Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические системы диктаторского типа




Суть политической системы диктаторского типа выража­ется уже самим термином «диктатура» (от лат. dictatura — неограниченная власть). Диктаторские системы при всех их


отличиях друг от друга едины в неприятии демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма (от лат. pluralis — множественный). Для них характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права. В рамках политических сис­тем диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.

Авторитарные политические системы представляют со­бой один из наиболее распространенных в истории типов по­ литических систем. Авторитаризму присущи доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями.

На сегодняшний день существует множество всевозмож­ных классификаций авторитарных режимов. В основном по­добные режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также в тех евро­пейских странах (Испания, Португалия, Греция до антидик­таторских революций середины 1970-х гг.), которые суще­ственно отставали от главных индустриальных держав по уровню развития. Ряд авторов в этой связи полагает возможным даже именовать авторитарные режимы «дикта­турами развития», которые активизируют и мобилизуют потенциал перемен в обществе. Однако на самом деле авто­ритарные системы неоднородны по своим сущностным ха­рактеристикам. Принято разделять авторитарные системы по меньшей мере на два основных типа — традиционные ав­торитарные системы личной власти или олигархического плана и так называемый новый авторитаризм, нередко дей­ствительно активно эксплуатирующий лозунг социальных и политических перемен.

В первом случае власть сосредоточена в руках абсолют­ного монарха либо нескольких богатейших семейств или ро­довых кланов, которые одновременно контролируют эконо­мическую и политическую жизнь страны. Что касается так называемого нового авторитаризма, то он вырастает на ос­нове выдвижения на политическую арену новых социаль­ных слоев, которые опираются на поддержку военных или сами являются выходцами из военной среды. Уместно вспомнить здесь авторитарные системы, сложившиеся во второй половине XX в. в ряде арабских стран и на Дальнем Востоке — в Сирии, Алжире, Египте, Южной Корее.

Политологи выдвигают и другие типологии авторитар­ных систем. При всех различиях и необычайном разнообра­зии авторитарных систем можно выделить некие общие для всех них черты.

1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек (автократ — абсолютный монарх, диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.).


2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо­
кратических механизмов контроля за ее осуществлением.
При этом власть отнюдь не произвольна и может править,
опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини­
маются по усмотрению правящей элиты.

3. Стремление использовать силу для разрешения кон­
фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают
автоматически и во всех случаях. Правящая группа или ав­
торитарный политический лидер могут и не прибегать к на­
силию и массовым репрессиям. Более того, они могут быть
популярны среди широких слоев населения. Однако при ав­
торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю­
бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе
как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен­
тами.

4. Недопущение реальной политической оппозиции и по­
литической конкуренции.

5. Относительная закрытость правящей элиты, рекрути­
рование членов политической элиты путем кооптации, на­
значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры­
тых и честных выборов.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении мо­ноидеологии (единственной разрешенной идеологии) в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии-госу­дарства. При этом от предшествующих исторических форм деспотизма тоталитаризм отличает не только технически обусловленная высокая степень контроля за поведением от­дельных индивидов и масштаб репрессий, но и своеобразная революционность идеологической утопии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противо­речий старого порядка, построение нового общества, форми­рование нового человека.

В современной научной литературе принято различать два основных варианта тоталитаризма — правый и левый. Определяющие отличия между ними лежат в специфике по­ложенных в основу соответствующих режимов идеологий. На правом фланге идейно-политического спектра выделяют­ся фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии, на левом — диктатуры в странах ком­мунистического блока. Все тоталитарные системы обладают целым набором основополагающих элементов, в числе кото­рых наличие моноидеологии, определяющей абсолютную познанную цель развития социума; господство одной рево­люционной по своей идеологической ориентации и органи-


зационным основам партии «нового типа»; слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур; поглощение этой партией-государством общества практически во всех его автономных проявлениях; физиче­ский и моральный террор и т. д., чем и определяется их то­талитарное системное качество.

В описании мыслителей русского зарубежья, а также ря­да западных исследователей тоталитаризм приобретал черты почти совершенной «идеократии»—господства некой абст­рактной универсальной идеи над всеми сторонами жизни об­щества. В работах К. Фридриха и 3. Бжезинского, а также ряда других авторов к середине 50-х гг. был подведен итог предшествующему периоду изучения феномена тоталитариз­ма. Авторы исходили в своих построениях из двух основ­ных постулатов: а) нацизм и коммунизм сходны в своих базовых характеристиках; б) политическая система тота­литаризма не имеет исторических аналогов и является, таким образом, абсолютно уникальной. К числу определяю­щих признаков тоталитаризма относилось наличие: 1) еди­ной официальной идеологии; 2) единственной массовой пар­тии; 3) системы террористического полицейского контроля за населением страны; 4) технологически обусловленного контроля над средствами информации и коммуникации; 5) контроля государства за всеми средствами вооруженной борьбы; 6) почти полного контроля и централизованного ру­ководства экономикой.

Уникальность тоталитарной политической системы состо­ит в том, что ей свойственно отсутствие механизма обрат­ной связи. Такие системы определяются как закрытые и не­устойчивые. Очень важным становился аспект изучения механизма «запаздывания» в принятии тех или иных реше­ний, свойственного любой политической системе, но с осо­бой силой проявляющегося в условиях жесткой централиза­ции, присущей тоталитаризму. Исследователи отмечали, что в условиях непрерывного роста информационных потоков технически невозможно осуществлять более или менее эф­фективное руководство сложной системой из единого цент­ра и поэтому изменения системы неизбежны. Причем харак­тер этих изменений находится в прямой зависимости от степени адаптивности системы и может принять форму ли­бо перераспределения властных ресурсов и полномочий с упором на децентрализацию, либо коллапса тоталитарной системы, не имеющей иммунитета против распада и дезин­теграции.

Отличительной чертой тоталитаризма является безраз­дельное доминирование политической сферы в жизни соци­ума при утрате всеми иными подсистемами общества собст­венной функциональной и институциональной автономии.


При тоталитаризме происходит формирование нового типа взаимоотношений различных сфер человеческой деятельнос­ти, характеризующегося доминированием политики над областью духовной культуры, обществом и экономикой, бес­прецедентным господством политического над индивидуаль­но-личным началом.

Особое место в процессах становления тоталитарных си­стем занимала, как уже отмечалось, тоталитарная идеоло­гия. В результате систематического упрощения социальной реальности революционно-преобразующая по своей сути то­талитарная идеология формирует у своих приверженцев спе­цифическую картину мира. При этом не имеет решающего значения «отправной пункт» идеологических построений — идеи неизбежности социального прогресса (как в коммуниз­ме) или противостояния всеобщему упадку и разложению (в национал-социализме). Философия исторического процес­са и в том и в другом случае оказывается почти идентич­ной. История мыслится как процесс кристаллизации у про­тивоположных полюсов сил добра и зла и находит разре­шение в окончательной исторической победе первых над последними.

Решающее отличие тоталитарной системы от любой дру­гой как раз и состоит в том, что определяемая идеологиче­ски политика получает опору не в обществе (как в либераль­но-демократической модели) и не в неких элитных группах и слоях населения либо традиционных институтах (как это имеет место в авторитарных режимах), а во внешнем по от­ношению к обществу универсальном принципе, который навязывается последнему. Именно поэтому исповедуемая идеология играет центральную роль в рамках любой тотали­тарной системы. Идеологизация общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все эко­номические и социальные процессы становятся ее неотъем­лемой частью.

При всей значимости идеологического фактора для становления и обеспечения бесперебойного функционирова­ния тоталитарной политической системы, институциональ­ным ядром системы выступала партия, одновременно яв­лявшаяся проводником и носителем моноидеологии. Бу­дучи ядром, или, точнее, стержнем, пронизывающим все уровни политической системы, партия выполняла це­лый ряд жизненно важных для нормальной жизнедеятель­ности системы функций, таких, как функции интеграции, управления, мобилизации масс, контроля за всеми общест­венными организациями и ассоциациями и т. д. Таким образом, необходимо помнить, что, говоря о политической системе тоталитаризма, мы прежде всего имеем в виду изучение слитых воедино структур партии-государства.


Всесильная власть выступает здесь главным гарантом то­тального идеологического контроля. А политическая систе­ма, точнее, партийно-государственная организация общества служит стержнем жесткой социальной иерархии.

Тоталитаризм в его коммунистической разновидности приобрел довольно значительную популярность в мире. Од­нако история наглядно продемонстрировала обреченность за­крытых и негибких систем подобного типа. Тоталитарные системы оказались неспособны адаптироваться к изменени­ям на мировой политической арене и в мировой экономике. Их возможности оказались жестко ограничены идеологиче­скими догмами.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Вопрос о том, что такое политический режим, является одним из самых запутанных в современной политической науке.

В публицистике, а нередко и в научной литературе поня­тия политическая система и политический режим исполь­зуются в качестве взаимозаменяемых. Например, говорят о президентском режиме и президентской системе, парламент­ском режиме и парламентской системе. Так в чем же принципиальное отличие между этими понятиями? Главное различие состоит в том, что тип политической системы оп­ределяется фундаментальными принципами ее организации. Что же касается политических режимов, то их различия вы­являются внутри тех или иных типов политических систем по характеру соотношения ветвей власти, организации по­литических институтов, формам и методам осуществле­ния власти.

В политической науке сложилось по меньшей мере две традиции в осмыслении понятия «политический режим». Различия между этими традициями весьма существенны. В первом случае акцент делается на формально-юридических аспектах функционирования политической системы. Во вто­ром случае внимание фокусируется на особенностях полити­ки как процесса.

Первое направление принято именовать институциональ­ным. Его сторонники склонны отождествлять политический режим с таким понятием, как форма правления. В этом слу­чае все существующие формы политического устройства можно довольно четко подразделить на монархические и ре­спубликанские режимы. В свою очередь, в рамках монархи­ ческих можно выделить режимы абсолютной, ограниченной и конституционной монархии. Республиканские режимы принято подразделять на президентские и парламент­ ские.


Второе направление концентрирует внимание на способах и средствах осуществления политической власти. В фокусе внимания исследователей при этом оказываются доминиру­ющие идеологии; типы политической культуры общества; наличие или отсутствие многопартийности, легальной оппо­зиции, разделения властей; роль институтов гражданского общества; взаимоотношения элит и масс в политическом процессе; доступ масс к участию в политике; способы рота­ции и рекрутирования элит и т. д. С учетом названных по­казателей нередко различают тоталитарные, авторитарные и демократические режимы.

Вместе с тем наличие большого числа определений и подходов не должно помешать нам обобщить существующие на сегодняшний день точки зрения. Правящий класс в рам­ках любой политической системы может осуществлять свои властные полномочия и регулятивное воздействие только при посредстве политических норм и ценностей, действую­щих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую людей информа­цию. Иными словами, для того, чтобы политическая систе­ма могла нормально функционировать, члены политической общности должны принять некоторые базовые процедуры и правила. Они определяют средства урегулирования спор­ных ситуаций по поводу выдвигаемых политическими субъ­ектами требований в борьбе за достижение определенных целей. Также необходимо признание властных полномо­чий соответствующих политических институтов и струк­тур. Подобный каркас для функционирования политичес­кой системы можно обозначить понятием «политический режим».

Политический режим следует соотносить с политической системой и властью. Режим представляет собой организацию власти в рамках той или иной политической системы. По­ литический режим — это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определен­ных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политичес­ких институтов и структур, предназначенных для их реали­зации в политической практике. При этом политические ценности заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий. Например, очевидно, что по­литические ценности коммунистического и либерально-де­мократического режимов существенно отличаются друг от друга. Политические нормы определяют типы ожидаемых процедур, приемлемых в рамках процесса выдвижения и ис­полнения политических требований, и могут носить как формальный (легальный), так и неформальный характер. К числу формальных норм относятся прежде всего конститу-


ционные нормы, а также нормы, устанавливаемые законо­дательством той или иной страны. Сложнее обстоит дело с неформальными нормами. Они включают представления о должном и допустимом, распространенные в рамках того или иного общества, и жестко отграничивают допустимое от недопустимого в повседневной политической практике. Речь идет об обычаях и традициях, передающих из поколения в поколение в том числе политический опыт людей, имеющий силу неписаного правила. Политические структуры при­званы с помощью определенного набора методов осущест­вления власти обеспечить процесс принятия политических решений, необходимую степень подчинения этим решениям всех участников политического процесса и механизм вопло­щения данных решений в жизнь.

Политический режим является одной из важнейших ха­рактеристик любой политической системы. В рамках тота­литарных политических систем можно четко вычленить правый и левый варианты тоталитаризма, а внутри их нацистский и фашистский политические режимы, а так­же марксистско-ленинский коммунистический режим в СССР, маоистский режим в КНР и режим, основанный на идеях чучхе, в Северной Корее. В рамках политиче­ской системы авторитаризма довольно четко выделяются режимы однопартийной диктатуры, военные режимы, режи­мы личной власти, бюрократически-олигархические режи­мы, традиционные монархии. Характеристики режима могут существенным образом трансформироваться, не выхо­дя за рамки одной политической системы. В этой связи ряд исследователей полагает возможным говорить о сущест­венных трансформациях режима в рамках советской систе­мы — от сталинского репрессивного режима до брежневского режима застоя. Парламентская республика в результате конституционной реформы может превратиться в прези­дентскую, и наоборот. Таким образом, одна и та же поли­тическая система может функционировать «в разных ре­жимах».

ММ Основные понятия: политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм.

Проверьте себя

1) Что такое политическая система? 2) Каковы структур­ные элементы политической системы? 3) Перечислите воз­можные типологии политических систем. 4) Что такое по­литический режим? 5) Как соотносятся между собой политическая система и политический режим? 6) Назовите основные черты тоталитарных политических систем. 7) Ка­ковы основные разновидности и базовые характеристики ав­торитарных политических систем?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Политическую систему современной России нередко
критикуют в иностранных СМИ за недостаточный демокра­
тизм. Попробуйте поразмышлять, является ли она при этом
диктаторской и в чем принципиальные отличия политичес­
кой системы современной России от политической системы
СССР.

2. Объясните, в чем состоит уникальность тоталитарных
политических систем по сравнению с иными политически­
ми системами диктаторского типа. Насколько правомерно
утверждение о тоталитарном характере политической систе­
мы СССР? Обоснуйте свою точку зрения.

3. В 1991 г. прекратила существование одна из двух
сверхдержав того времени — СССР. Попробуйте объяснить,
почему это произошло (в терминах теории политических си­
стем).

4. В литературе часто происходит отождествление поня­
тий «режим» и «система». Например, речь может идти о
сталинском режиме и одновременно о созданной «великим
вождем» политической системе. Насколько корректным яв­
ляется подобное отождествление? Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы американского политолога о политичес­кой системе.

Политическая система может быть определена как сово­купность тех взаимодействий, посредством которых ценнос­ти авторитарным способом приносятся в общество. Это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем. Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную... Интрасоциетальные системы вклю­чают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межлично­стные отношения. Они являются функциональными сегмен­тами общества, компонентом которого является и сама по­литическая система. В данном конкретном обществе системы, отличные от политической, выступают источником множества влияний, в совокупности определяющих условия действия политической системы. В мире, где постоянно фор­мируются новые политические системы, мы можем найти немало примеров того, когда меняющиеся экономика, куль­тура или социальная структура могут оказывать воздейст­вие на политическую жизнь.

Другая часть окружения политической системы экстрасо-циетальна, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функ­циональными компонентами международного сообщества...

6~Л Н Боголюбов, 11 кл


Оба эти класса систем — интра- и экстрасоциеталь-ные... образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической сис­темы. Возмущающие воздействия — понятие, с помощью ко­торого можно эффективно описывать влияния полного окру­жения на политическую систему и вызываемые им изменения этой системы.

...Каждая политическая система характеризуется свойст­вом в той или иной степени справляться со стрессом своих существенных переменных. Это не значит, что результат по­ведения системы всегда именно таков; система может раз­рушиться именно по той причине, что оказалась неспособ­ной принять адекватные и эффективные меры в отношении надвигающегося стресса. Но именно способность системы от­вечать на стресс имеет решающее значение.

Истон Д. Категории системного анализа политики //

Антология мировой политической мысли: В 5 т. —

М.: Мысль, 1997.— Т. 2. — С. 634—635, 636.

11(111 Вопросы и задания к источнику. 1) Политическая система су­ществует в определенной окружающей ее среде. Подумайте над тем, из каких именно составных частей формируется эта среда. 2) Какая именно способность политической системы имеет решаю­щее значение для ее существования?

Демократия

Вспомните:

что представляет собой политический режим? В чем суть тоталитарных и авторитарных политических режи­мов? Что понимается под социальными нормами и цен­ностями?

Демократия является, как известно, одним из типов по­литического режима. Она имеет длительную и древнюю ис­торию: примитивная первобытная (военная) демократия; ан­тичная афинская демократия времен правления Перикла (5 в. до н. э.); демократия Нового времени. (Подумайте, как развитие демократии в период Нового времени было связа­но с развитием представительных учреждений, прав челове­ка и избирательного права.)

В настоящее время усиливается стремление народов к де­мократии. Демократические порядки в разных странах не похожи друг на друга, ибо в каждой стране они устанавли­ваются в зависимости от особенностей экономической и со­циальной структуры, национальных традиций и обычаев. Не случайно в политологии существует множество теорий демократии. Их сторонники, несмотря на различия научных


подходов, единодушно называют общие, свойственные всем демократическим режимам принципы и ценности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.