Приводя в качестве примера китайский стиль общения, обращалось внимание на то, что для китайцев характерной является ориентация в общении на систему групповых, а не индивидуальных ценностей. Речь идет о индивидуальном или коллективном самоконтроле, который является одним из распространенных критериев и в соответствии с которым различаются культуры в целом и культуры общения в частности.
Пользуясь, случаем, отметим, что индивидуализм присущ обществам, которые характеризуются свободными связями между индивидуумами, т.е. приоритет предоставляется личным целям по сравнению с группой, самоидентификация осуществляется на основе личностных черт, а не через отождествление себя с группой.
Применительно коллективизма, это характерная черта тех обществ, в которых индивиды с момента рождения интегрированы в сплоченные группы, т.е. превалируют групповые цели. Считается, что для западного общества характерны ценности индивидуализма. Что касается общения, то оно проявляется в собственном мнении, самостоятельности суждений, индивидуальном принятии решений, удовлетворении собственных интересов и др.
Вместе с тем азиатские культуры больше ценят коллективизм, который в общении проявляется в повышенной уважении к собеседнику, коллективном обсуждении и принятии решения т т.д..
Известно немало исследований, в которых подчеркивается тот факт, что у коллективиста могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, однако эти связи глубокие и длятся дольше.
Для представителя индивидуалистской культуры хорошее самочувствие связано с единоличными положительными чувствами, например, с чувством гордости. Коллективист хорошее самочувствие связывает с межличностными отношениями, в частности, с дружескими чувствами.
В коллективистских культурах общения ценится социальная солидарность, гармония, демонстрация уважения, скромность, избегание острых тем. Для этой культуры важно знать, к какой группе относится человек и какие ценности этой групповой ячейки.
Если в общении принимают участие представители разных культур, важным является учет различий между системами социальных отношений, которые помогают свести к минимуму моменты непонимания.
В таких ситуациях исследователи проблем общения советуют индивидуалистам, которые оказались в коллективистской культуре, избегать конфронтации, культивировать долгосрочные отношения, скромнее себя подавать, интересоваться местом людей в групповой иерархии, определять собственное социальное положение и др.
Зато, коллективистам, которые попали в страну с индивидуалистской культурой, следует свободнее, чем обычно, критиковать, переходить прямо к делу, демонстрировать свои умения и достижения, предоставлять большее значение личным качествам собеседника, чем его социальному положению или принадлежности к определенной группе.
В контексте анализа ценностей индивидуалистской и коллективистской культур общения важно указать на наличие альтернативной концепции, которая пытается объединить все лучшее из коллективистских и индивидуалистских ценностей и называется коммунитарианизм.
Речь идет, прежде всего, о сбалансировании права индивидуальности (уважения основных прав человека) и коллективного права на благополучие общества (забота о благе семьи и обществе).
Подводя общие итоги социокультурных и этнопсихологических особенностей общения, следует отметить, что проблему общения необходимо изучать, анализировать, решать и решать интегрировано и одновременно дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран (регионов), так и на микроуровне относительно отдельной ситуации межличностного взаимодействия или конкретной группы с учетом сложившейся культуры и соответствующих общечеловеческих ценностей.
Другими словами, с одной стороны, культура общения не имеет пределов и границ, то есть все лучшее, что дает мировая теория и практика по проблемам общения, должно быть достоянием каждого, а с другой - традиционно-бытовые, этнопсихологические характеристики общения, особенности поведения, такие как ритуалы приветствий и прощаний, обращения с представителями противоположного пола, родственниками, гостями, старшими, средства и атрибуты общения (жесты, мимика, детали одежды), табу, стереотипы общения и т.д., играют важное значение в установлении контактов между людьми.
Итак, феноменология общения фиксирует как стандарты взаимодействия и коммуникации, так и социокультурные и этнопсихологические их особенности.