Никольский хотя и является теоретиком, сопровождающим постройку по 1942 г. но он не может решить всех проблем, покинув фирму по состоянию здоровья.
Его книга «Заметки по теории проектирования вертолетов» вышла уже в 1944 г. после окончания работ и скорее обобщает полученный при конструировании вертолета Сикорского опыт.
С этой точки зрения странно выглядят уверения некоторых псевдоисториков о копировании советскими конструкторами американского вертолета. Чаще всего эти заявления обоснованы только внешним сходствомдаже не аппаратов, а схем, потому что сравнивать аппараты в данном случае особо сложно, ибо наиболее похожим на подходящего по возрасту «американца» R 5 можно считать только не принятый на вооружение Як 100.
Однако если привести историю создания Ми-1, то станет очевидно главное отличие советского подхода – глубокая научная подготовка, со стендовыми испытаниями, после которой происходит тот самый главный шаг, дающий большой результат. Советские вертолеты взлетают быстро, их параметры лучше, чем у американских конкурентов, а проблемы решаются по ходу испытаний без тяжелых проблем так как полеты проводят тоже летчики-профессионалы,а неконструктора.
Война несколько затормозила появление вертолетов в СССР, но работы по ним после возобновления уже не останавливались, а трофейные материалы позволили перепроверить собственные достижения и пойти дальше своим путем.
Судя по решению разрабатывать Як 100 и Ми 1, успех Сикорского стал лишь косвенным доводом для обоснования правильности схемы Юрьева, однако реальность показывает, что в СССР были применены все более-менее классические схемы: продольная, поперечная, соосная и классическая-юрьевская.
После окончания опытных работ фирма Сикорского, наконец, получает заказы на вертолеты, преобразовав опытные машины в серийные R 4, R 6 и разработав совсем новый R 5.
Другие вертолеты того периода, как и в Европе кроме Белл, были вытеснены столь массовым конкурентом и практически сошли со сцены.
Немецкие вертолеты преимущественно полегли в цехах под бомбамиили не перешли в серийное производство, из остатков собрали еще немногоФа223 во Франции и Чехословакии.
Советские поперечники под руководством Братухина всю войну дорабатываются, пока всю разработку не закроют уже в 50-х.Вертолет ОКБ Яковлева «Ш» по непроходимой для Сикорского соосной схеме взлетает уже 2 декабря 1947 г. как вполне готовый к эксплуатации. Впоследствии ОКБ Камова возьмет эту схему за основу.
В США в Принстонском университете лишь во 2-й половине 40-х монтируется стенд для исследования авторотации и в 50-х годах появляются крупные стенды для полных испытаний моделей вертолетов.
Что же можно сказать в итоге?
1. Среди российских авиаконструкторов – эмигрантовбыло небольшое количество «вертолетчиков».
Среди них единицы имели теоретическую подготовку или собственные проекты.
Трое из конструкторов-эмигрантов послереволюционного (Ботезат, Флорин, Сикорский) и один из дореволюционного периода (Луцкой) построили собственные вертолеты на основе знаний полученных в России, двое (Глухарев и Никольский) получилидообразование и влились в фирму Сикорского, один (Бензин) получил образование и организовал собственную фирму Бенсен. Из них лишь вертолетыфирм Сикорского и много позже Бенсенаможно признать действительно успешными.
После первой неудачи Сикорский не обращается к вертолетам почти 25 лет.
Сикорский находился в довольноограниченном месте с автором классической схемы вертолета Юрьевым.
Уже находясь в США, Сикорский заново патентует вертолетпо схеме Юрьева.
При проведении испытаний VS 300 Сикорский и его команда демонстрируют непонимание теории вертолетов схемы Юрьева.
Другие фирмы за этот период добиваются некоторого успеха на других схемах (кроме Белл), но успех Сикорского скорее в массовости не только военного, но и гражданского применения вертолетов.
Соответственно предыдущему пункту интересно сравнить и полученные вертолеты Фа 223 и R 4. Спасательный многоместный вертолет с лебедкой на борту и несколькими пассажирами и легкий аппарат для связи и быстрой эвакуации. Машины, безусловно, разного класса, но в отличие от США в Германии к концу войны сумели разработать и средние и легкие и сверхлегкие вертолеты, провести посадку на боевой корабль и лишь бомбардировки союзников не дали отправить их в действительно массовое производство.