В.П. Кохановский
ФИЛОСОФИЯ КАК
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
И ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА
Ростов-на-Дону
Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ
2014
ББК Ю25
К75
К75 Кохановский В.П. Философия как методология науки и принцип историзма. – Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. – 690 с.
ISBN
Валерий Павлович Кохановский (1939–2005) – известный ростовский философ, редактор ряда учебников по философии, автор нескольких монографий; две его работы включены в настоящий сборник.
В монографии «Историзм как принцип диалектической логики» В.П. Кохановский исследовал историзм в качестве всеобщего принципа диалектики как логики и теории познания, показал процесс формирования этого принципа, вскрыл его сущность и рассмотрел структуру.
«Философия и методология науки» – первый фундаментальный учебник, подготовленный в соответствии с госстандартом высшего профессионального образования РФ – рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами.
Настоящий сборник рассчитан на студентов, аспирантов, преподавателей, всех тех, кто интересуются проблемами истории, философии и методологии науки.
ISBN
© Издательство Северо-Кавказского
научного центра высшей школы ЮФУ, 2014
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
В НАСЛЕДИИ В.П. КОХАНОВСКОГО
Валерий Павлович Кохановский (1939–2005) – известный ростовский философ, четверть века возглавлявший кафедру диалектического материализма (она была затем переименована в кафедру философии и методологии науки) философского факультета РГУ, редактор ряда учебников «Философия», «Основы философии», «История философии», «Основы философии науки», «Философия и методология науки» и др., автор нескольких монографий по диалектической логике, философии и методологии науки. Две его работы, которые в настоящее время стали библиографической редкостью, включены в данный сборник.
* * *
В 1990-е гг. на философскую общественность страны обрушилась лавина переводов немецких, французских или англоязычных авторов, позволившая Валерию Павловичу Кохановскому посвятить себя исследованиям в области феноменологии, аналитической философии, философии науки и др. В эти годы В.П. Кохановский пишет отдельные статьи и книги о В.С. Соловьеве, О. Конте, Г. Риккерте, М. Вебере, Г. Гадамере, читает спецкурс по проблемам философии и методологии науки в постпозитивизме, руководит кандидатскими диссертациями учеников о творчестве К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Будучи заведующим кафедрой философии и методологии науки, В.П. Кохановский не только на философском факультете, но, пожалуй, и в стране был тем человеком, который возродил (а, точнее, даже заложил) основы изучения и преподавания философии как методологии научного познания. Его гибкий ум был весьма чувствителен к назревающим тенденциям в образовательном процессе в области философии. За несколько лет до перевода отечественной системы высшего образования на двухступенчатый уровень (бакалавриат и магистратура) и изменения философской подготовки аспирантов В.П. Кохановский рекомендовал своим коллегам по факультету и убеждал их в необходимости углубленного изучения тех дисциплин кафедральной специализации, которые связаны с методологическими проблемами естественных и гуманитарных наук. В последние два десятилетия ХХ в. крайне важным направлением своей деятельности В.П. Кохановский считал написание и редактирование учебных пособий для студентов и аспирантов: «Философия», «История философии», «Хрестоматия», «Философские проблемы социально-гуманитарного познания», «Основы философии науки» и др. Задел по философии и методологии науки, созданный им в эти десятилетия, способствовали появлению в свет его авторского учебника «Философия и методология науки» (1999), который наряду с редактируемой им «Философией» стал основным учебником для студентов и аспирантов российских вузов начала ХХI века.
В этой книге Валерий Павлович Кохановский под наукой понимал форму общественного сознания (одну из семи – мораль, религия, искусство, философия, право, политика), направленную на производство знаний о природе, обществе и технике, и совокупность знаний, приведенных в целостную систему, которая имеет своей непосредственной целью постижение истины, открытие объективных законов, проверяемых общественно-исторической практикой. Главный стержень организации науки как системы знаний – дисциплинарный или предметный, согласно которому ее делят на естествознание, обществоведение и технознание. По непосредственной близости к общественно-исторической практике выделяют фундаментальные и прикладные науки. По глубине проникновения в объективную реальность в науках различают эмпирический и теоретический уровни.
Повседневный мир, в котором мы живем, и где возникают и расцветают для нас все иные «миры» – искусство и наука, философия и религия, – обладает непосредственной достоверностью. Живя в повседневности, люди прагматически заботятся о собственном выживании, качестве своей жизни, дружат и любят, верят в определенный порядок мироздания, формируют нормы и ценности, рецепты и формулы, разрешения и запреты. В эмпирическое кружево повседневности вплетаются мир чувственных ощущений и здравый смысл. Обыденное познание личности формируется в общении с другими людьми, оно сплошь соткано из значений, придаваемых вещам и отношениям. Смыслы обыденного познания позволяют упорядочить приобретаемые знания, которые получают общепринятые интерпретации. Здесь все толкования постоянно прирастают различными смыслами. Если научное познание исследует любое явление или процесс как объект, то обыденное познание строится вокруг субъекта и состоит как из знаний, так и из множества представлений, принимаемых на веру, и переживаний, т.е. эмоционально окрашенных состояний внутреннего мира. В переживании личность сливается с переживаемым и погружается в это состояние, ибо одновременно невозможно переживать и рефлексировать над собственным чувством.
Окружающий мир в науке предстает совсем не таким, каким он дан человеку в непосредственности его ощущений, восприятий и представлений. Объектами научного познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а идеализированные объекты. Хотя и наука не лишена догадок, предположений, гипотез, вероятностных суждений, все же она нацелена на открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Чтобы выявить эту скрытую сущность, нужно предпринять серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, распространенных в повседневном мире.
В отличие от обыденного познания, по убеждению В.П. Кохановского, наука характеризуется:
• систематичностью, доказательностью, логической выводимостью одних положений из других, обоснованностью результатов и достоверностью выводов. Важнейшее значение в науке принадлежит логико-методологической подготовке исследователей, их философской культуре, постоянному совершенствованию мышления, умению применять его законы и принципы;
• объективностью открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательной воспроизводимостью и т.д. Цель научного познания – объективная истина, постигаемая рациональными методами не без помощи, конечно же, живого созерцания и внерациональных средств;
• осознанным контролем над самой процедурой познания, предъявлением системы требований к методам получения нового знания, т.е. постоянной методологической рефлексией. Исследование специфики, свойств и связей объектов сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, при помощи которых они познаются;
• наличием специализированного языка описания исследуемых объектов. Неопределенность, многозначность понятий естественного языка заставляет науку прибегать к выработке искусственного языка (математическая символика, химические формулы и т.д.) с четкой фиксацией смысла и значения понятий. Наука, вбирая в себя опыт обыденного познания, обобщает эмпирические факты в систему понятий, законов и теорий;
• применением таких специфических материальных средств, как приборы, инструменты, т.е. сложного и зачастую дорогостоящего «научного оборудования», а также использованием для исследования своих объектов идеальных (духовных) средств и методов. Эти материальные и духовные средства сами выступают предметом исследования науки. Наука сама себя исследует с помощью комплекса дисциплин: история науки, психология научного творчества, социология знания, науковедение и философия науки, изучающая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.
Поэтому научная деятельность требует длительной подготовки, в ходе которой осваиваются исторически сложившиеся объемы научных знаний, методы и средства их использования и приращения. Достичь этого возможно только при наличии особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров. Иначе говоря, требуются функционирование институтов и университетов, проведение конференций и симпозиумов, защита диссертаций, публикация научных статей и монографий и т.д.
Совокупность разрозненных сведений обыденного познания еще не является научным знанием. Наука – это творческая деятельность ученых по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе собственных закономерностей. К ним В.П. Кохановский относил следующие.
Объективной основой a) преемственности в науке, т.е. воспроизведение развивающихся объектов, осуществляемое в процессе познания, которое происходит посредством отрицания друг другом теорий, их достраивание и обогащение. При этом содержание предшествующих знаний не отбрасывается полностью, а сохраняется в новых концепциях в «снятом» виде с удержанием положительного. Новые теории не отрицают полностью старые, а должны стремиться выявить как достоинства, так и ограниченность старой теории. Преемственность в науке выражается в понятиях традиция и новация. Научными новациями В.П. Кохановский называл то, что возникает впервые, чего не было раньше (научные открытия, фундаментальные идеи и «сумасшедшие» концепции); традициями – знания, накопленные предшествующими учеными, передающиеся следующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, школах, направлениях, отдельных научных дисциплинах.
Наука непрерывно разветвляется и усложняется; в ней происходит неравномерное b) чередование спокойных периодов развития и научных революций. В развитии науке причудливо сочетаются кропотливые накопления новых знаний с «обвальным» эффектом внедрения новых идей; медленный процесс «нормальной науки» чередуется с «рваным» ритмом опрокидывания научных картин мира, складывавшихся столетиями. Понимание скрытой логики развития научного знания уже не довольствуется неспешной эволюцией науки, а акцентирует внимание на логике научных революций. В настоящее время развитие науки представляют как фундаментальные теоретические сдвиги, которые заставляют ученых перестраивать свою деятельность на основе принципиально иных мировоззренческих установок (парадигм).
Еще одна важная закономерность – это сочетание взаимодополняющих тенденций c) дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение «усилий» ряда наук и их методов) научного знания. Рост научного знания сопровождается непрерывным дроблением целого на мелкие разделы и подразделы. Так, современная физика состоит из таких разделов, как механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и др. Химия сначала разделилась на органическую и неорганическую, затем – на физическую и аналитическую, потом возникла химия углеводородов, затем появились квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий и др. Число самоопределяющихся научных дисциплин непрерывно растет. Процессы дифференциации продолжаются и сейчас, но не столь стремительными темпами, как в XIX в. – первой половине ХХ в. Трудно оспорить преимущества объектной специализации наук. Но пришла пора задуматься и о единой науке о человеке, о единой науке о природе, о чем свидетельствует появление «смежных» естественнонаучных дисциплин – физической химии, химической физики, биохимии, биогеохимии, химической термодинамики. Границы между подразделами науки становятся прозрачными и условными.
Кроме того В.П. Кохановский указывал и на такие закономерности, как углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации; теоретизацию современной науки, взаимодействие наук и их методов; усиление ее социальной роли, т.е. свободу критики, недопустимость монополизации и догматизма науки, ее активизацию во всех сферах жизни людей.
В отличие от религии, которая предполагает веру в сверхчувственный мир, полный тайн и неподвластный рациональным объяснениям со стороны человека, наука, как новый способ духовного освоения мира, изначально выступила орудием духовной экспансии поднимающего голову человека, попыткой разговаривать с природой на равных. Религия противопоставляет земное и трансцендентное, мирское и божественное, обыденное и священное, удваивает мир (земной и небесный) и указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом и волей. Они могучи, таинственны, чудодейственны, их власть над земным миром абсолютна. Важнейшим условием принятия индивида в качестве полноправного члена – верующего – во всех обществах, регулируемых религией, является знание «закона Божьего», посредством которого постигались высшие смыслы, зафиксированные в Священном Писании. Контроль за соблюдением данного условия религия осуществляет при помощи догматики, веры, культа. Но и «науки нет там, где ученый не стремится установить законы в исследуемой области действительности», – писал В.П. Кохановский. Научный закон – это связь (отношение) между явлениями и процессами. Эта связь выступает: а) существенной, т.е. присущей всем без исключения процессам определенного типа и действует всегда и везде; b) необходимой, т.е. осуществляется всякий раз при соответствующих условиях; с) внутренне-устойчивой, т.к. отражает глубинные связи данной предметной области в единстве ее моментов и отношений в рамках целостной системы; d) повторяющейся, т.к. «закон есть прочное (остающееся) в явлении», выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях. Итак, закон – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений.
Будучи системой эмпирически достоверного и логически организованного знания, в постижении истины наука стремится быть свободной от предрассудков монополизма, веры и догматизма. Поэтому испытанный способ научной деятельности – критика, основная задача которой целостная оценка изучаемого предмета с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон. Выделяя две основные формы критики: а) негативную, разрушительную и b) конструктивную, созидательную, В.П. Кохановский отмечал, что «только конструктивная критика открывает возможности для обсуждения спорных или неясных вопросов науки, свободное и открытое столкновение многообразных – в том числе и альтернативных – подходов, борьбу различных мнений, концепций, теорий, научных школ и направлений и т.п. Но эта борьба должна вестись не ради самого процесса борьбы, а ради достижения истины, открытия объективных и продуктивных идей. Борьба идей не должна превращаться в борьбу людей, в межличностные конфликты ученых». Целостные, синтетические концепции в науке способны создавать те ученые, которые в полной мере владеют методологической культурой и критическое сознание которых непримиримо ни с каким монополизмом в познании, т.е. с исключительным правом на истину в последней инстанции, и догматизмом. Догматическое мышление схематично, статично, склонно преувеличивать значение абсолютного момента в истине, выдавая его за целое. Ясно, что догматизм, некритическая вера в авторитеты, незыблемые научные постулаты есть тормоз для развития науки.
Как и наука, искусство – эстетическое отражение действительности по законам красоты – представляет собой творение профессионалов – художников, поэтов, музыкантов. Этот способ постижения объективной реальности опирается на фундаментальные принципы бытия, выраженные мерой, гармонией, симметрией, целостностью. В звуках, красках, движениях, словах художественного произведения проступают такие отношения, которые волнуют воспринимающего. Их наглядная, конкретно-чувственная форма настраивает душу человека в унисон с действием общей гармонии Вселенной, и он получает эстетические переживания. Они приводят в возбужденное, растревоженное состояние дух, который испытывает восторг от безупречно исполненной работы «мастеров искусств». Воодушевленные от соприкосновения с подлинным произведением искусства, (со)участники художественного действия, перенося эти эмоции на повседневность, стараются достичь такого же совершенства и в обыденной жизни.
Как и наука, искусство создает особый, идеальный мир, дублирующий реальный мир человека. Стихии природы, коллизии общественной жизни, душевные страсти, логика мышления – все подвергается эстетической переработке в мире художественного вымысла. Этот мир есть испытательный полигон для человеческих чаяний и страстей. Если морально недопустимо экспериментировать с живыми людьми, то художественные средства позволяют творцам искусства анатомировать любую житейскую ситуацию и поступки людей при помощи художественных образов и символов, проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца побуждения человека. Искусство выступает инструментом самопознания общества, в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях. Сконструированный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирует человека стремиться к совершенству в любой сфере деятельности. Специфика искусства как способа освоения мира состоит в создании: а) художественных образов, как главных средств воспроизведения эстетической реальности; b) «перевернутого» способа обобщения, где общее не абстрактно, но конкретно (художественный образ не только ярко выраженная индивидуальность, но и общий тип, характер); с) фантазии, вымысла, но и одновременного требования «жизненной правды» от продуктов этой фантазии.
Как и искусство, наука создает свой идеальный мир, в котором отражаются основные закономерности объективного мира. На эмпирическом уровне познания ученый занимается сбором и первичной рациональной обработкой опытных данных. Задачу фиксации фактов он решает при помощи методов наблюдения, описания, измерения, сравнения и эксперимента. Методом В.П. Кохановский считал «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме, а основную его функцию усматривал во внутренней организации и регулировании процесса познания того или иного объекта. Метод, как совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия, рассматривался В.П. Кохановским в качестве «системы предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности». Метод «дисциплинирует поиск истины», позволяет «экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем», служит «компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок».
Формирование научных понятий и принципов, объяснение и интерпретация эмпирических фактов происходит на теоретическом уровне познания. Теорией В.П. Кохановский считал «целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения)», которая имеет сложную структуру со следующими основными элементами: «1. Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2. Идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.). 3. Логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами».
При помощи такого интеллектуального инструментария, как аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, системно-структурный, структурно-функциональный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др., ученые создают теории и концепции, т.е. идеализированные конструкты (идеальный газ, полный вакуум, абсолютно твердое вещество, абсолютно черное тело, общество вообще, чистая духовность, справедливое правление и др.), которые в реальности сами по себе не существует. Вводя в научное мышление подобного рода принципы и понятия, ученые отвлекаются от второстепенных, несущественных свойств и связей реального мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится в существенных чертах. Недаром научный взгляд на мироздание уподобляют географической карте, на которой отмечено лишь главное и основное, а масса несущественных подробностей опущена.
Наука, как форма общественного сознания, вовсе не проявление чистой любознательности, но, будучи также формой производственной деятельности, она служит потребностям общества: технике, экономике, медицине, образованию, законодательству и др., изучая свой специфический срез, отдельные фрагменты бытия.
Предметом философиивыступает взаимодействие человеческого сознания с бытием, взятое в многообразных ракурсах и в конкретно историческом развитии. В философии воедино спаены два относительно самостоятельных способа человеческой жизнедеятельности – научно-теоретический и духовно-практический. Первый способ познания бытия устремляет взор философа к всестороннему знанию при помощи выверенных правил, норм и методов исследования; второй, т.е. ценностный, – вбирает в себя социально-нравственный опыт своего народа, исторический опыт всего человечества. Этот опыт выступает вовсе не непосредственной достоверностью, которая рождается в четырех стенах домашнего обихода, не научным фактом, над которым билась мысль естествоиспытателя. Стремясь найти предельные основания и регулятивы сознательного отношения к бытию, философия оказывает активное воздействие на современную действительность, формируя новые идеалы, нормы и ценности. Философия устремлена к целостному постижению мира, всеохватывающему единству сущего. Как утверждал еще Аристотель, она ищет ответы на вопрос о «первоначалах и первопричинах».
В отличие от философии, занятой поиском сущностного смысла человеческого отношения к бытию, наука не применяет ценностной шкалы человеческих смыслов к социальным последствиям. Науку не интересуют предельные, «вечные» вопросы излюбленных тем философских размышлений о мудрости, добре, красоте, патриотизме, смысле жизни. Она занята установлением и систематизацией объективных знаний о мире и своей целью ставит описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов.
В.П. Кохановский полагал, что философия, разрабатывая определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект), во-первых,«дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов», формирующуюся «в результате обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов». Во-вторых,философия «вооружает» ученого знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине и путях ее постижения (гносеологический аспект).
Если ученые, исследующие одну и ту же научную проблему одними и теми же методами, получают идентичный результат, то он принимается научным сообществом. Критерии научности – повторяемость и воспроизводимость опыта – практически неприемлемы для философии с ее обилием авторизованных концепций, стремящихся отыскать всеобщее. Если ученый опирается на экспериментальную проверку фактов, то философ уносится в мир умопостигаемых сущностей, недоступных чувствам.
Если язык обыденного познания призван обозначить и реализовать утилитарные потребности в рамках предметности повседневного мира, язык искусства отразить объективную реальность в форме художественного образа, а язык науки четко зафиксировать изучаемые предметы в определениях научных терминов и понятий, то философский язык, постигающий мир с позиций всеобщего, создает специфические, универсальные понятия, называемыми категориями, при помощи которых философ стремится отразить безмерность и бесконечность мироздания.
Анатолий Белов
В.П. Кохановский
ФИЛОСОФИЯ
И
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Ростов-на-Дону
Издательство «Феникс»
1999
Предисловие
Наука – сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания – в силу его сложной и многослойной структуры – не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.
Научное познание развивается в контексте исторического развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности.
Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т.п. Наука – это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки – по мере своего развития – проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления.
Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.
Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.
Глава I.