В 1959 г. архиепископ Макариос был избран Президентом Кипра, а сам остров в 1960 г. был провозглашен по согласованию с Великобританией независимой республикой (но Англия сохранила за собой часть Кипра под свои военные базы). Таким образом в лице архиепископа Макариоса соединилась церковная и светская власть, что соответствовало давним традициям истории киприотов.
Однако с самого начала на Кипре извне был спровоцирован конфликт между греческой и турецкой общинами. В 1963 г. на остров были введены войска ООН. После этого неоднократно предпринимались попытки отстранить последовательного сторонника независимости Кипра архиепископа Макариоса от власти. Эти попытки неоднократно предпринимались как политической оппозицией, так и оппозицией церковной, которая настаивала на несовместимости поста главы Церкви и главы государства. Однако кипрская общественность и парламент решительно отвергли это требование.
В 1974 г. в результате мятежа, поднятого греческими офицерами против законного президента архиепископа Макариоса, на Кипр были высажены турецкие войска. Кипр был разделен "зеленой линией", являвшейся границей между турецкой и греческой общинами. С 1983 г. существует Турецкая республика Северного Кипра, занимающая 37% территории страны. Тут установили строгий оккупационный режим. На этих землях осталось множество храмов и православных святынь, которые были кощунственно поруганы и теперь планомерно уничтожаются турецкой общиной. Это создало серьезные проблемы в жизни православных киприотов.
3 августа 1977 г. архиепископ Макариос скоропостижно скончался. Пост главы государства занял Спирос Киприану. Архиепископом Кипрской Церкви стал митрополит Пафский Хризостом, бывший еще при жизни архиепископа Макариоса его ближайшим сослужителем.
Элладская Православная Церковь: история, насущные проблемы.
Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии.
Апостол Иоанн Богослов на о. Патмос написал книгу Откровение. В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского святого Григория V (+1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ ок. 1360). На о. Эвбея, в г. Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, Исповедника (+1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.
Элладская Церковь автокефальная с 1850 года.
Каноническая территория — Греция. Элладская Церковь — одна из крупнейших. Она состоит из 1 архиепископии и 77 митрополий, имеет 200 монастырей и насчитывает ок. 8 млн. православных верующих (из 9,6 млн. всего населения Греции).
Титул Предстоятеля Элладской Православной Церкви: «Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады».
Резиденция Предстоятеля находится в Афинах.
Краткая история
Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской Церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви в IX веке, что вполне соответствовало их давним духовным связям. Территория современной Греции была завоевана Османской империей в XIV— XV вв., и ее греческое население в полной мере познало на себе тяжесть турецкого гнета. В XVIII веке началось постепенное усиление свободолюбивых устремлений единоверных русскому народу греков. Исключительное значение в этом процессе имела просветительская деятельность Элладской Церкви.
Во 2-й половине XVIII века греческое население было уже готово к вооруженной борьбе с поработителями, оно видело в России свою единственную защитницу и освободительницу. Начатая Турцией в 1768 году война против России была воспринята греками как насущная возможность завоевания своей независимости. Греческие моряки выступили в поддержку военных действий России. Кючук-Кайнар-джийский (1774) и Ясский (1792) мирные договоры признали право России покровительствовать православным христианам на Востоке. Крупнейшая греческая тайная освободительная организация "Фелики этерия" обосновалась в Одессе. В 20-х гг. XIX столетия происходили вооруженные восстания греков, жестоко подавлявшиеся турками. Победа антиосманской коалиции, созданной по инициативе России, в Наваринском морском бою в 1827 г. и победа России в войне с Турцией в 1829 г. заставили последнюю подписать в Адрианополе мирный договор и признать независимость Греции. По словам современного профессора церковной истории Салоникийского университета Е. Теодору, «Элладская Церковь не только спасла греческую нацию, но и подготовила ее освобождение от турецкого ига, участвуя и словом, и делом в борьбе за национальную независимость».
С обретением Грецией политической независимости начался процесс оформления автокефального бытия национальной Церкви. Окончательна автокефалия Элладской Церкви была провозглашена Собором Константинопольской Церкви с участием Иерусалимского патриарха Кирилла в 1850 году Константинопольский патриарх Анфим своим посланием известил об этом деянии предстоятелей всех автокефальных Церквей.
Русская Православная Церковь оказывала различную братскую помощь Церкви Эллады на всем протяжении освободительного движения греческого народа за свободу и независимость. Особое значение в этом сотрудничестве имели усилия Русской Церкви по развитию религиозного и богословского образования в Элладе. Плодотворные канонические отношения между Русской и Элладской Церквами после 1850 года, продолжались до 1917 года, и возродились после окончания Второй мировой войны.