика | |||
Осенние праздники | |||||
Осенины | 15 сентября | Рано утром женщины выходили на берег реки или пруда и встречали матушку Осенину с овсяным хлебом | |||
Капустница (капусткаи) |
| После сбора капусты было принято звать гостей и ходить в гости, поздравлять хозяев с урожаем, рубить и солить капусту с особыми песнями, | |||
ПОКРОВ | 2 октября | Праздник совпадал с окончанием летних полевых работ и началом подготовки к зиме. Народная поговорка гласила: «На Покров с обеда осень, а с обеда зима». | |||
|
| ||||
|
| ||||
ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
Название праздника | Период празднования | Особенности |
Благовещение | 25 марта (7 апреля) | Связан с сообщением архангела Гавриила о том,что Пресвятой Богородице предстоит стать матерью Спасителя. По древненародному верованию, сам Бог благословляет землю. В этот день освящаются семена.Вся природа разделяет благостную весть, солнце на восходе играет, переливается разными красками. Утром молодежь поднималась на крыши и призывала весну скорее |
Введение во Храм | 21 ноября (4 декабря) | Дева Мария – будущая Пресвятая Богородица – готовилась к своей будущей миссии. В народном православии этот день отмечается как день вступления зимы в свои права, начиналось время зимних развлечений – катаний с гор, зимних гуляний, первого выезда на санях, открывались зимние ярмарки, |
Воздвижение креста | Отмечался 14 сентября | Согласно легенде Елена – мать императора Константина Великого – обнаружила после долгих поисков на Святой земле обнаружила пещеру с деревяным крестом Иисуса Христа. После чего вокруг креста стали совершаться чудеса.Крест признали чудотворным и поместили в главную Иерусалимскую церковь.. День воздвижения считался главным праздником Византийской империи. Посвященный празднику тропарь стал ее гимном. В народном календаре этот день означает начало осенних работ и окончание жатвы, совершался обход посевов. В этот день совершали необычные похородные обряды. |
Вознесение | Отмечается на сороковой день пасхи. В четверг. На шестой послепасхальной неделе | В евангелии рассказывается. Что на 40-й день псле смерти иисус Христос вместе с учениками отправился на гору Елеонскую и оттуда вознесся на небеса. В народном православии с этим днем связано поверье. Что в этот день открываются райские двери. И любой усопший может попасть в рай.Этот праздник = день мертвых.. в него гадали о своей посмертной судьбе. Исполнялся ритуал з заклинания посевов. Совершались молебны, Вознесение считалось рубежом между весной и летом. |
Вход Господень в Иерусалим | Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой | Праздник установлен в память о данном торжественном событии. Согласно Евангелию, жители города устилали дорогу перед ним пальмовыми ветками. На Руси ее заменили вербой. Верба олицетворяла жизненную силу и плодородие., считалось. Что она охраняет дом от бедствий и происков нечистой силы.Праздник сопровождался конным шествием патриарха в окружении 50 юношей, обвешанных плодами и овощами.. При утреннем богослужении применялись зеленеющие ветви со свечами как символ победы над смертью в знак вознесения Христа. У всех славян встречался обычай ударять вербой детей, людей, скотину.Город окроплялся святой водой, |
Крещение Господня (Богоявление) | 6 (19)января | По преданию, в ночь с 5 на 6 января в реке купается Иисус Христос, об этом судят по волне в полночь.Главное событие праздника – водосвятие.,совершение крестного хода, молебен. Освящение водой людей от грехов и домашнего скота, выражение преданности к очищению и святым, совершение крестного хода; смотрины невест с самой красивой одеждой. |
Пасха | Сапмый главный православный праздник, с него берут отсчет другие праздники. праздник начинался с крестного хода вокруг церкви против часовой стрелки. В него совершались определенные магические действия, Молодежь обходила деревню со специальными волочебными песнями, в которых звучали обращения к святым; праздник сопровождался праздничными гуляниями, хороводами с исполнением песни Мы просто сеяли, сеяли», играми, катаниями на качелях и каруселях, другими пасхальными развлечениями, гаданиями по яйцу.священники совершали в домах пасхальные молебны. | |
Покров | 2 (14) ОКТЯБРЯ | Праздник установлен в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы в Константинополе. Когда она покрыла город своим головным платком и защитила его от врагов. В народном православии этот день связывали с природными явлениями иней или снег впервые покрывали землю. К Покрову собирали урожай, открывались ярмарки, праздновали свадьбы. Начинались регулярные девичьи посиделки, на которых пряли или вышивали.д |
Преображенье Господне | 19 августа | Праздник сопровождался молитвами на высокой горе, прославлением человека в образе божества, освящением садов. |
Рождество Христово | 25 декабря (7 января) | Православная церковь в этот день отмечает праздник иконы Пресвятой Богородицы. В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ Рождества устраивали угощение. Почитали души умерших. Во второй день чествовали повивальных бабок. После Рождества почти каждую ночь по улицам ходили Колядовщики, ряженые и просто любители приключений. |
Рожде ство Пресвя той Богородицы | 9 (21 сентября) | В это время завершалась жатва, обеспечивалось благосостояние семьи на будущий год. Поэтому «осенины» отмечались как праздник урожая. На угощение собиралась вся семья. На праздничном гуляньи пели соответствующие игровые песни. |
Срете нье Госпо дне | 2(15) февраля | Слово «Сретение» обозначает встречу. День связан с воспоминанием о встрече младенца Иисуса Христа с двумя ветхозаветными праздниками. Согласно обычаю в сороковой день после рождения первенца мужского пола мать должна была придти с ним в храм для принесения очистительной жертвы и «выкупа». Сретение завершает цикл рождественских праздников и означает встречу зимы с летом Со Сретением связано множество земледельческих примет.. |
Троица | Празднуется через 50 дней после Пасхи | Христианский смысл основан на библейском сказании о сошествии Святого Духа на апостолов. |
В церковь приносились ветки березы и букеты первых цветов.После этого их хранили дома за иконой, подмешивали к свежему сенусчитали, что они обладают магической силой. Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда после обедни служили специальный молебен. После завершения богослужения в церкви все участники отправлялись на кладбище. Где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. | ||
Усекновение главы Иоанна Предтечи | 29 августа (11) сентября | В библии рассказывается. Что в этот день дочь царя Ирода завоевала расположение царя пением и танцами. А в качестве награды попросила голову Иоанна Крестителя. В народном православии день получил название Ивана Постного: не разрешалось есть любые шаровидные плоды, овощи красного цвета, пить красное вино (что может привести к кровопролитию), брать в руки режущие орудия, запрещалось петь, танцевать,мыть голову, расчесывать волосы. Время сбора ягод, лекарственых трав, кореньев. |
Успение Пресвя той Богоро дицы | 15 (28 августа) | К этому дню в большинстве районов России завершается уборка и посев озимого хлеба. Праздник отмечался в домашнем кругу, поскольку его одновременно рассматривали как день поминовения усопших. Сопровождение праздника чудесными знамениями. Угощение подарками и деньгами зажиточными людьми. |
Дни святых (Егорий, Юрий,Георгий, Прасковья) |
ВЫВОДЫ:
Храмовые праздники часто были обусловлены природными приметами и условиями, перекликаются и перемешиваются с народными православными праздниками (по времени года и трудовыми и праздничными действиями), переходят из одной классификации в другую. Очевидно, это можно объяснить тем, что автором всех легенд и видов праздников является один и тот же народ, и ряд народных православных праздников был канонизирован церковью.
2.Праздник сопровождался многими приметами, поверьями, обычаями, во время его проведения применяются и сочетаются различные другие культовые и культурно-праздничные формы (легенды, поверья,предания, танцы, обряды, ритуалы, суеверия, песнопения, заклинания, хороводы, веселые народные игры, театральные представления, соревнования на ловкость, умение, обращения к высшим силы и т.д.).,